Из 17 целей устойчивого развития, принятых ООН, ответственное потребление и производство оказалось наиболее актуальным для российского бизнеса: 16% работающих здесь компаний отдали предпочтение этой цели. Согласно опросу* бизнес-сообщества, опубликованному осенью 2019 года, самые приверженные принципам устойчивого развития — компании сектора потребительских товаров, нефтегазовой отрасли, а также игроки телеком- и ИТ-рынка. Ответственное ведение бизнеса положительно влияет на эффективность деятельности компании благодаря готовности потребителя платить за более экологичные товары и услуги.
РБК спросил у игроков разных секторов экономики, что их мотивирует вести более ответственный бизнес и как они вовлекают в этот процесс потребителей.
*Опрос «Барометр устойчивой трансформации бизнеса» провели КПМГ и Effie Russia.
Бизнес-кейс «ВкусВилла»
Задача
Создать и запустить систему по сбору пластиковой тары через фандоматы в магазинах сети.
Предпосылки и мотивация
Инициатива по установке фандоматов была ответом на запрос со стороны покупателей. Вопросы экологии волнуют многих клиентов компании, они регулярно интересовались дальнейшей судьбой использованных пластиковых бутылок и алюминиевых банок, рассказывает куратор экологических проектов «ВкусВилла» Александр Цыганков. По его словам, инициатива изначально рассматривалась как экологическая. Задачи заработать на фандоматах компания не ставила ни на одном из этапов реализации.
Подготовка и первые шаги
В пилотном режиме проект стартовал примерно полтора года назад. В столичных магазинах установили около 20 арендованных фандоматов (аппараты по сбору тары, сделанные в КНР, распространяются в России по франшизе), еще несколько — в Санкт-Петербурге. По сути, сеть предоставляла площади для аппаратов сторонней компании. На один фандомат в месяц приходилось 1,3 тыс. сданных бутылок.
Однако аренда китайского оборудования шла вразрез с политикой сети. 80% продуктов на полках — отечественного производства. Компания надеялась найти российскую альтернативу.
На этапе пилота также возникла идея о начислении баллов за сданную тару. Во «ВкусВилле» узнали об опыте одной из британских торговых сетей, где каждый фандомат принимал в месяц около 9 тыс. бутылок. В качестве поощрения покупатель получал бумажный купон со скидкой. «Но именно этот путь, — поясняет Цыганков, — нам не понравился, поскольку экологический проект, призванный бороться с мусором, сам его и генерирует».
Реализация
Вариантов реализации проекта на отечественном оборудовании поначалу не было. В России нет производителей фандоматов, нет рынка и спроса на эти аппараты. Кроме того, в этой сфере отсутствует четкое регулирование со стороны государства.
«Желающих влезть в авантюру было немного. Десятки компаний, с которыми мы прорабатывали коммерческое предложение и ТЗ, просто отваливались. Разговоры с контрольными ведомствами заканчивались неопределенно», — вспоминает Цыганков.
Производителя, согласного выпустить нужное оборудование, искали с помощью «холодных» звонков, писем и личных встреч. Фандоматы согласилась разработать «Инновационная экологическая платформа». Но стоимость аппарата была довольно высокой.
«ВкусВилл» решил привлечь партнера для установки фандоматов. Им стала компания «Балтика», которая также была заинтересована в развитии экоинициатив.
Совместный проект стартовал в декабре 2019 года. На сегодняшний день установлено три фандомата — два в Москве и один в Санкт-Петербурге.
Партнерские фандоматы принимают алюминиевые банки и пластиковую тару из-под напитков емкостью от 0,5 до 2 л. За каждую единицу тары клиентам «ВкусВилла» начисляется 0,5 балла (50 коп.). Операции с бонусами проводятся через внутреннюю ИT-систему компании, что позволяет уйти от бумажных чеков.
Затраты
В период с июля 2018 по декабрь 2019 года расходы «ВкусВилла» на аренду китайских аппаратов составляли около 300 тыс. руб. ежемесячно. Еще примерно 50 тыс. руб. в месяц шло на изучение рынка, консалтинг и менеджмент проекта.
Точную стоимость отечественных фандоматов, установленных в рамках партнерского проекта, компания не раскрывает. По словам Цыганкова, «аппараты, изготовленные в России, стоили не так дорого, как европейские (около 2 млн руб.), но и не так дешево, как китайские (300 тыс. руб.)».
«Балтика» взяла на себя капитальные расходы на изготовление трех фандоматов. «Инновационная экологическая платформа» вложилась в НИОКР, чтобы разработать отечественный аппарат с нуля. Объем этих инвестиций составил сотни тысяч рублей.
Кроме того, несколько десятков тысяч рублей в месяц уходит у «ВкусВилла» на обслуживание каждого фандомата.
Результат
За два месяца с начала партнерского проекта количество сданной тары выросло почти втрое — до 4 тыс. единиц. Покупателей простимулировала бонусная программа, уверены в компании. Однако риски, связанные с несовершенством законодательства, по-прежнему не сняты. «В законе ничего не прописано по поводу аппаратов в магазинах, — напоминает Цыганков, — и это висит над нами дамокловым мечом, хотя мы соблюдаем все четко прописанные нормы».
Планы и перспективы
«ВкусВилл» не ставит жестких целевых показателей, но надеется, что к концу 2020 года покупатели будут сдавать около 9 тыс. единиц тары в месяц. Компания планирует развивать проект совместно с «Балтикой». «Параллельно мы находимся в поиске новых партнеров, которые тоже готовы разделить с нами расходы на такую экоинициативу», — говорит Цыганков.
Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.