Governance или корпоративное управление — система взаимоотношений между акционерами, менеджерами, директорами и другими заинтересованными сторонами. Оно закладывает структуру, с помощью которой будут определяться цели компании, способы их достижения и методы проверки результатов. Именно от эффективно функционирующего корпоративного управления зависит результат экологической и социальной политики компании. Таким образом, G-аспект становится важным фактором устойчивого развития.
25 октября 2022 года прошел второй ежегодный конгресс ответственного бизнеса ESG- (Р) Эволюция. На тематической сессии эксперты в области устойчивого развития при поддержке Школы управления «Сколково» обсудили будущее корпоративного направления в России в рамках ESG-повестки.
Корпоративное управление как основа устойчивого развития
Несмотря на сложившуюся ситуацию в стране, тренд на устойчивое развитие остается приоритетным и в краткосрочной, и в долгосрочной перспективе. Ценности устойчивого развития продолжают играть важную роль в развитии общества и бизнеса. Эксперты приходят к единому мнению, что ESG-направление и в частности аспект корпоративного управления должны быть включены на каждом этапе развития бизнеса.
Екатерина Никитчанова, заместитель директора РИД — руководитель экспертного центра НП «Российский институт директоров»:
«Чем эффективнее выстроена система корпоративного управления, тем качественнее система устойчивого развития. Те принципы, на которых было основано корпоративное управление, во многом совпадают и отзываются с концепцией устойчивого развития. Именно управленческий аспект позволяет компании преодолеть кризисные моменты и ситуации неопределенности. И если внутри бизнеса было понимание этого направления, то такая система корпоративного управления выстоит».
Елена Дубовицкая, директор центра устойчивого развития «Сколково»:
«ESG трансформация была активно запущена в 2020–2021 годах. Как мы понимаем, контекст существенно изменился в 2022 году. Но хочется верить, что компании не будут останавливаться на достигнутых результатах, потому что правильно выстроенная система корпоративного управления позволит эффективно двигаться вперед».
Наталья Третьяк, первый вице-президент Газпромбанка:
«Ценности устойчивого развития должны лежать в парадигме ценностей компании и если этого не происходит, бесполезно внедрять какие-то практики. Это всего лишь бумажная работа».
Принцип партнерства в корпоративном управлении
Одним из инструментов построения долгосрочных и взаимовыгодных корпоративных отношений является партнерство. Кроме того, оно способствует созданию баланса интересов. Конкурентоспособность и итоговый успех корпорации являются результатом коллективной работы, в которую вносят свой вклад различные провайдеры: инвесторы, наемные работники, кредиторы, клиенты, поставщики.
Юлия Мазанова, Заместитель генерального директора по устойчивому развитию и корпоративным коммуникациям, «Металлоинвест»:
«Принципы устойчивого развития также являются принципами баланса интересов и взаимовыгодных решений. Например, с точки зрения новой логистики, когда мы в большей степени опираемся на внутреннего производителя и выстраиваем новые партнерские взаимосвязи.
Я думаю, что сохранится важный, по крайней мере для нашей национальной повестки, принцип партнерства. В моменте первого шока мы стали вместе собираться и обсуждать как будем реагировать на изменения. Именно в партнерстве с разными компаниями, в партнерстве с сегментами рынка, мы рефлексируем над тем, что нам может помочь и что станет точкой опоры и развития».
Наталья Третьяк, первый вице-президент Газпромбанка:
«Сотрудничество — это очень важно. Мы замечаем, что эти элементы действительно усилились, причем не только сотрудничество бизнеса между собой, но и, что очень важно, регулятора и бизнеса. Мы видим, как активно идут диалоги, насколько прислушивается государство к проблемам и запросам, которые идут от бизнес-сообщества и в целом от общества».
Человеческий капитал: развитие компетенций сотрудников
Деятельность любого бизнеса зависит от множества внешних и внутренних факторов, например, от компетентности руководства, наличия квалификации у сотрудников. Эксперты отмечают, что готовность работников вкладываться в освоение новых навыков — еще один механизм эффективного корпоративного управления, а следовательно, и успех устойчивого развития бизнеса.
Светлана Ивченко, директор департамента устойчивого развития, «Норникель»:
«Мы будем продолжать двигаться с большим упором на внутренние ресурсы, внутреннюю экспертизу. Очень интересны процессы, когда сами сотрудники берут на себя задачу провести тренинги по какому-то стандарту и начинают делиться теми знаниями, которые получили. При этом больше уповая не на внешних международных консультантов, а на то, что доступно. В этом огромный ресурс: возможность научиться что-то делать самим, развиваться более независимо и целостно изнутри».
Наталья Третьяк, первый вице-президент Газпромбанка:
«Ситуация, которая сейчас происходит в мире, еще раз нас заставила убедиться в ценности корпоративного управления. Это один из способов конкурентоспособности и выживаемости. Мы сохраняем тренд на необходимость раскрытия той информации, которую можем позволить раскрыть. И мы видим такую потребность как со стороны наших клиентов, так и со стороны наших сотрудников. По-прежнему сохраняется запрос на формирование компетенций в этой сфере. У нас уже есть концепция повышения квалификации в области ESG. Поэтому помимо стандартных базовых знаний, которые формируются у всех сотрудников банка, очень важно, что от самих работников пошел запрос на углубленные навыки. Мы видим, что в каждом сегменте внутри банка, в разных управлениях бизнеса, есть устойчивое желание работать в этом направлении — развивать внутреннюю корпоративную культуру».
Развитие локальных ESG-подходов: национальные рейтинговые агентства
Переход к устойчивому развитию в России сформировался задолго до февральских событий. Поэтому массовое прекращение работы в стране крупных иностранных компаний привело к смещению фокуса на развитие локальных ESG подходов, стандартов и практик. У бизнеса и других организаций появилась большая возможность решать национальные и локальные проблемы, а также развивать свои собственные ESG-рейтинги. Как отмечают эксперты, несмотря на уход иностранных рейтинговых агентств, методики национальной оценки основаны на международных стандартах. Уже сейчас они становится ориентиром для многих компаний.
Юлия Мазанова, заместитель генерального директора по устойчивому развитию и корпоративным коммуникациям, «Металлоинвест»:
«Еще один аспект, который может стать трендом внутреннего и национального драйвера в стране — это российские рейтинговые агентства. Сегодня есть определенные сложности, например, недостаточный уровень компетенции. На этапе работы с международными финансовыми институтами, компания рейтинговалась в иностранных агентствах и это для нее была некая «дорожная карта» по развитию тех или иных компетенций устойчивого развития. Такими же драйверами могут стать национальные рейтинговые агентства, которые здесь помогут сформировать ландшафт, сделать его прозрачным. Компании смогут ориентироваться на эти параметры и уже в новых условиях сформировать свои собственные «дорожные карты». Это позволит уже внутри компании строить систему корпоративного управления и соответствующие компетенции».