Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Средство роскошного передвижения: что ждет рынок электромобилей в России

Фото:  tesla.com, Sean Gallup / Getty Images
Фото: tesla.com, Sean Gallup / Getty Images
До 2020 года спрос на «зеленые» технологии в мире увеличивался, эксперты предсказывали рост числа электромобилей в России. Но экономический кризис внес коррективы. Как поведет себя этот рынок в новой реальности?

Материал подготовлен авторами телеграм-канала «ШЭР».

До событий 2020 года Международное энергетическое агентство прогнозировало рост спроса на электромобили при падении цен на нефть. Однако сейчас нобелевский лауреат Рае Квон Чунг предполагает, что невысокие цены на нефть могут значительно снизить мотивацию людей отказаться от машин с двигателем внутреннего сгорания. Компания Wood Mackenzie также прогнозирует падение спроса на электрокары на 43% — это связано с выжидательной позицией, которую заняли потребители в связи с нестабильной обстановкой в мире.

Российский рынок электромашин на момент обвала цен на нефть не был развит — их всего 4,6 тыс., что составляет 0,1% всех автомобилей в стране. Россияне и без того скептически относились к покупке электрокаров, предпочитая классические дизельные или бензиновые. Спрос отставал от развитых стран в десятки и сотни раз. Многие эксперты отмечают, что электрокары для россиян — скорее предмет роскоши, нежели обыденное средство передвижения. Часто такой автомобиль приобретается в дополнение к основному автопарку.

В чем плюсы и минусы электрокаров в России

В других странах этот рынок тоже развивается не сам собой. Главным фактором всегда была государственная поддержка. Наиболее продвинутой в этом плане оказалась Норвегия, где в 2018 доля «зеленых» автомобилей составила 31,2% от всех проданных машин, а в 2019 году эта цифра уже на уровне 48,4%. Это стало возможно благодаря льготам и преференциям для владельцев электрических автомобилей: бесплатные парковка и станции подзарядки, пользование автобусными полосами движения, сниженные пошлины. Все это позволило норвежскому рынку расти.

Россия использует похожую методику. Так, в Москве уже работает нулевой транспортный налог для автомобилей с электродвигателем и бесплатная парковка. На федеральном уровне обсуждается отмена таможенных пошлин на ввоз электромобилей для физических и юридических лиц. Сейчас пошлина составляет 15%. Также обсуждается возможность разрешить езду по выделенным полосам и платным дорогам, освободить владельцев от транспортного налога и плату за парковку с зарядным устройством.

Транспортный налог — 2020: как получить скидку

Пока сложно прогнозировать в обозримом будущем переход на экологичный транспорт по всей стране. Илья Никоноров, директор по маркетингу и связям с общественностью «ММС Рус», объясняет это отсутствием инфраструктуры и высокой стоимостью самого автомобиля.

В России образовался замкнутый круг: инфраструктура не развивается в отсутствии достаточного количества электрических машин, а потребители боятся приобретать такие автомобили из-за сложности доступа к инфраструктуре.

Десять самых доступных и комфортных электромобилей. Фотогалерея Фото: Tesla

Однако в России уже существует обширная сеть зарядных станций. На международной карте PlugShare можно найти станции в крупных российских городах и на основных магистралях.

В России лидером по количеству электрокаров является Москва. Это связанно не только с тем, что многие москвичи могут позволить себе приобрести электромобиль, но и с качеством дорожного покрытия, доступностью центров обслуживания и более развитой инфраструктурой. С 2018 года количество точек подзарядок в России увеличилось втрое, в столице их количество увеличилось в 2,5 раза. Именно здесь количество электрокаров продолжит расти, в том числе за счет большого интереса к экологической повестке.

За последние годы в столице произошла своего рода экологическая революция: масштабное озеленение, расширение пешеходных зон, запуск электробусов, появление электрокаров в шеринговых сервисах. Каждый из этих этапов с точки зрения урбанистики сам по себе любопытен. Но если первые два были вполне ожидаемы, то появление на столичных дорогах беспроводного электрического общественного транспорта точно опередило запрос москвичей.

Что такое экологический каркас города и зачем он нужен

Не так много городов и стран решили пойти по пути экологизации общественного наземного транспорта. Всего в мире около полумиллиона электробусов, по большой части они используются в Китае (где это особенно актуально), также электробусные парки есть в Европе, в Индии и совсем небольшой в США. Сложно придумать более экологичный общественный вид транспорта. Если московские власти грамотно подойдут к вопросу утилизации литиевых батареей — это будет настоящий экологических успех.

В России уже несколько лет развиваются сервисы шеринга — они доступны уже почти в 20 городах. В Москве они включают электрокары, но пока в ограниченном формате. Пандемия коронавируса на какое-то время подорвала общее чувство безопасности в отношении мира, но философия шеринга уже не откатится назад. Развитие «зеленых» технологий внутри таких сервисов во многом зависит от государственной поддержки и отношения пользователей, которые смогут открыть свое сознание для нового.

«Это было волнительно!»: читатели РБК — об опыте использования каршеринга


Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Следующий материал: