Какие ESG-инициативы ушли из России
Пока сложно оценить, какие ESG-проекты в России закроются навсегда, так как многие иностранные компании окончательно не решили судьбу своих российских активов. Но отсутствие заметных для потребителей проектов видно уже сейчас. Например, один из крупнейших мировых производителей мебели IKEA в Москве и Петербурге принимал на переработку деревянную мебель. Проект был впервые запущен в России в 2019 году, тогда компания собрала 250 т мебели, а затем вновь запущен в конце апреля 2021 года. Сейчас вкладка на сайте с информацией о проекте переадресовывает на сообщение о том, что IKEA приостановила работу в России.
Другой заметный проект был у H&M Group, у которой в России было 170 магазинов под брендами H&M, H&M Home, Monki, COS, & Other Stories. Как указано на сайте компании, с 2013 года магазины H&M принимали одежду и домашний текстиль. За это время компании удалось собрать 12 т ненужной одежды и текстиля для повторной носки, повторного использования или переработки. В 2021 году H&M принял почти 2 тыс. кг текстиля и одежды. По данным самой компании, ее программа по сбору одежды была самой крупной в России. В июле 2022 года H&M Group сообщила об уходе из России.
Несколько крупных социальных и экологических проектов в России реализовывала Coca-Cola. Среди них программа «Разделяй с нами», направленная на формирование культуры раздельного сбора отходов. В ее рамках компания устанавливала контейнеры для раздельного сбора мусора в десятках российских городов, очищала от мусора побережье водоемов, развивала различные образовательные проекты. С 2016 по 2021 год Coca-Cola установила 6,5 тыс. контейнеров для раздельного сбора мусора и собрала 90 тыс. тонн отходов. Помимо этого компания стремилась сокращать выбросы углекислого газа от производства, транспорта и работы холодильных установок. Производитель анонсировал цель к 2025 году уменьшить долю прямых выбросов парниковых газов на всех производствах на 30%. А к 2035 году планировалось, что половина всей энергии, используемой на российских заводах, будет поступать из возобновляемых и экологически чистых источников. По данным проекта «ESG — Клуб первых» (совместный проект Сбербанка и журнала «Эксперт Северо-Запад»), за все время присутствия в России Coca‑Cola вложила ₽5,5 млрд в социальные проекты. Весной 2022 года дистрибьютор Coca-Cola в России — Coca-Cola HBC — сообщил, что больше не будет производить и продавать напитки бренда в стране.
Есть компании, которые также имеют свои ESG-проекты в России и временно приостановили свою деятельность. Так, инициативы в сфере зеленой энергетики были у завода Nissan в Петербурге. Производство ежегодно снижало выбросы CO₂ на 3%, потребление воды — на 2%, образование отходов — на 1%. В 2021 году Nissan взял на себя обязательство к 2050 году достичь углеродной нейтральности на всех этапах производства. Весной Nissan приостановил производство в России. Закрыла свои магазина группа Inditex, которая активно инвестировала в производство одежды из переработанных материалов.
Финский производитель шин Nokian Tyres, который владел заводом в Ленобласти, с 2018 года реализовывал федеральный проект по ликвидации нелегальных свалок шин. Собранные шины отправляли на переработку, полученный материал вторично использовали, например, в качестве резиновой крошки в покрытиях детских или спортивных площадок. Исполнительный директор Nokian Tyres Россия Александр Уставщиков отмечал, что эта инициатива не имела коммерческой выгоды для компании. «Это в чистом виде затраты — мы восполняем пробел, потому что централизованного сбора шин [в России] почему-то не существует», — говорил он. Летом 2022 года головной офис компании заявил, что компания покидает российский рынок.
Как развиваются оставшиеся ESG-проекты
Компании, которые продолжили работать в России, тоже столкнулись с рядом внешних ограничений по развитию ESG-проектов. Они связаны со сложностью работы с западными партнерами, нарушением цепочек поставок. По словам директора по корпоративным отношениям Национального ESG Альянса Елены Грозной, можно выделить два основных сценария поведения компаний. Часть компаний временно отодвигает на второй план все задачи, не касающиеся сохранения бизнеса и заботы о сотрудниках. «Проекты, не требующие значительного финансирования, развиваются в инерционном режиме, но крупные ESG-инвестиции временно отложены», — говорит она.
Другая часть компаний, по ее наблюдениям, сохраняет методологическую рамку ESG, то есть саму политику устойчивого развития, при этом пересматривает структуру портфеля проектов. Компании смещают приоритеты на развитие локальных подходов, стандартов и практик, работу с регионами и местными сообществами, решение социальных вопросов, а также на повышение HR-привлекательности бренда в условиях дефицита специалистов и конкуренции за квалифицированные кадры.
«Поэтому важно не смешивать понятия ESG-проект и ESG-политика. Последнее — это нравственный выбор, долгосрочная инвестиция. И если такая философия близка компании, то она, скорее, идет по пути смены приоритетов при сохранении цели, даже если временно отсутствуют прямые стимулы. Такого подхода придерживается существенная часть учредителей ESG Альянса», — говорит Елена Грозная.
Другой момент отмечает генеральный директор и сооснователь консалтинг-интегратора в области ESG You Social (компания работает с МТС, Danone, Leroy Merlin, «Росатомом», «Газпром нефтью») Евгения Кузнецова. По ее словам, заморозили деятельность в сфере ESG (социальные и экологические проекты) те компании, которые были только в начале трансформационного пути. «Отсутствие фундамента для ESG-проектов логичным образом повлияло на решение сфокусироваться на операционных вопросах и задачах, вместо того чтобы заниматься развитием новой повестки. Последние полгода мы наблюдаем меньший приток новых компаний, которые начинают ESG-трансформацию», — говорит она. По данным эксперта, у фирм, которые продолжают работать над достижением целей устойчивого развития, наблюдается 25-30% сокращение бюджета.
Впрочем, некоторым опрошенным экспертам такие оценки кажутся преувеличенными. «Если не брать в расчет ушедшие с рынка иностранные компании, то мне неизвестно, чтобы проекты такого типа были закрыты, бизнес продолжает заниматься тем, чем занимается, — говорит основатель и генеральный директор компании «КарбонЛаб» Михаил Юлкин. — Но, безусловно, есть вещи, которые мешают бизнесу: та же нестабильность рынка и сложности в привлечении инвестиций, использования технологий и прочее. Могу сказать, что в рамках действующего законодательства ничего не изменилось, компании как планировали ряд проектов, так и реализуют их в той мере, в которой позволяет сегодняшняя ситуация. Никто из компаний не делает шагов назад и не отказывается от ранее взятых обязательств».
По словам Юлкина, у его компании, которая оказывает консалтинговые услуги по вопросам оценки климатических рисков, проектов за последние полгода стало даже больше. Эксперт связывает это с тем, что в России запускается обязательное регулирование парниковых газов (на основании закона 296 об ограничении выбросов парниковых газов) и со следующего года многие будут обязаны предоставлять отчетность о выбросах.
Что сам бизнес думает про ESG
В апреле 2022 года «Лига зеленых брендов» (объединение компаний, внедряющих в свои бизнес-модели принципы устойчивого развития) проводила опрос среди компаний по поводу изменения их ESG-стратегий на фоне текущей геополитической обстановки. В нем приняли участие более 50 компаний, примерно половина из которых — крупный бизнес (среди них: UPM, «Русал», Магнитогорский металлургический комбинат, Сибантрацит, Utrace, банк «Центр-Инвест»). 49% респондентов ответили, что компания начала оптимизировать свои затраты. При этом 68,6% сообщили, что планируют сохранить обязательства в области устойчивого развития в приоритетах компании; 19,6% ответили, что произошло сокращение финансирования ESG-проектов. Вместе с этим, 29,4% ответили, что будут смещать акценты в ESG-повестки в сторону социальных аспектов; 25,5% — в сторону аспектов корпоративного управления; 9,8% — в сторону экологических аспектов.
Как отмечает руководитель «Лиги зеленых брендов» Полина Пахомова, компании пересматривают приоритеты в сторону проектов, которые обладают потенциалом показать «быструю» эффективность. «Ведь в первую очередь для бизнеса важно восстановить или поддержать свою операционную деятельность. Стоит отметить, что в рамках нефинансовой отчетности часть компаний по-прежнему готовит отчеты, но затем их не публикуют, либо масштабно не презентуют, часть зашивает НФО в интегрированные отчеты. Госрегуляторы вносят послабления в части сроков реализации экологических проектов, например, завершение эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу до 2027 года. При этом интересно, что по-прежнему планируются к запуску новые программы, связанные с устойчивостью, в конкретных отраслях. Является ли это инерцией или стратегией в рамках адаптации глобальных ESG-практик и стандартов к национальному рынку — покажет время», — говорит она.
От экологии — к сотрудникам
Из-за сокращения финансирования проектов по устойчивому развитию и, как следствие, перераспределение приоритетов внутри ESG-повестки, компании смещают вектор с экологических проектов на социальные. Об этом сообщило большинство экспертов в разговоре с РБК Трендами. Как отмечает Елена Грозная, отчасти это связано с тем, что социальная повестка вышла на первый план для большинства крупных компаний еще в пандемию. «Поэтому мы не ожидаем, что приостановка ряда ESG-проектов коснется социального измерения. А вероятное сокращение экологических проектов, скорее всего, будет замечено и негативно воспринято гражданами. Поэтому компании будут подходить к оптимизации своих экологических инициатив весьма аккуратно, так как бизнес понимает, что запрос общества на чистый воздух, чистую воду, чистые города сохранит свою актуальность», — говорит она.
О трансформации в приоритетах ESG-направлений компании сообщили в рамках подготовки ESG-рейтинга НКР, рассказывает управляющий директор НКР Андрей Пискунов. По его словам, значимая часть участников рейтинга заявила, что фокус смещается на социальную сферу — защиту персонала, предоставление дополнительных социальных гарантий. «Может быть, это долгосрочная тенденция, когда с экологии фокус смещается на людей», — говорит он.
Проекты становятся качественнее
Несмотря на то, что проектов становится меньше, их качество растет, отмечают опрошенные эксперты. Это связано с тем, что изменились приоритеты и ключевые стейкхолдеры, ушли западные инвесторы и международные рейтинги, а значит можно реализовывать проекты, заточенные на локальные российские проблемы. «Я бы сказала, что сейчас мы уходим от количества к качеству, — говорит независимый эксперт в области устойчивого развития Ирина Мусина. — Если изначально компании много внимания уделяли коммуникационной стратегии, то сегодня сфокусированы на приоритетных проектах с учетом локальной специфики и уровня зрелости». Она поясняет, что наличие у компании ESG-политики не является приоритетным при оценки деятельности компании в области устойчивого развития. «Поскольку сами результаты становятся более приоритетными, нежели чем получение рейтингов ради рейтингов, ESG-проекты перейдут от имиджевых действий в более качественное русло», — считает эксперт.
С этим соглашается Евгения Кузнецова. Она добавляет, что среди проектов компаний в перспективе станет меньше «гринвошинга» и «импактвошинга», которые иногда встречались на фоне стремительной популярности ESG-повестки. Развитие продолжат ESG-проекты, которые ориентированы на реальный эффект и тесно связаны с бизнес-моделью. Уже сейчас есть много достойных кейсов на рынке, например, МТС и их проект по ремонту и восстановлению клиентского оборудования в рамках трейд-ина.
Без иностранного опыта
Опрошенные РБК Трендами эксперты расходятся во мнениях о том, какие будут для России последствия от сворачивания ряда проектов. Некоторые считают, что уловить какие-то последствия едва ли будет возможно, так как на место ушедших компаний придут новые и подхватят приостановленные проекты в сфере устойчивого развития. Некоторые эксперты считают, что последствия будут гораздо масштабнее — без ESG-проектов под угрозу поставлено восстановление экономики.
«Если посмотреть на повестку сейчас, в целом российский бизнес очень активно продолжает развивать все проекты в области ESG. По-прежнему проходят конференции в области устойчивого развития; российские компании создают рабочие группы, на которых обсуждаются экологические и социальные проблемы, обсуждаются партнерские программы в области ESG», — говорит Ирина Мусина.
По мнению Полины Пахомовой, количество инвесторов, заинтересованных в ESG-проектах, будет объективно сокращаться. Актуальной, по ее словам, становится выработка системы государственного стимулирования развития ESG-повестки. «Удастся ли их отдельные «специализированные» проекты, инициативы удержать в единой системе устойчивого развития, будет зависеть от открытого диалога бизнеса и госрегуляторов», — говорит Пахомова.
Впрочем, из-за ухода международных компаний и сокращения бюджетов развитие ESG-повестки в России ожидает неизбежное торможение, полагает Евгения Кузнецова. «Будет меньше передовых практик, обмена опытом, интеграции международных трендов, идей и форматов», — говорит она. Также, по словам Кузнецовой, дают сбои ответственные цепочки поставок, которые создавались десятилетиями. Это связано с набором факторов: от транспортного сообщения, до репутационных издержек. Компаниям сейчас приходится искать новых партнеров для сохранения операционной деятельности и только потом думать, насколько они отвечают социальным и экологическим требованиям.
Михаил Юлкин добавляет, что со временем на место иностранных компаний, которые строго следовали соблюдению принципов ESG, придут российские компании, для которых это не является приоритетом и которые не столь озабочены вопросами этики и гигиены бизнеса. «И это, безусловно, не очень хорошая ситуация, которая сказывается на всей цепочке поставок. Поставщики снимают приоритеты с вопросов ESG, а это приводит к откату во всей экономике в целом. И здесь мы идем по пути некоего упрощения, что, с одной стороны, логично в условиях кризиса, когда речь идет, в первую очередь, об оптимизации процессов. С другой стороны, это шаги назад, которые еще больше снижают возможности и перспективы восстановления экономики», — говорит Юлкин.
25 октября РБК проведет второй ESG-конгресс ответственного бизнеса. Среди основных тем конгресса — мировые практики ESG, их внедрение, ESG-стандарты, регионы-драйверы ESG-инициатив.