Об экспертах:
- Любовь Меланевская, исполнительный директор ассоциации «РусПЭК»;
- Павел Рудась, исполнительный директор ассоциации «РусПРО».
«Более 70% из тех, у кого есть доступ к раздельном сбору, активно им пользуются» — такой вывод следует из опроса Левады-центра. Совсем другие данные приводит исследовательское агентство Magram Market Research: 74% не разделяют отходы, потому что «все равно вывезут на полигон».
Позиция государства
Органы власти принимают довольно противоречивые меры. Так, с 1 января 2020 года Москва и Московская область законодательно закрепили раздельный сбор — более 20 миллионов человек получили баки для РСО во дворах. При этом Роспотребнадзор уже в мае 2020 года рекомендовал остановить раздельный сбор для того, чтобы предотвратить распространение коронавируса. Одновременно с этим Госдума и Общественная палата предложили заварить в многоквартирных домах мусоропроводы и тем самым стимулировать население сортировать отходы. Складывается впечатление, что государство пока не может определиться, что же делать: запретить раздельный сбор или все же заставить граждан сортировать отходы.
Этой ситуацией неопределенности пользуются лоббисты мусоросжигания. Зачем усложнять жизнь, сортируя отходы в разные баки, организовывать разнопотоковую логистику, строить сортировочные линии, если можно все просто сжечь в печи? Быстрое решение мусорной проблемы.
Правда, для этого придется построить мусоросжигательный завод. К технологической и экологической безопасности таких заводов есть много вопросов, и кто очистит воздух от выбросов — вопрос тоже пока открытый.
Парадокс «мусорной проблемы»
В России ежегодно образуется 65-70 млн т твердых коммунальных отходов, утилизируется — 3,5 млн т. При этом существующие предприятия по переработке отходов — а их около 1,5 тыс. — имеют общую мощность 37 млн т. Получается, что эти мощности загружены менее, чем на 10%. Уже сейчас можно перерабатывать 57% всех бытовых отходов, достаточно загрузить все уже имеющиеся мощности. Однако фактическая утилизация — 5%. Остальные 95% уезжают на полигоны.
Причина этого парадокса — отсутствие раздельного сбора отходов по всей стране. Первичное накопление и сбор — самое слабое звено («бутылочное горлышко») в существующей системе управления отходами. Отсутствие раздельного сбора делает утилизацию очень дорогой: загрязненные остатками пищи ценные фракции (картон, стекло, пластик, металл) приходится отправлять на промывку, просушку, тратиться на дополнительную логистику, — далеко не все компании по управлению отходами готовы идти на такие издержки. Проще вывезти всю массу на полигон — что и происходит в большинстве случаев. Поэтому без внедрения раздельного сбора отходов в федеральном масштабе «мусорную проблему» не решить.
Европейская модель раздельного сбора отходов
Опыт Евросоюза является образцом при организации раздельного сбора — буквально в каждом дворе установлены контейнеры для РСО. Доля населения, сортирующего отходы в домохозяйствах — больше 90%. Как следствие, европейский показатель утилизации отходов упаковки составляет более 65%. Секрет успеха европейской модели основан на умном внедрении инструмента расширенной ответственности производителя (РОП) — бизнес обязан обеспечить переработку определенной доли отходов, которые образуются от выпущенных на рынок товаров и упаковки. Для этого бизнес создает специальные организации (ассоциации), которые финансируют установку контейнеров для РСО и контролируют, чтобы раздельный сбор осуществлялся, а отсортированные отходы доходили до конечного звена — переработчика.
В этой модели в выигрыше остаются все стороны. Бизнес заинтересован в РСО, так как выполнение РОП становится проще — отсортированную упаковку не нужно многократно очищать от загрязнений перед отправкой на переработку. Более того, для бизнеса РСО — источник вторичного сырья, которое европейские компании обязаны использовать при производстве некоторых видов упаковки (в том числе пластиковой). Муниципалитеты заинтересованы в РСО, так как он снижает общее количество отходов, идущих на полигон. А значит, меньше и плата за вывоз, так как отсортированные отходы упаковки ассоциации вывозят самостоятельно — ведь бизнес в этом заинтересован. Раздельный сбор выгоден и населению — граждане, сортирующие отходы, платят за вывоз отсортированных ТКО в разы меньше.
Наиболее яркий пример — Германия, где раздельный сбор оформлен в четыре потока: первые два контейнера — для упаковки (синий и желтый), еще два — для пищевых отходов (коричневый) и «прочего»: для загрязненной бумаги, окурков от сигарет и подобного (черный контейнер).
Стоимость вывоза синего и желтого бака составляет в среднем €12 в год, а коричневого и черного — €135 в год. Сортировка отходов стала настолько важной частью быта немцев, что раздельному сбору посвящают обучающие материалы в курсах адаптации иммигрантов. В результате, в Германии охват муниципалитетов раздельным сбором достигает практически 100%, а показатель утилизации отходов упаковки — 70%. Однако Европа шла по этому пути с начала 1990-х годов — более 25 лет.
Нужно ли ждать России 25 лет?
Нет. Нам доступен лучший опыт Европы, а проблема переполненных полигонов просто не дает возможности ждать так долго. Для реального перелома в этом направлении необходимы три базовых составляющих государственного регулирования:
- Позитивные стимулы для населения. Если тариф на вывоз ТКО станет заметно ниже, благодаря тому, что отсортированные отходы снизят объем ТКО и будут вывозиться для жителей бесплатно, даже скептики станут экологически ответственнее и начнут сортировать отходы. Потому что это дешевле.
- Раздельный сбор отходов должен на законодательном уровне стать обязательным для регионов и региональных операторов. В текущих условиях регоператоры не имеют мотивации внедрять РСО — их контракты касаются в первую очередь вывоза отходов как таковых, РСО внедряют единицы.
- У вторичного сырья должен появиться рынок — вторресурсы важно сделать востребованными. Экономические стимулы для производителей, использующих упаковку из вторсырья, и облегчение налогового бремени на операции с ним — зарекомендовавший себя инструментарий. Пока же в России на законодательном уровне даже не определен термин «вторичные материальные ресурсы». И в этом отношении мы в начале пути.
Первые шаги
Недавно правительство утвердило «дорожную карту» по развитию раздельного сбора отходов (РСО). Как минимум позитивные стимулы для населения и бизнеса, а также предпосылки для качественного изменения регулирования нашли отражение в этом документе. Но «дорожная карта» — это все-таки планы и взгляд в будущее, которые еще предстоит воплотить в жизнь.
Важно перестать гадать на результатах социологических опросов — готово население к раздельному сбору отходов или нет — и на практике заняться созданием позитивных экономических стимулов для внедрения раздельного сбора в федеральном масштабе. Именно стимулов, а не штрафов и принуждений. Если бизнес получит предсказуемые правила по самостоятельной реализации расширенной ответственности производителя, а «зеленый образ жизни» позволит гражданам экономить, раздельный сбор станет в России не менее популярным, чем в странах ЕС.
Больше информации и новостей о том, как «зеленеет» бизнес, право и общество в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.