Как крупный бизнес и стартапы развиваются за счет «зеленых» технологий

Фото: ssguy / Shutterstock
Фото: ssguy / Shutterstock
Промышленные компании по всему миру все больше внимания уделяют экологическим аспектам: защите окружающей среды, поддержанию природного баланса, экологически чистому производству. Это уже не модный тренд, а необходимость

Об эксперте: Екатерина Петрова, директор корпоративного акселератора GenerationS от РВК.

Тренд на экологичное производство

Компании с четкой экологической политикой и планами по ее реализации выигрывают на фоне своих конкурентов, об этом свидетельствуют различные индексы — как российские, так и международные — которые определяют уровень экологичности той или иной корпорации, в зависимости от ее отрасли.

Для защиты окружающей среды необходимо превратить экологическую эффективность в фактор капитализации. Бизнес, который по своим характеристикам более экологичный и прозрачный, как правило, стоит дороже, чем менее эффективный и более закрытый.

Фото:Владислав Шатило / РБК
Зеленая экономика Почему для бизнеса выгодно быть экологически ответственным

Например, специалисты Независимого экологического рейтингового агентства (АНО «НЭРА») посвятили более 30 лет анализу проблем рационального природопользования. Ежегодно агентство публикует рейтинг NERAX Eco, отражающий капитализацию наиболее экологически эффективных и прогрессивных компаний, которую можно сравнивать с общей динамикой рынка. Семейство фондовых экологических индексов NERAX Eco позволяет следить, как экологическая составляющая деятельности российских компаний участвует в оценке их стоимости на фондовом рынке.

В 2019 году в рейтинг NERAX Eco отраслевой группы «Тепловые электростанции» вошли различные производственные филиалы крупнейших энергетических компаний России.

К слову, к мировому энергетическому сектору сейчас приковано особое внимание: глобальное изменение климата стимулирует отдельные компании и целые страны делать шаги по сокращению выбросов CO2. Составлен рейтинг стран мира, правительства которых предпринимают наибольшие усилия по развитию «зеленой» энергетики. Из европейских государств в первую пятерку по развитию ВИЭ наряду с Индией, Японией, США и Китаем попала только Германия.

В России в 2018 году запущен национальный проект «Экология», который входит в число 12 нацпроектов, утвержденных указом президента РФ Владимира Путина от 7 мая 2018 года. Его цель — улучшить экологическую обстановку в стране и создать комфортные условия для жизни. Национальный проект включает 11 федеральных проектов. Работа ведется по пяти направлениям: отходы, вода, воздух, природа и животные. Срок реализации нацпроекта — до 31 декабря 2024 года.

Зеленая экономика Национальный проект «Экология». Главное

Также в нашей стране осуществляется государственная политика в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников на период до 2024 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2019 года. Мы наблюдаем за тем, как проводятся правительственные тендеры на строительство новых ВИЭ объектов — ветропарков и солнечных электростанций.

Энергетическая революция

При строительстве объектов ВИЭ появляется много рабочих мест. Само строительство новых мощностей предполагает бережное отношение к окружающей среде и рациональное использование ресурсов. Многие компании уже на этапе строительства стараются сделать сам процесс максимально эффективным, удобным, не нанося при этом вред окружающей среде. Это достигается за счет внедрения новых технологий и решений.

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash

Для крупных корпораций с уже функционирующими электростанциями также есть ряд преимуществ. В частности, энергоэффективное оборудование, стоящее дороже традиционного, в эксплуатации обходится дешевле за счет снижения платежей за потребляемую энергию. Например, ГК «Микрон», крупнейший производитель и экспортер микроэлектроники в России, внедрил на предприятии систему экологического менеджмента, за счет чего сократил расходы электрической энергии на 27%, тепловой — на 15%, потребляемой электрической мощности — на 27%. Становится понятно, что цель многих компаний при внедрении инновационных решений и новейших технологий — оптимизировать свои расходы, не снижая при этом качества работы оборудования и функционирования производственных процессов.

«Зеленое» финансирование

Экологичные компании имеют определенный имидж и пользуются кредитом доверия: уже сейчас многие инвесторы отказываются от сотрудничества с сектором традиционной энергетики в пользу greentech-компаний, предпочитая «зеленые» инвестиции в ветровую и солнечную энергетику. Так, один из крупнейших британских пенсионных фондов (Swansea Council’s Pension Fund с объемом капитала в £2,1 млрд) сообщил о сокращении инвестиций в нефтяные компании и другие организации с большим углеродным следом. Конечные потребители также оценивают экологическую ответственность производителей, что заставляет бренды стремиться к «озеленению»: бьюти-индустрия переходит на продукты в упаковке из переработанного сырья или вовсе без упаковки (Lush, Chanel), магазины одежды принимают вещи на переработку (H&M).

Фото:Gonzalo Fuentes / Reuters
Зеленая экономика Семь вопросов о влиянии индустрии моды на экологию

Статус «зеленого» на международном рынке сейчас может привлечь значительно больше инвесторов, чем в России. В 2019 году РЖД стала первой в России компанией — эмитентом «зеленых» облигаций на международном рынке. На своем последнем размещении она сэкономила на фондировании 0,3%, это очень много. Международный рынок сейчас более емкий, поскольку там многие инвесторы в своих меморандумах ставят ограничение, что определенную долю средств они должны вкладывать в «зеленые» проекты.

Бум greentech-проектов

«Зеленые» технологии попадают в фокус общих интересов: стартапов, инвесторов и бизнеса. Растет количество проинвестированных greentech-проектов и число внедрений их решений на производствах.

  • Финский стартап Sulapack производит биоразлагаемый экологичный материал из древесины, не содержащий частиц микропластика. Компания сотрудничает с пищевым гигантом Fazer, в ее разработки инвестирует люксовый бренд Chanel. В конце 2019 года стартап привлек новые инвестиции в размере €15 млн для дальнейшего расширения и выхода на зарубежные рынки.

  • Выпускник акселератора GenerationS, стартап Cleapl (Экопак) разработал упаковку для пищевых товаров из биополимеров (на основе полисахаридов и белков), которая сама является съедобной и полностью биоразлагаемой в окружающей среде при естественных условиях на углекислоту, воду и биомассу. Использованная продукция подвергается рециклингу или может служить удобрением для сельскохозяйственных угодий. Инновационность проекта заключается в биотехнологической обработке сырья, в результате чего увеличиваются эксплуатационные характеристики изделий из биополимеров. Cleapl недавно выиграл грант от ЭКСПО 2020. В настоящее время команда проекта закупает оборудование для производства биоразлагаемых и съедобных трубочек.

  • Российский стартап «Экопрост» из Екатеринбурга в 2014 году начал производство многоразовых сумок для покупок. Сейчас с ними сотрудничают торговые сети «Ашан», «О’кей», «Магнит», «Карусель», «Азбука вкуса» и др. Еще один стартап в области экологичной упаковки — Geovita — разрабатывает одноразовую биоразлагаемую посуду, которую используют «Вкусвилл», рестораны при магазинах «Икеа», «Азбука вкуса» и РЖД.

  • Стартап KAVACA, который также является выпускником GenerationS, производит нанокерамические покрытия последнего поколения с уникальными защитными и эксплуатационными свойствами, которые существенно продлевают срок жизни любого оборудования, уменьшают применение химии для обслуживания и помогают упростить переход на новый технологический уклад. Защитный материал может быть использован, как на ВИЭ-объектах (солнечные панели), так и в традиционной генерации (продление срока службы оборудования). В данный момент данная продукция успешно применена на многих производственных объектах крупных компаний. Одной из целей компании является уменьшение вредного воздействия промышленности на экологию путем продления срока эксплуатации оборудования и изменения технологических операций предприятий с применением химически вредных веществ. Покрытия KAVACA сертифицированы лабораторией SGS по стандарту REACH, что подтверждает безопасность использования продукции как для окружающей среды, так и для человека. Защитные покрытия KAVACA идеально вписываются в «зеленые» концепции современных проектов.

  • Российский стартап Wonder Lab (ООО «БиоМикроГели») производит средства для ликвидации аварийных разливов нефти и масел. Стартап является одним из выпускников акселератора GenerationS, среди партнеров — торговая сеть «Лента» и онлайн-гипермаркет Ozon.

  • Российский стартап Биоэнергия из Екатеринбурга разработал технологию WiseSoil для ускоренной переработки органических отходов в удобрение и биогаз. Проект был проинвестирован РВК и фондом «Сколково», и сейчас компания работает с клиентами из Великобритании, Чехии, Южной Кореи и других стран мира.

  • На базе научно-технического центра «Трубметпром» был разработан инновационный метод удаления технологической смазки с внутренней поверхности труб, который позволяет снизить энерго- и ресурсозатраты при очистке труб и металлопроката в металлургии, атомной энергетике и машиностроении. Проект реализован при участии фонда «Сколково» и прошел успешную апробацию.

Инвестиционная поддержка greentech-стартапов становится более структурной: разработку «зеленых» решений для промышленности поддерживают не только отдельные инвестиционные фонды, но и правительства различных стран. Так, правительство Великобритании объявило о создании фонда Clean Growth Fund, который займется поддержкой «зеленых» стартапов. Первоначальный размер составит £40 млн, с учетом дополнительных инвестиций частных инвесторов он сможет достичь £100 млн.

Стремление компаний быть экологически ответственными, применять инновационные решения, направленные на улучшение экологических показателей, говорит о том, что во многих отраслях пусть и не быстро, но происходит шифтинг в сторону по-настоящему устойчивого бизнеса.


Больше информации и новостей о том, как «зеленеет» бизнес, право и общество в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Обновлено 07.07.2020
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть