В «зеленом» тренде: как стартап CLEAPL начал делать съедобные трубочки

Фото: РБК Тренды
Фото: РБК Тренды
Стартап CLEAPL — выпускник акселератора GenerationS, проведенного компанией РВК в 2017 году. Стартап производит биоразлагаемый пластик, который состоит полностью из растительного сырья

На рынке существует огромное количество компаний, которые занимаются биопластиками.

Биопластики бывают двух видов:

  1. Компостируемые (биоосновные + биоразлагаемые). Они могут перерабатываться в промышленном или домашнем компосте.
  2. Биоразлагаемые и оксоразлагаемые пластики, которые разрушаются в природной среде: в почве, в воде или в море.

Биоразлагаемый пластик, который производят другие компании, разлагается только специально созданных условиях с высокой влажностью, температурой и обязательной сортировкой по типу пластика. Пластик CLEAPL разлагается в домашнем компосте.

Фото:Griffin Wooldridge / Unsplash
Зеленая экономика Почему биоразлагаемые пакеты ускоряют процесс загрязнения планеты

Задача

Изменить философию людей в использовании пластика. Мировой рынок пластиковых пакетов оценивается в $500 млрд, одноразовой посуды — в $150 млрд, пленки для ламинации — в $80 млрд, и трубочек — в $4 млрд.

Потребители готовы переходить на биоразлагаемую тару и упаковку для сохранения окружающей среды, а производители — в том числе ради повышения лояльности конечного потребителя.

Термин «съедобная упаковка» («edible packaging») подразумевает, что конечный потребитель может лично уничтожить упаковку: трубочки для напитков от CLEAPL можно даже съесть после использования.

Предпосылки и мотивация

«Люди, которые выбрасывают наш пластик, не загрязняют природу, потому что он является удобрением», — говорит основатель компании Иван Захаров.

В 2013 году началось увлечение Ивана Захарова научным проектом в области биоразлагаемой упаковки. «Когда я анализировал актуальность своего исследования, меня напрягло, что передовые разработки зачастую усложняли жизнь», — говорит изобретатель биоразлагаемых материалов CLEAPL Иван Захаров.

Ученые предлагали соорудить компостные ямы в зависимости от способа компостирования пластика: в почве, в воде, в море. Компании создавали оксо-биоразлагаемые полимеры и добавки, якобы придающие традиционным полимерам способность полностью разлагаться до углекислого газа, воды и биомассы. В достоверности последних так и не удалось убедиться. Изучив данные исследований 1970-х годов, основатель проекта взял на себя ответственность исправить недочеты в сшивке и биомодификации, повысить эксплуатационные и барьерные свойства нативных компонентов.

Реализация

«После многочисленных попыток в моих руках лежала пленка из природных материалов. Внешне она никак не отличалась от полиэтиленовой. Я купил аппарат для спайки и изготовил из него пакет. Накидал в него овощей из холодильника — пакет выдержал груз», — вспоминает изобретатель первых биоразлагаемых пленок в России.

С тех пор Иван Захаров создал команду, получил патенты, провел зарубежные исследования. Несмотря на то, что CLEAPL сталкивался с проблемами в России, которые были связаны с апробированием технологии в промышленном масштабе, тестировать решение удавалось за границей. Продукты и разработки CLEAPL есть во всем мире — от Южной Америки до Австралии.

Разработки CLEAPL победили и стали финалистами нескольких конкурсов и акселераторов. В 2019 году стартап получил грант программы Expo Live с возможностью участия на мировой выставке ЭКСПО 2020 в Дубае, ОАЭ (отбор из более чем 11 тыс. заявок из 180 стран). Ранее CLEAPL планировали представить свои разработки на выставках в РФ, но сделают это на всемирной выставке в 2021 году в Дубае. Соучредитель CLEAPL Иван Захаров стал верифицированным участником Фонда Будущего Дубая и одним из пяти финалистов из Европы конкурса, проводимого ООН — «Молодые чемпионы Земли» 2020.

«Благодаря поддержке программы Expo Live мир увидит продукты из биоразлагаемых пластиков, которые безвредны настолько, что их можно даже съесть. Я всегда стремлюсь к практичности, — говорит Иван Захаров, — Я уверен, что наша компания предлагает именно практичные решения для исправления проблемы загрязнения Земли. Миссия нашей компании — чистая планета».

Технологию производства CLEAPL можно представить в виде круговой экономики, где способ обработки растительного сырья — это его биомодификация. Проект прошел экспертизу европейскими инжиниринговыми компаниями, производителями и потребителями пластика, а также ведущими университетами Ирландии, Италии, Германии, Чехии, Швеции, Малайзии и России. Основные преимущества биомодификации — использование веществ растительного происхождения, их биоразлагаемость, использование в пищевой промышленности, а также невозможность их определения после реакции (это защищает технологию от копирования).

Планы и перспективы

Сегодня компания запускает производство биоразлагаемых и съедобных трубочек в Казани. Еще стартап заканчивает промышленные испытания по производству одноразовой посуды — стаканов, крышечек, ланч-боксов, тарелок и столовых приборов. Команда проекта ищет финансирование на создание производства одноразовой посуды. В долгосрочных целях хочет расширять продуктовую линейку вплоть до пленки и пакетов, выходить на международные рынки. В дальнейшем CLEAPL планирует выкупать свою использованную продукцию у потребителей для рециклинга изделий и собирать пищевые отходы у HoReCa для изготовления продукции.


Больше информации и новостей о том, как «зеленеет» бизнес, право и общество в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Обновлено 26.09.2020
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть