Что такое принципы ESG?
Эта аббревиатура отражает три основных составляющих устойчивого развития бизнеса: экологию (environmental), социальные проекты (social) и корпоративное управление (governance).
Принципы ESG предполагают, что компания включает экологические и социальные аспекты в свою работу и управляется надлежащим образом. Проще говоря, бизнес бережно относится к окружающей среде и обществу, вкладывается в людей, внедряет ответственные практики в управление и старается быть прозрачным для всех заинтересованных сторон — акционеров, партнеров, клиентов и сотрудников.
Почему компании так активно занялись ESG-повесткой?
Соблюдение принципов ESG действительно превратилось в общемировой тренд. Компании следуют этим принципам, потому что они стали важны для всех, в ком заинтересован бизнес.
Для клиентов. Потребители обращают все больше внимания на ответственность поставщиков и производителей. Прежде всего, на экологическую и этическую составляющие их работы. По данным PwC, 55% потребителей покупают продукцию компаний с четко выраженной политикой в области охраны окружающей среды. Более того, они готовы платить больше за продукты местного производства и товары в экологичной упаковке.
Другие исследования показывают, что клиенты имеют четко выраженный запрос к компаниям в отношении этических вопросов — в первую очередь, это соблюдение прав человека, защита персональных данных и развитие равных возможностей. Об этом, говорит, например, собственный опрос «Билайн», проведенный среди клиентов. Более 49% респондентов заявили, что для них эти вопросы так же важны, как качество связи и предоставление доступных услуг.
Для сотрудников. Проекты в области устойчивого развития повышают вовлеченность команд.
Для инвесторов. 97% из них анализируют факторы ESG, прежде чем вложить средства в компанию.
С какими факторами работает бизнес в рамках ESG-повестки?
В каждом из трех основных блоков ESG есть несколько сегментов. Консультанты из PwC приводят в пример следующие факторы, на которые может воздействовать бизнес.
Экологические:
- изменение климата;
- выбросы парниковых газов;
- истощение природных ресурсов;
- отходы и загрязнение;
- обезлесение.
Социальные:
- условия труда;
- местные сообщества;
- охрана здоровья и безопасность;
- гендерный состав.
Управленческие:
- вознаграждение топ-менеджмента;
- взяточничество и коррупция;
- политическое лобби и пожертвования;
- структура и гендерный состав совета директоров;
- налоговая стратегия;
- внедрение ответственных практик в цепочку поставок.
В каждом конкретном случае сценарии работы с этими факторами могут быть разными. Например, в рамках борьбы с истощением ресурсов одни компании стараются сократить их потребление, другие — способствовать их восстановлению. А работа с местными сообществами может выражаться как в материальной помощи нуждающимся, поддержке незащищенных категорий граждан, так и в проектах по повышению доступа к образованию и трудоустройству или развитию предпринимательства.
Александр Торбахов, генеральный директор ПАО «Вымпелком»:
«Из года в год «Билайн» совершенствует свою стратегию устойчивого развития. Мы рады, что наше партнерство с поисково-спасательным отрядом «Лиза Алерт» и инклюзивным проектом Everland длится уже много лет и приносит свои плоды. Стратегия устойчивого развития для «Билайна» — это в первую очередь возможность влиять на социальные и экономические проблемы с помощью современных технологий: разрабатывать и поддерживать новые проекты, делиться экспертизой, предоставлять платформу для развития. Мы верим, что технологии — важный инструмент для объединения и преобразования мира, поэтому будем и дальше заниматься их развитием, в том числе и в целях устойчивого развития».
Как забота компаний об экологии выглядит на практике?
Разберем практический аспект на примере «Билайна» (ПАО «Вымпелком»).
Телекоммуникации — энергоемкая индустрия. Общий вклад ИКТ в глобальное потребление энергии составляет около 4%. Но развитие «зеленых» технологий стало для операторов связи одним из приоритетов.
В 2020 году «Билайн» построил два новых модуля Ярославского центра обработки данных и внедрил на площадке несколько энергоэффективных решений. В новых модулях использована технология Natural Free Cooling, которая не требует компрессоров и другого энергоемкого оборудования. 88% оборудования ЦОДа охлаждается за счет температуры окружающей среды. В программное обеспечение центра также встроили решения, снижающие потребление ресурсов.
При этом оператор не только сам снижает потребление ресурсов и выбросы, но и помогает в этом клиентам. Летом 2020-го в «Билайн Бизнес» появилась услуга «Энергоконсалт» для малых и средних компаний. Она помогает предприятиям внедрить энергоэффективные подходы и уменьшить потребление электричества.
Как бизнес может помочь местным сообществам?
Есть различные стратегии социального воздействия. Они зависят от специфики работы компании, ее технологических возможностей и экспертизы.
Для «Билайна» главный инструмент социального влияния — это технологии связи и инновационные решения. Вместе с поисково-спасательным отрядом «Лиза Алерт» компания с 2012 года строит федеральную систему поиска пропавших и потерявшихся людей и создает для этого необходимую инфраструктуру. Оператор запустил всероссийскую горячую линию по поиску пропавших и систему SMS-информирования, помогающую объединить жителей городов для поиска людей. При этом SMS-сервис работает бесплатно для абонентов всех операторов. Также компания разработала искусственный интеллект для анализа снимков с дронов, которые отряд использует в поисковых операциях с воздуха.
Участие оператора позволило создать для «Лизы Алерт» постоянный инструмент для сбора волонтеров в 60 регионах России. Только в прошлом году в рамках сотрудничества с отрядом «Билайн» разослал 9,7 млн сообщений и принял на горячей линии около 70 тыс. звонков. Это помогло найти живыми 23,3 тыс. человек. Всего за годы сотрудничества было спасено более 70 тыс. жизней.
Как компания заботится о своих сотрудниках?
Всего в «Билайне» работают свыше 29 тыс. человек. Для них в компании действуют в том числе мотивационные программы и программы заботы о благополучии сотрудников.
Оператор уже несколько лет внедряет новые технологии занятости. Форсайт BeeFREE компания пропилотировала в 2016 году — задолго до того, как удаленка стала вынужденной мерой на фоне пандемии. К концу 2020 года примерно 60% персонала работало удаленно. Этот опыт вместе с технологическими системами, юридическим и административным сопровождением оператор передавал своим партнерам и клиентам. В общей сложности решением BeeFREE воспользовалось более 60 тыс. корпоративных клиентов.
В компании работает «Билайн Университет» — старейший корпоративный университет в России, созданный основателем компании Дмитрием Зиминым. В среднем на каждого сотрудника приходится 20,6 часа обучения в год.
Чтобы поддержать команду в пандемийном 2020 году, оператор на 10,4% увеличил расходы на страхование жизни и здоровья сотрудников, а также внедрил программу психологического и социального благополучия BeeWINNER. Эта программа включает в себя спортивные клубы, марафоны ментального здоровья, сообщества по интересам, финансовый ликбез, инструменты профессионального развития для поддержания ресурсного состояния сотрудников. Работает поддержка штатного психолога.