Ш — шеринг-экономика: поделись с другом

Фото: Роман Пименов / ТАСС
Фото: Роман Пименов / ТАСС
В новом выпуске «Азбуки современности» разбираемся, почему единоличное владение благами теряет актуальность и какие новые ценности породили тренд на совместное потребление

Чтобы не отставать от современности и не упустить новые слова, подписывайтесь на подкаст в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке» и на Castbox. Ставьте оценки и делитесь в комментариях словами, без которых, как вам кажется, невозможно представить коммуникацию в XXI веке.

Шеринг-экономика или совместное потребление — это экономическая модель, основанная на коллективном использовании товаров и услуг, аренде или бартере вместо единоличного владения этими товарами. Самые распространенные формы шеринга — каршеринг, стриминговые сервисы, краткосрочная аренда жилья, библиотеки, коворкинги. Шерить можно все, что угодно — от одежды, ненужной еды и инструментов до животных и даже компостных ям!

Главное преимущество модели совместного использования — большая гибкость. Если в конце XX века мерилом успеха были материальные блага — квартира, машина, дача, — то сейчас понимание счастья трансформируется, и ценность мобильности растет. Например, многие отказываются от личных автомобилей в пользу каршеринга не потому, что не могут позволить себе такую покупку, а потому, что не нужно тратить время и деньги на его ремонт и обслуживание. Гораздо удобнее приобрести временный доступ к благам, чем владеть ими.

Кроме того, совместное потребление — это экологично и экономично. К примеру, можно арендовать нарядное платье на один вечер — так оно не будет годами пылиться в шкафу, а выполнит свою функцию десятки раз. Если прокат одежды станет повсеместным — перепроизводство начнет сходить на нет, как следствие, уменьшится негативное воздействие на окружающую среду.

Авторами концепции шеринга можно назвать Рэйчел Ботсман и Ру Роджерс, которые описали ее в книге What’s Mine Is Yours: The Rise of Collaborative Consumption как революцию в потреблении товаров и услуг. В 2010 году журнал Time назвал шеринг одной из десяти идей, которые изменят мир.

На самом деле, идея коллективного использования не нова: вспомнить хотя бы советские колхозы. Но сейчас шеринг-экономика развивается как никогда быстро, поскольку такая модель напрямую связывает производителя и потребителя, исключая участие посредников: люди легко могут найти нужный товар или услугу через специальные приложения и социальные сети. В результате к 2021 году рынок совместного потребления в России впервые превысил ₽1 трлн.

Больше о шеринг-экономике читайте в материалах РБК Трендов:

Обновлено 25.05.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть