На выдумки хитры: неожиданные предметы для совместного потребления

На выдумки хитры: неожиданные предметы для совместного потребления
Владельцам шеринг-проектов приходится вводить новые услуги и придумывать оригинальные концепции, чтобы не остаться на обочине рынка

Новые компании, применяющие бизнес-модель совместного пользования, появляются каждый день. Во многом это вызвано тем, что онлайн- и офлайн-платформы, а также сообщества в социальных сетях, которые позволяют пользователям обмениваться товарами или совместно ими владеть, имеют массу преимуществ перед традиционным ретейлом.

Но даже эта относительно новая бизнес-модель постепенно трансформируется. Еще совсем недавно каршеринг казался российскому потребителю диковинкой. Но в 2019 году, когда можно взять машину напрокат, забронировав ее через приложение, обладать личным авто уже совсем не обязательно. Более того, личный транспорт перестает быть показателем статуса.

Прокат велосипедов, самокатов, буккроссинг, шеринг-сервисы вечерних нарядов — все эти услуги уже не кажутся жителям больших городов чем-то необычным. Теперь, чтобы выделиться на рынке и привлечь внимание к своему проекту, идейные вдохновители и основатели сервисов совместного пользования руководствуются не только прибылью, но и более высокими принципами.

Кружок по интересам

Многие современные шеринговые проекты приобретают новые формы, объединяя людей по интересам. Теперь это скорее не коммерческие истории, а целые комьюнити. Благодаря новейшим технологиям они могут принимать международный размах. К примеру, в 2009 году известный американский дирижер Эрик Уитакер создал виртуальный хор The Virtual Choir. Музыканта вдохновило фанвидео, на котором поклонница исполнила отрывок из его произведения. Уитакер попросил подписчиков своего YouTube-канала спеть партию из его произведения Lux Aurumque, записать на видео и опубликовать на сайте. Затем Уитакер синхронизировал все ролики и объединил их в виртуальный хор.

Дирижер четырежды перезапускал проект, и каждый раз итоговое видео выглядело по-новому. За несколько лет существования необычного шеринг-проекта число его участников выросло со 185 до более чем 8 тыс. Люди из 120 стран в возрасте от 4 до 87 лет делились своим творчеством, публикуя видео на YouTube, чтобы стать частью большой истории.

Будет ли виртуальный хор иметь продолжение в будущем — неизвестно, но сейчас музыкант гастролирует со своим традиционным хором Eric Whitacre Singers.

Если говорить о менее масштабных проектах «по интересам», то нельзя не отметить многочисленные шеринг-сервисы и среди тех, кто занимается рукоделием, мастерит мебель и создает предметы быта. Например, во многих российских городах есть проект «КрафтШеринг», участники которого обмениваются материалами для творчества. В 2012 году в Москве была основана общественная мастерская «Дар труда». Это общественный столярный коворкинг, в котором есть учебный центр, где проводят мастер-классы и обучают новичков, и свой отдел заказов. Ежедневно мастерскую посещает более 40 человек, которые работают в помещениях, оборудованных станками и 3D-принтерами.

Видеоролик мастерской «Дар труда» с рассказом о себе

По словам Алены Прохоровой, руководителя учебного центра коворкинга «Дар труда», в Москве нет других площадок, куда можно прийти в любой день попилить, посверлить и получить консультацию, как это делать правильно. «Сейчас на пике тенденция к кастомным вещам. Мы помогаем их реализовать по адекватным ценам. Станки, инструменты, покрасочные материалы находятся в общем доступе. Нет необходимости закупать все, чтобы организовать себе цех: для малых команд это слишком большие вложения. Начать, вырасти и понять, что готов к своему, можно, не идя ва-банк», — отмечает Прохорова.

Шеринг-модель предполагает, что можно обмениваться совершенно разными вещами, начиная от декоративной и уходовой косметики (проект «БьютиШеринг»), мисок, когтерезок, опилок и сена («ЗооШеринг») и заканчивая советскими лыжами, тряпичными чехлами для коньков, скакалками («Туризм и спортШеринг»), корнями хрена с собственного огорода, лотками от яиц и пакетами сушеной яичной скорлупы («ДачаШеринг»).

Экономика шеринга Мы делили апельсин: какую пользу несет фудшеринг обществу

Luxury-сегмент в экономике совместного потребления пока не занят крупными игроками, и в целом этот рынок почти не влияет на мировой рынок шеринга. Однако с большой вероятностью это может очень скоро измениться благодаря социальным сетям — предметы роскоши являются символами статуса, а Инстаграм дает возможность его демонстрировать. Согласно данным PwC, 51% пользователей шеринг-сервисов приходится на людей в возрасте до 29 лет и лишь 7% — на людей старше 60 лет. Миллениалы активнее других возрастных групп пользуются социальными сетями, и именно они не считают обладание материальными вещами обязательным. К тому же зачем тратиться на покупку, если теперь недоступную ранее вещь можно взять напрокат, а затем продемонстрировать ее в Инстаграм?

Это можно сделать благодаря таким компаниям, как, например, американский сервис одежды по подписке Rent the Runway. Теперь, чтобы хвастаться перед подписчиками сумкой Furla целых 4 дня, достаточно заплатить 75%.

С чистой совестью

Использовать в своих целях экономику совместного потребления научились и экоактивисты. Например, мобильное приложение ShareWaste предлагает найти соседа… с компостной ямой. С помощью программы пользователи, у которых скапливаются пищевые отходы, и пользователи, которые готовы забрать эти отходы, ищут друг друга. Фермеры или дачники отмечают свою компостную точку на карте, чтобы их могли найти люди с органикой. В приложении насчитывается более 6 тыс. компостных точек по всему миру. Ямы делятся на несколько типов: отходы, скармливаемые птицам; общественные компостные ямы и небольшие компостные контейнеры на отдельных дачных участках.

Российский сервис «АптекаШеринг» тоже помогает уменьшить вред экологии. Часто после лечения в домашней аптечке остаются ненужные медикаменты либо у них подходит к концу срок годности. Медицинские препараты нельзя выбрасывать с остальными отходами, потому что в итоге они оказываются в подземных водах, а потом попадают в реки. Но в России пока нет централизованного сбора просроченных или ненужных лекарств. «АптекаШеринг» предоставляет возможность обмениваться медикаментами или отдавать их даром.

Любой каприз

В 2019 году рынок предлагает самые разные услуги, даже если на первый взгляд они кажутся никому не нужными или даже абсурдными. Например, вместо того чтобы пользоваться газонокосилкой, вы можете арендовать коз (американские проекты Rent a Goat и We Rent Goats). Животные съедят сорняки, а значит, вам не надо будет косить траву и уж тем более не придется распылять пестициды на территории собственного участка. Хотите каждый день завтракать свежими яйцами? Не проблема: у отечественной компании «Пёлкин дом» есть услуга «Курочки в прокат». Аренда несушки с мая по сентябрь обойдется в 500 руб.

«Как правило, куриц в аренду берут люди, которые очень трепетно относятся к животным, — рассказывает глава фермерского хозяйства «Пёлкин дом» Валентина Шеваренкова. — Они просто не могут зарубить птицу к концу сезона». После того как курицу вернули, она проходит санитарную обработку, карантинный период, а потом опять присоединяется к стаду и продолжает нести яйца. Выгода, хоть и небольшая, от этой услуги есть. Стоимость аренды примерно равна стоимости курицы, которая возвращается обратно к фермеру и в дальнейшем вновь приносит ему деньги.

Сервисы аренды вещей вроде Rentmania работают по принципу «единого окна». Сегодня пользователь может взять напрокат детскую коляску или костюм клоуна из фильма «Оно», а завтра — барабан или велотренажер. Но даже на таких вполне традиционных сервисах можно найти что-то необычное: например, есть возможность арендовать площадку для тараканьих бегов, старую алюминиевую кастрюлю и чучело совы.

Запись в facebook пользователя Rentmania

До недавних пор в США можно было нанять «профессиональных плакальщиков» на похороны близкого человека. Сервис Rent-a-Mourner был создан для людей, обеспокоенных тем, что на погребении их родственника будет недостаточно народу. Американский портал Bridesmaid for Hire предлагает арендовать «подружку невесты», а российский проект Rent People — «друга» или даже «родителей».

В 21 веке монетизировать можно все, что угодно, — даже поход в туалет. Американский сервис Airpnp, просуществовавший совсем не долго, работал по принципу Airbnb, только для туалетов. Арендодатели, готовые пустить в дом незнакомца, чтобы тот воспользовался их санузлом, отмечали свои дома и квартиры на карте и назначали цену за услугу. Как только кто-то хотел воспользоваться туалетом, арендодатель получал оповещение, а арендатор — телефон для связи. Предполагалось, что приложение будет пользоваться успехом, так как общественные туалеты есть далеко не на каждом углу. Однако сегодня приложения Airpnp нет ни в App Store, ни в «Play Маркет». Впрочем, рискнем предположить, что в перспективе освободившаяся ниша пустовать не будет, ведь нужда в столь полезном сервисе есть в любой точке мира.

Обновлено 06.05.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть