В конце июля 2019 года эксперты ООН определили, что же нужно делать банкам и финансовым институтам, чтобы соответствовать принципам устойчивого развития. Полгода открытых консультаций завершились публикацией «Принципов ответственного банкинга» на сайте финансовой группы Программы ООН по окружающей среде.
В разработке концепции вместе с ООН изначально участвовало 30 банков, страховых компаний и прочих финансовых групп, среди них такие крупные игроки, как Barclays, Citi, ING, Nordea, Santander и Société Générale. Вдвое больше организаций уже выразило намерение присоединиться к программе позже, включая единственного представителя России Совкомбанк.
Устойчивое развитие — комплексное понятие, включающее в себя модернизацию промышленности и инфраструктуры, «зеленую» экономику, борьбу с нищетой и неравенством. Именно так, по мнению представителей ООН и других международных организаций, должно развиваться общество в ближайшем будущем. Но при чем тут банки?
Экономика стремительно «зеленеет», новые поколения приходят с новым мышлением, завязанным на ответственном потреблении и совершенно иной деловой культуре. При этом за десять лет со времени последнего мирового кризиса финансовая отрасль так и не восстановила доверие общества, пишут авторы принципов. В каких-то случаях не восстановила она и доверие акционеров, что видно по котировкам европейских банков.
Единственным выходом в таких условиях, уверены эксперты ООН, станет активное участие банков в строительстве новой, устойчивой экономики. Только так в обществе с постоянно меняющимися запросами и приоритетами банковская отрасль может сохранить свою роль в XXI веке. Для этого она должна придерживаться шести базовых принципов.
1. Соответствие деятельности внешним требованиям
Финансовый институт должен привести свою бизнес-стратегию в соответствие с нормами устойчивого развития. В первую очередь это международные правила (Парижское соглашение по климату или 17 целей устойчивого развития ООН), но также национальные и региональные программы. Под бизнес-стратегией тут понимается весь спектр работы: операционная деятельность, конкретные решения и даже принципы размещения капитала.
Что это значит на практике? Компании нужно выделить в своей работе сферы с очевидным негативным или позитивным воздействием на экологию и общество, затем публично поставить целью эти факторы сгладить (в первом случае) или же укрепить (во втором). Это напрямую связано со вторым принципом.
2. Оценка воздействия
Компании необходимо постоянно работать над увеличением положительного эффекта своей деятельности и сокращением отрицательного воздействия. Другими словами, речь идет о риск-менеджменте, понимании последствий своей деловой активности для экологии и общества.
Применительно к банкам это в первую очередь вопрос ответственного размещения капитала: куда лучше всего вкладываться, а кого лучше не кредитовать? Это потребует проверки на соответствие принципам устойчивого развития конкретных сделок, инвестпортфелей, а также введения KPI по экологичности и общественной полезности проектов.
3. Работа с клиентами
Финансовые организации должны не только сами оценивать собственные проекты на устойчивость, но и активно наставлять в этом плане своих клиентов. Например, помогать корпоративным партнерам в поиске проектов и идей, способствующих устойчивому развитию экономики, либо менять к лучшему потребительское поведение розничных клиентов. В этом деле банкам помогут новые технологии, бизнес-модели и практики.
В работе с компаниями дело не ограничивается поиском проектов: банки должны составлять «зеленые» стратегии, определять инструменты и методы вывода продуктов на рынок. Массовый клиент, в свою очередь, нуждается в повышении финансовой грамотности и ответственном подходе к выбору финансового продукта. Опять же, обеспечить здесь развитие — задача самих банков.
4. Работа с акционерами
Чтобы удовлетворить запросы общества и выполнить поставленные им задачи, нужна прозрачная система обратной связи с акционерами в широком смысле. Кто входит в эту группу? Только ли владельцы и миноритарии? Или еще органы власти, общественные организации? От кого зависит и на кого влияет принятие решений банком?
И уже с этими акционерами требуется наладить двустороннюю работу. Прислушиваться к просьбам активистов, призывать власти принимать более прогрессивное законодательство и так далее.
5. Постановка целей
С одной стороны, это повторяет первые два принципа: определить сильные и слабые стороны своего бизнеса, после чего систематически разворачивать операционную деятельность в сторону устойчивого развития. С другой стороны, этот пункт посвящен скорее управленческим практикам и корпоративной культуре.
Публичная постановка целей, признание ошибок, развитие преимуществ, прозрачность и подотчетность — основа культуры устойчивого бизнеса. Под это нужно перестроить организационную структуру компании, назначить ответственных лиц, внедрить систему контроля за исполнением задач, систему поощрений и так далее.
6. Прозрачность и подотчетность
Принцип, вытекающий из предыдущего пункта, сводится к регулярной проверке соответствия деятельности финансового института взятым на себя обещаниям. Согласно документу ООН, в течение 14 месяцев со дня его подписания, а затем раз в год компания обязана публиковать отчет установленной формы, в котором подводился бы итог активности по внедрению практик устойчивого развития.