Amazon — онлайн-магазин, сферы влияния которого распространились в других индустриях. Теперь компания является крупнейшим поставщиком облачных услуг и системы «умного» дома, дизайнером одежды, рекламной и продюсерской площадкой в телевидении и кино, издателем книг и владельцем краудсорсинговой платформы. Рыночная капитализация Amazon на январь 2021 года превышает $1,5 трлн, а ее основатель Джефф Безос является богатейшим человеком на Земле.
«Зеленые» планы Amazon
Средства из заявленного Amazon фонда в размере $2 млрд будут направлены на поиск новых технологий с наиболее экологичными решениями для хранения, транспортировки и производства энергии. Которые также можно будет внедрять в деятельность самой компании.
Профессор менеджмента Калифорнийского университета в Дэвисе Пол Гриффин говорит, что эффективность фонда будет зависеть от того, как инвестируются деньги, и насколько прозрачна информация о влиянии и расходах.
«Мы могли бы услышать яркие объявления о присужденных средствах, но не стоит забывать, что мероприятие создано негосударственной организацией, поэтому мы не можем видеть много информации о реальных делах и реальных результатах. Кроме того, добровольная отчетность, которую мы увидим, будет так или иначе предвзятой, чтобы репутация Amazon выглядела хорошо», — отметил Гриффин в разговоре с изданием The Telegraph.
При этом стоит отметить, что этот фонд не является благотворительной акцией Amazon. И то, что одна из ведущих корпораций мира намерена именно инвестировать $2 млрд, говорит о потенциале отдачи от «зеленых» инвестиций, стимулируя дальшейшее внедрение устойчивых технологий в бизнес.
Еще до этого, в феврале 2020 года, Безос объявил о взносе в размере $10 млрд от своего имени в фонд по финансированию ученых, занимающихся разработкой технологий по борьбе с изменением климата. Также компания Amazon построила около 100 тыс. электромобилей Rivian, а к 2040 году хочет добиться углеродной нейтральности своего бизнеса.
В 2020 году Безос купил право на название хоккейного стадиона в Сиэтле. Чуть позже компания сообщила, что переименует его в Climate Pledge Arena — «Стадион климатических обязательств».
«Вместо того, чтобы называть его Amazon Arena, мы называем его Climate Pledge Arena, как регулярное напоминание о неотложной необходимости принятия мер по борьбе с изменением климата», — прокомментировал миллиардер решение в своем Instagram:
Перспективы «зеленых» технологий
Данные исследовательской фирмы Pitchbook показали, что в 2018 году стартапы в сфере экологически чистых технологий в США привлекли от венчурных инвесторов более $7,1 млрд, что довольно внушительно для развивающегося направления.
Если же говорить не о венчурном рынке, а о корпорациях, такие вложения позволяют нарастить эффективность бизнеса, помочь ему подготовиться к последствиям изменения климата, а также выстоять в условиях кризиса и пандемии коронавируса. В случае с Amazon можно привести пример Zoox — стартапа по производству беспилотных автомобилей. Основанная в 2014 году, компания затем была куплена Amazon, в соответствии с планами Безоса по созданию экологически чистых способов доставки товаров для покупателей.
Отсюда возникает надежда на то, что аналогичные шаги будут предпринимать и другие мировые корпорации, мотивированных как финансовыми, так и имиджевыми преимуществами экологичности.
Например, глава одного из крупнейших в мире инвестфондов Blackrock Ларри Финк в 2020 году признал в письме клиентам, что изменение климата ускорит «фундаментальную перестройку финансов».
Кстати, мода на «зеленые» инвестиции последних лет — это не новинка, а в какой-то мере возрождение тренда 15-летней давности. По подсчетам экспертов Pitchbook, в период с 2006 по 2008 год вложения венчурного капитала в сектор «зеленых» технологий США выросли на 137%, но в конечном итоге эта история прекратилась после финансового кризиса 2008 года.
Все ли так идеально у самой Amazon?
На деле, собственные экологические показатели компании вызывают критику не только многих исследователей, но и самих работников Amazon. Рост продаж в 2019 году на 20% сопровождался увеличением выбросов углекислого газа на 15% (6,77 млн т) за тот же период.
Также остаются вопросы о реальном значении нескольких миллиардов долларов для компании, стоимость которой перешагнула за $1,5 трлн (капитал самого Безоса оценивается на 18 января 2021 года в $181 млрд).
Уже больше года, сформировав группу под названием Amazon Employees for Climate Justice, сотрудники Amazon настаивают на том, чтобы компания серьезнее относилась к проблеме климата. Их целью является совмещение широкого выбора, быстрой доставки с идеями устойчивого развития. Отношения между основателем компании и этим движением оказались не самыми гладкими, есть даже слухи о череде увольнений, что вызывает множество вопросов.
Пока картинка далека от идеала. «Amazon уделяет приоритетное внимание росту и продажам, а не сокращению выбросов CO2. Компания до сих пор не доказала, что ее бизнес-модель может отвечать принципам устойчивого развития», — заявила группа после объявления о создании фонда.
Но все-таки амбиции компании по сокращению своего углеродного следа значимы. Amazon надеется к 2025 году обеспечить 100% своей операционной деятельности «чистой» энергией. А к 2030 году — свести к нулю выбросы углерода во всех поставках.
В эпоху глобализации пример Amazon является исторически важным для компаний всех масштабов. Стремление к устойчивому развитию и экологизации производства — лишь развивающееся направление для бизнеса.
Подпишитесь на наш «Зеленый» канал в Telegram. Публикуем свежие исследования, эко-новости и советы, которые помогут жить, не вредя природе.