Проблема сокращения лесного покрова занимает особое место в современной экологической повестке. Согласно оценке Продовольственной сельскохозяйственной организации ООН, 54% лесов мира приходится на пять стран:
- Россия — 815 млн га (20%);
- Бразилия — 497 млн га (12%);
- Канада — 347 млн га (9%);
- США — 310 млн га (8%);
- Китай — 220 млн га (5%).
В 24 регионах, расположенных в тропических и субтропических поясах Земли, экологи обнаружили самые высокие темпы обезлесения. С 2004 по 2017 гг. эти территории потеряли 43 млн га лесов.
Обезлесение — процесс превращения лесных земель в поля, плантации сельхозкультур, пастбища, города, пустоши и другие.
Для России обезлесение не так актуально. Но в нашей стране есть другие угрозы, от которых страдают в основном первозданные лесные массивы (территории, на которых не ведется промышленная вырубка и нет поселений), — это пожары и вырубки. В этом рейтинге Российская Федерация входит в тройку мировых лидеров не первый год. Такие данные озвучили во Всемирном фонде дикой природы (WWF).
Чтобы изменить ситуацию, более ста стран пообещали остановить к 2030 году процесс исчезновения лесов. Эту договоренность впервые озвучили на конференции ООН по изменению климата (COP26), которая прошла в Глазго 13 ноября 2021 года. На восстановление пострадавших лесов и борьбу с пожарами за это время выделят почти $20 млрд.
За сохранение лесного богатства выступают не только представители власти, экологи и активисты. Особое место в этом процессе занимают крупные корпорации и компании. Какими способами они привлекают внимание к всеобщей проблеме?
«Дары лесов Амазонии» (Nespresso)
Для того чтобы воплотить свою приверженность бережному отношению к окружающей среде, Nespresso совместно с колумбийским дизайнером Джоанной Ортиз разработали лимитированную коллекцию кофе и аксессуаров «Дары лесов Амазонии». Коллекция вдохновлена красотой природы и призвана обратить внимание на проблему уничтожения дождевых лесов Амазонии в Бразилии, площадь которых только за период с 2020 по 2021 гг. сократилась на 13 тыс. кв. км — это максимальный показатель с 2006 года.
На протяжении почти 20 лет Nespresso поддерживает экосистемы. Чтобы помочь местным сообществам, которые называют лес своим домом, компания взяла под свою защиту 10 млн деревьев (47 тыс. га) в лесах Амазонии в регионе Ла-Педрера (Колумбия). Работа проводится в сотрудничестве с организацией Conservation International (Международное общество сохранения природы) и сообществом Мадроньо (населенный пункт и муниципалитет в Испании).
«Для меня дизайн и природа идут рука об руку, и именно поэтому коллаборация с Nespresso нашла отклик в моем сердце. К тому же колумбийскому кофе там отведено особое место. Как активный сторонник борьбы с изменением климата, еще одной важной причиной, которая придает нашему сотрудничеству дополнительный смысл, я считаю расширение обязательств Nespresso в области агролесомелиорации и защиты деревьев Амазонии. При разработке коллекции я старалась запечатлеть красоту леса во всех деталях, включив в дизайны красоту богатых лесных ландшафтов и темные земляные тона. Это был удивительный процесс, который принес мне истинное удовольствие», — цитирует Nespresso слова Джоанны Ортиз.
Посадка 1 млн деревьев (S7 Airlines)
Каждый год количество пожаров в России вызывает обеспокоенность специалистов всех уровней. Только в весенне-осеннем периоде 2021 года сгорело более 18 млн га леса. Больше всех пострадали Сибирь и Дальний Восток.
Руководство авиакомпании S7 Airlines не смогло остаться в стороне от проблемы в родной Сибири. Так, в 2019 году авиаперевозчик объявил сбор средств для посадки 1 млн деревьев. Компания отчисляла по 100 рублей с каждого проданного авиабилета на рейсы по сибирским направлениям. чтобы собрать нужную сумму, S7 Airlines понадобилось чуть больше месяца.
Первые высадки саженцев начались в сентябре 2019 года, и акция продолжается до сих пор. После каждого этапа авиаперевозчик размещает отчеты о проделанной работе и планирует ухаживать за растениями в течение двух лет. В 2021 году новые саженцы появились в Омской, Новосибирской, Томской, Кемеровской областях, Алтайском и Красноярском краях, в Хакасии и Бурятии.
«Стражи леса» от WWF (Tetra Pak)
В феврале 2021 года транснациональная компания Tetra Pak присоединилась к программе WWF под названием «Стражи леса». Она направлена на защиту первозданных лесов России. Поддержать начинания Tetra Pak может и любой желающий. Для этого нужно:
- купить молоко, детское питание или сок в упаковке Tetra Pak со специальным дизайном «Помогать природе — это просто»;
- найти код на таре и внести эти данные на сайте Vkartone.ru.
Компания Tetra Pak отправит в поддержку леса один рубль с каждой зарегистрированной упаковки. Как поясняют в самой организации, сохранять такие уголки дикой природы нужно и важно. Они не только регулируют климат страны и защищают почву от деградации, но и помогают рекам оставаться полноводными и сохраняют редкие виды животных и растений.
Ежегодно территория первозданных лесов в России уменьшается на более чем 1,5 млн га. Основные причины — лесозаготовка, строительство дорог, добыча полезных ископаемых и пожары.
Восстановление на «пять» («Пятерочка», ZEWA и Лесной попечительский совет)
Ретейлер «Пятерочка», бренд Zewa и Лесной попечительский совет (FSC России) запустили конкурс на выбор проектов по лесовосстановлению и уходу за лесами. В конце октября 2021 года жюри оценили 14 работ от предприятий из Ленинградской, Архангельской, Брянской, Томской областей, Республики Марий Эл и не только. Изучив проекты, эксперты отобрали шесть самых актуальных идей. Именно они получат 50% от суммы, необходимой на реализацию. В число победителей вошли:
- «Верхнетоемский леспромхоз» (Архангельская область).
- «ДОЦ» (Брянская область).
- «Крона-Восток» (Ленинградская область).
- «Крона» (Архангельская область).
- «Хенда-Сибирь» (Томская область).
- «Мется Форест Подпорожье» (Ленинградская область).
Благодаря поддержке брендов, работу проведут на площади более 350 га. По словам организаторов, во всех выбранных проектах основной акцент сделан не на посадке саженцев, а на последующем эффективном уходе за подрастающим лесом. Такие лесохозяйственные мероприятия пока не очень распространены в стране, но не менее актуальны и необходимы.