![Фото: из личного архива](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/49/755916344366492.jpg)
Об эксперте: Александр Ведяхин начал работу в Сбербанке в 1999 году в Волгограде, прошел путь от старшего контролера-кассира до заместителя управляющего отделением, а в 2008 году занял должность первого заместителя председателя правления Сбербанка на Украине. В 2012-2015 годах входил в совет директоров и был главным риск-офицером (CRO) в ДенизБанке — «дочке» Сбербанка в Турции. С 2015 года занимал пост старшего вице-президента Сбербанка, CRO группы Сбербанк, руководителя блока «Риски», в том числе Лаборатории по искусственному интеллекту и Центра развития компетенций по исследованию данных. С июня 2018 года — первый заместитель председателя правления Сбербанка. Курирует блоки «Розничный бизнес», «Корпоративный бизнес», CIB, «Управление благосостоянием», «Территориальное развитие», департамент по работе с проблемными активами, дирекцию по управлению проектами в области энергосбережения и природопользования.
«Зеленая» экономика с каждым днем становится все более значимым технологическим драйвером: возобновляемая энергетика, «умные» дома, офисы и целые города, технологии, сокращающие негативное влияние человека на экологию — все это уже сейчас наша реальность. Понимая и принимая это, мы активно финансируем «зеленые» проекты, включая альтернативную энергетику и типовые решения в сфере твердых коммунальных отходов.
Сбербанк как компания, в число активных клиентов которой входят две трети населения России, чувствует свою прямую ответственность за формирование будущего страны, а оно во многом зависит от того, в каком мире будут жить наши с вами дети и внуки. Экологическая политика банка охватывает все направления — от работы с внешними клиентами и инвесторами до ответственной модели поведения каждого сотрудника.
Цифровизация против вырубки лесов
Один из приоритетов для нас — это движение к миру без бумаги. Мы стремимся сократить использование бумаги и при продаже банковских продуктов клиентам, и во внутренних процессах банка. В 2019 году при работе с клиентами нам удалось снизить объем используемой бумаги более чем на 440 млн листов. Высота такой стопки бумаги — больше 40 км! Такие показатели были достигнуты благодаря хранению документов в электронном виде, новым цифровым способам подтверждения, переводу операций в удаленные каналы и другим инициативам прошлого года.
![Фото: Felix Mittermeier / Pexels](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/03/755916345224033.jpg)
В частности, мы запустили специальный сервис для корпоративных клиентов «Документооборот», который интегрирован в интернет-банк и доступен всем пользователям «Сбербанк Бизнес Онлайн». Сейчас пользователи могут отправлять через этот сервис более 160 различных типов документов с электронной подписью. Из 2,6 млн компаний, работающих в этой системе, более 850 тыс. уже перешли на электронный документооборот.
- За пять месяцев 2020 года через сервис были отправлены более 5 млн документов, что помогло сэкономить примерно 15 млн листов бумаги, или около 1 тыс. деревьев.
В «Сбербанк Бизнес Онлайн» также доступен сервис «Конструктор документов», где есть более 1,4 тыс. шаблонов. А сервис «Электронный архив» позволяет систематизировать всю документацию и хранить ее в электронном виде.
Что касается внутренних процессов банка, то и здесь мы достигли значительных результатов в вопросе отказа от использования бумажных документов. За счет пересмотра процессов в рамках программы Digital Inside нам удалось сократить количество бумажных документов, обрабатываемых и поступающих на хранение в архив банка, на 36% — а это около 600 млн листов ежегодно.
- Наша цель к 2021 году — сократить количество бумажных документов, оборачиваемых в банке, на 83% по сравнению с 2018 годом.
Мы также переходим на цифровые сервисы обслуживания и выпуск дистанционных продуктов. Например, физическим лицам, помимо классических продуктов, мы предлагаем цифровые карты, по которым даже не предполагается выпуск пластика. При этом набор возможностей для совершения финансовых операций с такими картами не отличается от тех, что предусмотрены для обычных дебетовых или кредитных карт, — операции по ним доступны как офлайн, так и онлайн. Цифровую карту можно оформить в «Сбербанк Онлайн» и совершать привычные операции.
- С начала года выпуск таких карт позволил сэкономить более 4 т пластика.
Также мы работаем над возможностями утилизации пластиковых карт.
В офисах Сбербанка мы реализуем «зеленые» принципы: устанавливаем урны для раздельного сбора отходов по основным видам — бумага, пластик, стекло, отработанные батарейки, которые затем отправляются на переработку.
Мы стремится экономить энергию и за пять лет снизили объем ее потребления более чем на 20%. В этом году сотрудники Сбербанка приняли участие в ежегодной экологической акции «Час Земли». Помимо того, что они в знак солидарности со всей планетой на один час погасили свет в своих домах, мы также отключили световые знаки и вывески более чем в 3 тыс. офисов и отделений Сбербанка.
Наконец, «зеленый офис» подразумевает цифровизацию процессов. Как я уже упоминал, в первую очередь это позволяет снизить количество используемой бумаги, но в конечном счете — сократить вырубку лесов.
В Сбербанке работает много людей, которым не все равно, каким будет мир будущего. Поэтому мы открыли «Экологический клуб» — онлайн-площадку для тех, кому интересны вопросы, связанные с экологией, с принципами бережливого и осознанного потребления, с защитой окружающей среды. На сайте Экоклуба наши коллеги могут получить доступ к лекциям, семинарам, пособиям от лучших экспертов в области экологии, найти единомышленников, чтобы обмениваться опытом и лучшими практиками, а также получать развернутую информацию об экологических инициативах банка.
![Фото: Scott Webb / Unsplash](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/8/70/755916345272708.jpg)
Компания с принципами
Однако не только экология занимает важное место в стратегии и культуре Сбербанка — нас волнуют в целом вопросы устойчивого развития, все то, что обычно подразумевают под аббревиатурой ESG (environment, social, governance), а по-русски — ЭСУ (экологические, социальные и управленческие проекты). Поэтому в годовой отчет за 2019 год был включен и раздел об устойчивом развитии.
Эти вопросы регулярно рассматриваются на заседаниях наблюдательного совета Сбербанка. У нас есть отдельные подразделения и сотрудники, в функции которых входит системная работа в направлении устойчивого развития, но в целом спектр задач охватывает практически все подразделения банка.
Сегодня невозможно быть успешной компанией на мировом рынке без соблюдения принципов ESG. К счастью, их разделяют все больше корпораций, в том числе и в России. Факторы ESG все чаще берутся в расчет при принятии бизнес-решений, на них обращают внимание рейтинговые агентства, инвесторы и потребители.
По данным глобального исследования Nielsen, среди потребителей по всему миру:
- 41% готовы платить больше за органические продукты;
- 38% — за товары, не наносящие вред природе;
- 30% — за товары, поддерживающие социальную ответственность.
Среди опрошенных россиян 57% заявили, что для них «чрезвычайно» или «очень важно», чтобы компании осуществляли программы по защите окружающей среды.
Нам всем — и бизнесу, и сотрудникам, и потребителям — надо объединить наши усилия и постараться жить так, чтобы последующие поколения сказали нам спасибо за невырубленные леса, чистое небо и прозрачные реки.
Больше информации и новостей о том, как «зеленеет» бизнес, право и общество в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.