Для понимания темы нужно определить два направления чистоты городов. Первое — все, что касается благоустройства и создания комфортной городской среды. Здесь муниципалитеты сделали огромный прорыв, реализуя проект «Формирование комфортной городской среды», который впоследствии вошел в национальный проект «Жилье и городская среда».
Второе направление — экологическая чистота, в рамках которого реализуется нацпроект «Экология»: в городах России проводятся как мероприятия по ликвидации свалок, так и по снижению уровня загрязнения атмосферного воздуха промышленными предприятиями.
Зоны развития
Как отмечает Сергей Сизиков, министр ЖКХ Ростовской области, на повышение уровня чистоты в городах повлияла экономика страны. В начале 2000-х годов у муниципалитетов и управляющих компаний не было денег на уборку, а состояние сферы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) было весьма плачевным. Отсутствовала также нормативная база, обязывающая поддерживать чистоту. За 20 лет все изменилось, в том числе технологии. В городах, где позволяет бюджет, все больше переходят на механизированную уборку тротуаров, дворовых территорий и мойки дорожной инфраструктуры. В стране внедряется новая система обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО).
По мнению экспертов, сейчас у каждого города проблемы чистоты выражены в большей или меньшей степени. Однако они есть, а значит, есть и пробелы в системе хозяйственного менеджмента, рассинхрон в деятельности органов и организаций, которые работают над решением жизнеобеспечения территорий. Чтобы полностью избавиться от грязи в российских городах, необходим комплексный подход в инфраструктурном развитии, пересмотр системы планирования и реализации инициатив.
Ольга Степченко, генеральный директор АНО «Сад памяти», член федерального штаба проекта «Чистая Арктика»: «Порой, после реализации проекта по благоустройству неожиданно возникает необходимость ремонта подземных коммуникаций, в результате которых снова наблюдаем разрытые ямы и грязь. Поэтому нужно менять подход в системе городского управления, разрабатывать проекты так, чтобы они затрагивали и обновление (ремонт) всех коммуникаций».
Аналогичные ситуации возникают с озеленением. Местные администрации высаживают деревья на общественных пространствах, зачастую не задумываясь, что через год на этих территориях будут проводиться строительные работы.
«В каждом дворе советской постройки не хватает парковочных мест, в результате чего жильцы ставят свои автомобили на газон, разнося грязь по всей территории двора и на проезжую часть. Проблемы возникают и с выбросом мусора — люди, не находят специализированных урн и контейнеров, а потому бросают отходы прямо себе под ноги. И это системные проблемы», — говорит Ольга Степченко.
И все же Сергей Сизиков отмечает большие подвижки в сфере благоустройства — администрации городов начали понимать, что убирать полгода песок и землю с дорог дороже, чем высадить газоны и не допускать открытого грунта. С ливневками ситуация хуже — если в регионе мало средств на поддержание дорожной сети, то старые ливневки содержать еще сложнее. Как результат — после сильных дождей городские улицы уходят «под воду».
Из положительных тенденций эксперт выделяет то, что сейчас все новые ливневые канализации оборудуют предварительной системой очистки воды, прежде чем вода попадает в реки или в городские стоки. Например, в Санкт-Петербурге система городской канализации и ливневая объединена в одну и все стоки очищаются уже непосредственно на городских системах водоочистки.
Экологическая чистота — это понятие сложное, которое включает вопросы и «видимой» чистоты (уборка мусора, сбор листьев, веток, утилизация отходов, работа коммунальных служб) с «невидимой», так называемой чистотой воздуха (уровень загрязненности, показатели радиации, влияние промышленности на экологию).
Ольга Степченко называет загрязнение атмосферного воздуха, качество воды и несанкционированные свалки одними из ключевых экологических проблем российских городов. Это системные проблемы, которые требуют постоянной включенности как местных, так и региональных властей.
«Да, нацпроект «Экология» качественно меняет подходы в управлении городской экологией. Однако отдельные проблемы есть. Например, для любого города жизненно необходимы зеленые и рекреационные зоны, которые являются природным щитом, улучшающим качество атмосферного воздуха. Мы видим, что посадки деревьев проводятся, но зачастую в рамках реализации проектов по благоустройству многие деревья подвергаются вырубкам. Здесь важно соблюдать баланс между обновлением зеленого фонда и реализацией инфраструктурных проектов, встраивая уже имеющиеся зеленые насаждения в обновленный ландшафт», — убеждена эксперт.
Мусорная реформа
Сбор, сортировка и переработка бытовых отходов — одна из ключевых тем последних лет в условиях развития экологической повестки. Еще 20-30 лет назад об этом никто не задумывался, весь мусор вывозили на полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) и забрасывали горами земли.
Сергей Сизиков отмечает: «Переработка ТКО, безусловно, непростая задача, требующая больших затрат. В стране стартовала знаменитая мусорная реформа, которая не без сложностей, но динамично развивается. Полигоны старого формата экологически опасны. Кроме неприятных запахов есть еще и вытекающий фильтрат, который попадает в грунтовые воды и загрязняет их, птицы разносят мусор, что ведет к потере стоимости недвижимости, находящейся вблизи полигонов ТБО».
Одним из решений здесь, по словам эксперта, является строительство межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих комплексов (МЭОК). Это позволит снизить количество неперерабатываемого мусора почти на 50% и, как следствие, позволит улучшить экологическую обстановку в регионах РФ.
К 2030 году в России ожидается создание большого количества сортировочных центров и перерабатывающих заводов. Политика отказа от полигонов ТБО включает их ресайклинг в места под строительство парков и других полезных пространств.
На сегодня в сфере обращения с ТБО уже есть значительные результаты. Например, в Москве, Московской области и некоторых регионах Центрального Федерального округа, сортировка отходов вышла почти на 100%. Показатели переработки ниже, порядка 20%, но эта цифра продолжает расти — еще несколько лет назад она составляла лишь 5%.
«Проблема низкого процента переработки — это не лень переработчиков, они были бы рады переработать больше. Заводы по переработке ПЭТ-бутылок зачастую даже простаивают из-за нехватки сырья. Главная проблема — невозможность переработки многих отходов в принципе. Так, многослойные материалы составляют достаточно весомую часть отходов, но являются головной болью для переработчиков: каждый из слоев нужно перерабатывать отдельно, а отделить их друг от друга без разрушения — невозможно», — поясняет Александр Неволин, руководитель и собственник компании Nevlabs (специализируется на производстве оборудования для автоматической сортировки отходов).
Эксперт отмечает, что часто в погоне за продажами маркетологи ухудшают «перерабатываемость» упаковки. Например, бутылки с термоусадочной этикеткой выглядит красиво, а переработать их сложно. Такую этикетку приходится сдирать вручную, поскольку она содержит хлор и ни в коем случае не может быть переработана вместе с бутылкой.
В России в рамках политики отказа от полигонов ТБО планируется строительство мусоросжигающих заводов. Однако эта идея не у всех находит поддержку, опять же с экологической точки зрения.
«Возможно, в некоторых редких случаях это действительно необходимо. Но вместо мусоросжигающих заводов должны быть построены перерабатывающие заводы, создано обременение на крупный бизнес, особенно на FMСG. Именно производители, которые используют упаковку должны, снижая маржу, закладывать средства на ее переработку», — комментирует Максим Голованов, руководитель «+1Город» (интерактивная платформа для поиска социальных и экологических сервисов в любой точке России).
Вместе с тем, эксперт убежден, что в текущих реалиях основные затраты должно нести государство. Необходима государственная поддержка в переходе к работающему многопоточному сбору отходов, сортировке и переработке вторсырья, а также создание государственных льгот для «зеленого» бизнеса, поощрение льготных ставок для «зеленого» бизнеса в банках и страховых компаниях, работающая нормативная база и актуальная система сертификации.
Цель нацпроекта «Экология» к 2030 году — сортировка 100% объема ТКО в России (это порядка 60 млн тонн в год) и снижение на 50% ТКО, которые направляются на полигоны. Достижение таких показателей невозможно без построения экономики замкнутого цикла.
В этой связи, среди задач «Российского экологического оператора» («РЭО»), с одной стороны, создание системы вторичной переработки и вовлечение в оборот сырья для изготовления новой продукции и получения энергии, а с другой — стимулирование инвестиционной активности в сфере обращения с отходами.
По данным «РЭО», регионы РФ к концу 2022 года планировали к вводу в эксплуатацию 29 объектов обращения с ТКО в 18 субъектах по шести федеральным округам (ЦФО — семь регионов, 11 объектов; ПФО — три региона, восемь объектов; УФО — два региона, два объекта; СФО — три региона, три объекта; СЗФО — один регион, два объекта; ДФО — два региона, три объекта). Из них пять — комплексные объекты, 13 — объекты обработки, девять — объекты захоронения, два — объекты утилизации.
Культура граждан
«В России до сих пор не реализована программа по экологическому образованию в школе, при том что существует множество профильных проектов от коммерческих и некоммерческих организаций. Государство должно поощрять компании и людей, которые занимаются экологическим просвещением. Важно также помнить про внедрение устойчивых практик в обыденную жизнь россиян, стимулировать формирование экопривычек в самых простых обыденных ситуациях», — говорит Максим Голованов.
По его мнению, именно такой комплексный подход может действительно поменять отношение граждан к окружающей среде. Если горожанин будет понимать, что сортировка вторсырья и отказ от лишней упаковки — это не дань моде, что глобальное изменение климата — это не миф, а реальная трагедия человечества, только в этом случае возможны реальные позитивные сдвиги.
Граждане в основном выбрасывают мусор где попало именно в тех случаях, когда нет возможности утилизации отходов (отсутствие урн). Сергей Сизиков приводит пример — междугородние автомобильные трассы, которые раньше были завалены бутылками и другими отходами (их выкидывали из окна автомобиля). «Сейчас так сделать стало уже стыдно. Переворот в сознании случился, когда на трассах появились специальные площадки для отдыха с урнами, зоны для водителей, оборудованные АЗС. Последние 20 лет на автодорогах создавалась инфраструктура для утилизации мусора. Такая же ситуация должна быть в городах», — полагает министр.
Город превращается в болото
Каждую осень и весну многие российские города превращаются в болото. Грязь размазывается по тротуарам, повсюду лужи, вместо газонов — земля с бороздами от колес автомобилей. Летом, когда все это подсыхает, автомобиль, обувь и прилегающие территории покрываются равномерным слоем пыли. Независимый эксперт Иван Конишев называет шесть причин такого положения дел.
1. Открытый грунт
Это главный источник грязи и пыли на улицах российских городов. Именно закрытый грунт — залог чистоты европейских, американских и уже многих азиатских городов, а Россия здесь безнадежно отстает. Отечественные службы, которые занимаются озеленением территорий, считают, что достаточно насыпать побольше земли, и все само «вырастет». Результат — куски открытого грунта, на котором растут редкие сорняки, и который ползет грязью на тротуары и дороги после каждого дождя. Грунт в городах следует закрывать газоном или засыпать дренажом. При этом газон нужно именно высаживать рулонами или посевными смесями. Тогда он покроет землю сплошным ковром и защитит ее от размывания, а также улучшит внешний вид территории. Места у крон деревьев и клумбы нужно присыпать декоративным щебнем или щепой.
2. Нарушение правил благоустройства
Наиболее частая ошибка — это неверно прокладываемые дорожки. Все мы наблюдаем, как рядом с асфальтовой или вымощенной камнем тропинкой в сторону уходит вытоптанная «народная» тропа. Так уж вышло, что человек всегда выбирает самый короткий путь, и здесь нужно ориентироваться на это, строить дорожки там, где идти удобно. Хороший тон — «узаконить» народные тропы и сделать на них покрытие, чтобы люди не вытаптывали открытый грунт и не разносили грязь.
3. Тротуары ниже грунта
Грунт никогда не должен находится выше уровня тротуара. Это основное правило, которое до сих пор нарушают в России при строительстве как дорог, так и тротуаров. При каждом дожде земля, которая находится выше тротуара будет медленно ползти вниз, а с ней и листья, и пыль, и прочий мусор. На тротуарах, выложенных ниже уровня грунта, чаще образуются лужи, и он быстрее разрушается зимой, так как задерживает воду.
Если же поднять тротуар над землей, он будет гораздо быстрее высыхать после дождя, грязь будет смываться с него, а не приходить с окрестных земель, и его будет проще чистить, он будет служить дольше.
4. Неправильная парковка
Открытый грунт не всегда образуется сам собой. Часто ему помогают любители припарковаться на газоне (или на том месте, где он должен быть). Машины заезжают на газоны и уничтожают их, потом вся грязь разносится по городу. Это порой основной источник грязи в городе. Можно штрафовать за парковку в городе вне проезжей части и специальной парковки — это уже действует, как минимум в Москве. Но лучше, когда у водителя нет физической возможности нарушить правила. Для этого нужно отделять газоны, пустыри столбиками, бордюрами и кустами.
5. Нарушение правил стройки
В Европе стройка отгораживается заборами и экранами, а техника не паркуется рядом. В России же стройка может разворотить полдвора, а после окончания строительства редко восстанавливают благоустройство и убирают грязь. При этом стройки часто затягиваются на годы, люди привыкают жить рядом с источником грязи и шума, воспринимая это как данность.
6. Непонимание природы воды
Вода — это главный проводник грязи в российских городах. Она разрушает инфраструктуру — дороги, тротуары, газоны, размывает грунт. Поэтому в каждом городе должна быть хорошая и продуманная система ливневой канализации, быстро отводящая воду с улиц.