Как во Владимире создают одежду из переработанного пластика

Фото: LETHED
Фото: LETHED
Бренд Lethed — это вещи из переработанных ПЭТ-отходов и органического хлопка. Узнали у его основательницы Анны Коломоец, почему в России не производят ткани из вторсырья и зачем экобренду отказываться от лишней фурнитуры

Этот текст — часть цикла материалов об устойчивых брендах одежды и аксессуаров. До этого мы рассказывали истории производителя косметики Don’t Touch My Skin, марок одежды Mira Fedotova и «Роса», а также производителя компостируемых чехлов для телефонов Soloma Case.

Как появилась идея экобизнеса

Я давно мечтала создать бренд одежды — стильной, молодежной, удобной. Но хотелось, чтобы он при этом нес в себе какую-то идею. Я интересовалась вопросами экологии, изучала европейский опыт. Узнала про проект из Финляндии, который собирает остатки текстиля у других производств, «разволокняет эти лоскутки», получает нить, а из нее создает полотно.

Однажды я возвращалась из Москвы в свой город, Владимир, проезжая Александров. Там я увидела местную свалку. Я слышала про нее раньше, но не могла представить, насколько она огромная. Это просто целая гора, по которой ездят экскаваторы. Это зрелище стало для меня своеобразной «точкой невозврата», после которой я окончательно решила, что хочу отстаивать идеи сохранения природы.

Практически в то же время я узнала про конкурс Idea Fest, который проводит компания «Аскона». Любой желающий мог подать заявку — для этого нужно было предложить идею бизнеса. Я приняла участие в этом конкурсе, мой проект стал одним из победивших, и «Аскона» стала венчурным инвестором моего бренда. Вот так все сложилось и вылилось в создание Lethed. Базируется наша команда во Владимире.

Фото: LETHED
Фото: LETHED

Почему экобренду сложно найти поставщиков в России

Мы решили производить базовую одежду, чтобы людям было проще использовать вещи из переработанного пластика в своем гардеробе. Скажем, платья носят не все, но худи есть практически у каждого.

Чтобы стартовать, нужно было найти материал для одежды — вторичный полиэстер. Это оказалось достаточно тяжело. Сначала мы разослали запросы на российские производства. Оказалось, что в России такой технологии нет: наши заводы и фабрики нацелены на работу только с первичным сырьем. Чтобы делать вторичку, нужно перестраивать линии, закупать дополнительные станки, такие как чесальные аппараты, смесительные камеры, перенастраивать иглы в оборудовании. У нас в стране вторсырье пока не пользуется спросом, поэтому большие фабрики не могут себе это позволить. Тогда мы начали поиски за границей. Дополнительной сложностью было найти производителя, который бы отвечал международным стандартам ресайкл-продукции и имел бы необходимые сертификаты — Global Recycled Standard и Control Union. Кроме того, у всех потенциальных поставщиков мы запрашивали образцы ткани, проверяли качество самого полотна и покраски. В конце концов удалось найти подходящее производство в Турции.

Мы решили использовать ткань с добавлением органического хлопка. Она более дышащая и приятная к телу, чем стопроцентная синтетика. Важно, чтобы носить переработанный пластик было комфортно. Нужно отметить, что по своим свойствам наш материал абсолютно идентичен первичному: он мягкий, удобный, очень хорошо стирается, хорошо ведет себя при носке.

Фото: LETHED
Фото: LETHED

О перепроизводстве и повторной переработке

Мы не только используем экологичные материалы, но и стараемся отказаться от перепроизводства. Многие бренды выпускают огромное количество коллекций, множество позиций, а в результате образуются очень большие складские остатки. Мы производим ограниченное количество вещей и только после того, как они продаются, запускаем в производство новые. Если берем какой-то большой заказ, ткань заказываем под него, и так экономим ресурсы.

Наши вещи можно еще раз переработать, для этого нужно отнести их в специальный пункт сбора одежды. В России есть организации, которые занимаются тем, что сортируют вещи, часть передают другим людям, которые будут продолжать их носить, часть перерабатывают. Из ненужной одежды производят ватин для утепления и уплотнения, половые тряпки. Чтобы подготовить текстиль к переработке, нужно удалить всю фурнитуру. Поэтому мы стараемся использовать ее по минимуму — например, отказались от люверсов. Но иногда фурнитура нужна для удобства, как в случае с худи, у которого много карманов и много молний. Мы стараемся сделать так, чтобы вещи были функциональными и носить их можно было бы как можно дольше.

Работа с инфлюенсерами, заказы от бизнеса и диалог с покупателями

Через свой бренд мы стараемся донести идею разумного потребления, объяснить, что жить экологично можно и нужно уже сегодня, и это не требует особых усилий. Ведем блог на сайте и в инстаграм, где рассказываем не только про моду, но и, допустим, про то, сколько разлагается тот или иной предмет, или про пункты утилизации, про разные интересные проекты. Недавно брали интервью у команды «Добрых крышечек».

Чтобы привлечь к ответственному потреблению как можно больше людей, мы работаем с лидерами мнений. В наших съемках участвовали Урсула Ким и Чума Вечеринка. Их объединяет то, что они — активные борцы за экологию и разделяют наши взгляды.

Здорово, что вопросами сохранения природы интересуется и бизнес. У Lethed бывают b2b-заказы от разных компаний, больших и не очень, из самых разных сфер. Среди клиентов — премия «Экология — дело каждого», рестораны, молодежные университетские проекты, фитнес-клубы.

Я знаю, что многие скептически относятся к экологичной моде. Сейчас есть бренды, которые могут просто прикрепить значок «эко» и думают, что люди на это поведутся. Мы не сталкивались с критикой, но нам задают много вопросов. Бывало такое, что потенциальный заказчик, прежде чем купить худи, писал нам в директ, спрашивал про технологию, про сертификаты. Это круто — если человек интересуется, то он начинает постепенно разбираться в теме, становится все более активным. Поэтому мы рады вопросам, и нам есть, что на них ответить — если все делаешь честно, то отвечать легко.

Обновлено 01.12.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть