За рамками биологической эволюции: что такое трансгуманизм

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Концепция трансгуманизма появилась в начале XX века. Что она собой представляет и каковы ее перспективы в России и мире — в материале РБК Трендов

Содержание

Главное о теории создания совершенного человека за 5 минут
(Видео: РБК)

Первые размышления о том, как обуздать старение и смерть

Термин «трансгуманизм» в современном значении одним из первых использовал и популяризовал биолог-эволюционист, первый генеральный директор ЮНЕСКО и брат писателя Олдоса Хаксли Джулиан Хаксли в 1957 году в своей работе «Новые бутылки для нового вина».

В ней он писал: «Человеческий вид может, если пожелает, выйти за пределы самого себя — не только спорадически (один индивид одним способом, другой индивид — другим), но и как человечество в целом. Нам нужно [придумать] имя для этого нового убеждения. Возможно, подойдет трансгуманизм: человек остается человеком, но превосходит себя, осознавая новые возможности для своей человеческой природы».

Джулиан Хаксли, 1922 год
Джулиан Хаксли, 1922 год (Фото: wikipedia.org)

Сегодня принято определять трансгуманизм как философское и научное движение, которое пытается понять, как выйти за рамки биологической эволюции человека. Для этого изучаются возможности и последствия применения технологий, опасности и преимущества их использования, рассматриваются, в том числе, идеи слияния биологических, информационных, познавательных и нанотехнологий. Другими словами, трансгуманисты предлагают совершенствовать тело и разум человека при помощи технологий.

Трансгуманизм не монолитен и состоит из различных течений, но все они главной своей целью видят победу над старением и смертью. Основная мысль этой философии заключается в бесконечном совершенствовании возможностей и способностей во всех областях человеческой жизни.

Кроме этого, особое место в трансгуманизме занимает искусственный интеллект. Многие последователи считают, что непрерывно ускоряющийся технический прогресс позволит создать сверхчеловека, который будет принципиально отличаться от нынешних людей. Особенно в этом должны помочь генная инженерия, молекулярная нанотехнология, создание нейропротезов или прямых интерфейсов «мозг — компьютер».

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 Перепрошить мозг: что такое нейроинтерфейсы и на что они способны

Идеи трансгуманизма

Некоторые основные цели движения в 2017 году описал французский философ, врач и теолог Жан Бобок в своей книге «Расшифрованный трансгуманизм».

  1. Уменьшение смертности, увеличение продолжительности жизни, стремление к бессмертию (когда границы жизни отсутствуют) или вне-смертию (когда границы жизни не определены). Ключевая идея — перейти от человека исправленного (вылеченного) к человеку улучшенному, а затем — к бессмертному.

  2. Выращивание детей (от зачатия до момента рождения) в искусственной матке (так называемый эктогенез), которая будет «аналогом совершенного инкубатора, синтетически воспроизводящего и регулирующего с помощью компьютера естественные функции материнского организма (кормление плода, удаление отходов, поддержание нужной температуры тела, создание звука сердцебиения матери и так далее)». Так получится отделить процессы зачатия, вынашивания и деторождения в пользу чисто технического и десексуализированного человеческого воспроизводства.

  3. Редактирование генома и различного рода генетические манипуляции. Ключевая идея — создание «идеального ребенка» или устранение генетических заболеваний (предрасположенности к ним).

  4. Создание искусственного интеллекта. Основная цель — перенести сознание человека в цифровое пространство. Эта гипотетическая технология предполагает сканирование структур серого вещества и перенесения сознания из головного мозга на какой-то другой носитель (uploading, или «мозг на флешке»). По сути, в этом заключается перспектива цифрового бессмертия.

  5. Имплантация чипов и других технологических устройств в мозг и тело человека.

  6. Революция на общественном уровне, включающая в себя вопросы обязательности или добровольности улучшения человека, споры об эвтаназии, определение этических и научных границ редактирования генома и т.д.

Кроме этого, существует еще ряд направлений, рассматривающих методы достижения целей движения. Одно из них — развитие нанотехнологий, наномашин. Согласно представлениям трансгуманистов, когда-нибудь наномашины смогут выполнять множество разных задач и при этом будут обладать такой точностью, что человеческое вмешательство им больше не понадобится, а человек, наконец, сможет заняться другими, не менее важными вещами.

Следующее направление — развитие крионики. Это практика сохранения тела умершего человека или его частей (голова, мозг) при сверхнизких температурах с расчетом на то, что через много лет наука уйдет далеко вперед, и появятся технологии, позволяющие оживить и вылечить его. Адепты крионики идеальными условиями считают ситуацию, когда пациент умирает в присутствии персонала криофирмы, которые сразу же после объявления юридической смерти начинают процесс крионирования.

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash

При этом можно предположить, что идея крионики берет свое начало в философии русского космизма Николая Федорова (другие известные представители — ученые Константин Циолковский, Владимир Вернадский, Александр Чижевский). Федоров был убежден, что смерть — это не какой-то неизбежный фатум: человек создан для вечной жизни, и мы должны переделать мир и победить смерть. Эту цель он считал вполне достижимой и верил, что развитие науки приведет к возможности воскрешения умерших.

Еще одно направление — это концепция «умной пыли»: передовая технология, которая стоит на стыке робототехники и нанотехнологий. Предполагается создание некой микроскопической сетки, электромеханических систем, устройств, связанных между собой, которые будут получать данные из окружающей среды, иметь собственные сенсоры, коммуникацию и питание и смогут выполнять абсолютно любые задачи — от диагностики организма до управления погодой.

Трансгуманизм в России и за рубежом

В России трансгуманизм не считается самостоятельным философским течением — его скорее воспринимают как идеологическое движение. Однако исторически в русской философской мысли существует близкий к трансгуманизму иммортализм. Ключевая его идея заключается в улучшении и максимальном продлении жизни человека.

Некоторые российские приверженцы современного трансгуманизма считают, что труд «О человеке, о его смертности и бессмертии» Александра Радищева, написанный им в ссылке еще в 1790-е годы, стал неким прообразом всей трансгуманистической философии. Кроме того, они апеллируют к работам Карла Маркса, который считал, что автоматизация и новые технологии позволят человеку никогда больше не работать. Не нуждаясь ни в чем, он сможет уделить время собственному развитию.

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash

Самое известное объединение трансгуманистов Humanity + было основано в 1997 году профессором Оксфорда Ником Бостромом и его коллегой Дэвидом Пирсом, сторонником так называемого «гедонистического трансгуманизма» (призывает к избавлению мира от страданий путем конструирования рая на Земле при помощи медикаментов, биотехнологий и генной инженерии). До 2008 года организация называлась «Всемирная трансгуманистическая ассоциация» (World Transhumanist Association, WTA).

Humanity+ насчитывает более 6 тыс. участников из 100 стран мира и ставит перед собой следующие задачи:

  • поддерживать и развивать общественный диалог о новых технологиях;
  • просчитывать и предлагать решения для негативных последствий их развития;
  • защищать право индивидов применять методики совершенствования;
  • поощрять развитие технологий с высоким потенциалом.

В России есть сообщества и площадки, прямо или косвенно занятые идеями трансгуманизма. Это, например, Институт философии РАН и Российское философское общество. На его базе было образовано «Российское трансгуманистическое движение» (РТД), считающееся второй организацией в мире по численности после WTA. РТД берет начало на сайте Bessmertie.ru, созданном Дмитрием Рязановым в конце 2000 года.

Сторонники РТД сфокусированы на бессмертии, а ключевая задача определяется так: «С помощью науки и современных технологий безгранично развивать личность, выходя за считающиеся сейчас естественными пределы человеческих возможностей».

Кроме того, в 2011 году предприниматель Дмитрий Ицков основал стратегическое общественное движение «Россия 2045». В него вошли российские эксперты в области нейроинтерфейсов, робототехники, искусственных органов и систем для разработки технологий кибернетического бессмертия, с основной идеей — перенести индивидуальное сознание на небиологический носитель, в новое небиологическое тело. Правда, проект был свернут в марте 2018 года в связи с недостаточным уровнем финансирования исследований.

Игорь Артюхов, ведущий эксперт «Института биологии старения», отмечает, что в России большинство людей не обладают информацией о трансгуманизме или воспринимают эту философскую концепцию как заговор сумасшедших ученых, которые хотят заменить людей роботами.

Оля Осокина, основатель health-tech компании AIBY, считает несколько иначе: «Отношение к трансгуманизму в России и за рубежом не имеет принципиальных различий. Россия, как и другие страны, продолжает поднимать вопросы регулирования взаимоотношений человека и робота. Евросоюз активно взялся за регулирование искусственного интеллекта. При этом США за счет технологической Долины удается собрать сток знаний со всего мира».

«Трансгуманизм — это скорее мировоззрение. Здесь нет деления на западный взгляд и наш. Единственная деталь: можно увидеть, что в российском интеллектуальном дискурсе трансгуманистические идеи вызывают чуть больше проблем, чем на Западе», — добавляет Екатерина Гресь, философ, преподаватель Школы критического мышления и популяризатор философии.

Например, одна из трансгуманистических идей — идея преодоления пола, постгендеризм — вызывает опасения у российских защитников института семьи.

Еще одним аккордом является критика с политической точки зрения, поскольку, по мнению российских противников трансгуманизма, последний создает ложные идеалы и новые идеологии, а также философию, религию и систему ценностей. А они якобы подрывают корректное централизованное управление государством, а также увеличивают вероятность возможной манипуляции общественным сознанием.

Наибольшее понимание философия находит у молодых людей с высшим образованием — естественнонаучным, техническим, у ИТ-специалистов.

По поводу перспектив движения именно в России Олег Долгицкий, социальный философ, говорит так: «России повезло с огромным количеством месторождений титана, это значит, что мы будем очень серьезно двигаться в сторону эндопротезирования, которое уже включено в ОМС граждан России. Биотехнологии в РФ тоже будут развиваться, это ярко показала ситуация с пандемией, где мы одними из первых разработали вакцину от коронавируса. Наше отличие от США заключается в том, что мы нацелены больше на массовые разработки для всех, а Америка работает на уникальные заказы для лечения редких заболеваний».

Титан — ценный материал в тех отраслях, где выигрыш в массе играет доминирующую роль, в частности, в медицине. Использование титана и его сплавов в ортопедии и травматологии также связано с высокой коррозионной стойкостью во многих химически активных средах, низким модулем упругости и плотностью, высокой удельной прочностью. Титан широко применения в области эндопротезирования. Титановые эндопротезы также предназначены для выполнения операций с целью полного замещения пораженного тазобедренного сустава.

Между тем, сторонники бессмертия и интеллектуализации, ученые и философы, объединены не только общими идеями трансгуманизма, но и различными полезными проектами. Но, как отмечают эксперты, человечество пока не готово к той же крионике, несмотря на то, что отдельные элементы, такие как стволовые клетки, кровь, сперма уже замораживаются и активно используются в современной медицине. Для развития всех этих направлений и проектов нужен мощный толчок, технологический прорыв, а также возможность донести до широких масс данные о жизнеспособности идей трансгуманизма.

Разработки, приближающие трансгуманизм

Одним из направлений трансгуманизма является изучение ДНК, и международный проект «Геном человека» — один из передовых в этой области. Определение структуры человеческих генов — один из важнейших этапов для разработок в сфере фармацевтики, медицины и т.д. Но изучение и понимание генетической информации — лишь первые шаги на пути к совершенному человеку.

Сейчас мы уже имеем технологии, позволяющие ученым изменять геном с беспрецедентной точностью. Яркий пример — система генной инженерии CRISPR-Cas9, которая поможет вылечить наследственные заболевания.

Еще в 2016 году китайские ученые первыми в мире модифицировали гены для лечения рака. В России тоже ведутся исследования в области редактирования генома и лечения генетических заболеваний, в том числе на базе медицинских университетов.

В целом, технологии редактирования генома в целях совершенствования человека сейчас находятся на переднем крае науки: так, Нобелевскую премию по химии в 2020 году вручили ученым Эммануэлю Шарпантье и Дженнифер Даудне именно за разработку метода редактирования генома.

Фото:Vladislav Gajic / Shutterstock
Экономика инноваций Черные дыры и генетические «ножницы»: итоги Нобелевской премии-2020

Однако это направление исследований не всегда поощряется научным сообществом — известны случаи проведения экспериментов, выходящих за рамки биоэтики. Пример — рождение в 2018 году в Китае генетически модифицированных близнецов Лулу и Наны, якобы не восприимчивых к ВИЧ. Китайский биофизик Хэ Цзянькуй, проводивший этот эксперимент, был приговорен в Китае к трем годам лишения свободы и штрафу в 3 млн юаней.

Вместе с тем, активно обсуждается вопрос замены органов, болезни которых чаще всего вызывают смерть. В этой области уже существуют наработки и даже весьма успешные кейсы. Как пример — роботизированное сердце.

Еще одно направление — выращивание искусственных тканей и органов путем использования клеточных технологий. Это одно из важнейших направлений развития биотехнологий, способное привести к революции в трансплантологии.

«Долгое время считалось, что будущее будет за биомеханическими приращениями, которые позволят человеку менять потерянные конечности и отдельные органы на искусственные и синтетические. Однако сейчас уже очевидно, что место кибернетики будет занимать биология. Скорость развития биотехнологий значительно опережает все остальные направления. На данный момент проще придумать, как вырастить новый орган, чем сделать его искусственный аналог», — обращает внимание Олег Долгицкий.

Разработки в области трансгуманизма по всему миру финансируют и частные компании. Например, многим известен проект Илона Маска Neuralink: стартап занимался нейротехнологиями и налаживанием связи «мозг — компьютер». Предприниматель представил устройство, созданное из гибких нитей толщиной от 4 до 6 мкм, внутри которых расположены десятки электродов. Им удается считывать импульсы мозга и передавать на специальный имплант, размещенный за ухом человека. Идея заключается в том, чтобы перевести сигналы человеческого мозга на язык, понятный для машины. Илон Маск описал технологию как «нейронное кружево».

Фото:Neuralink
Индустрия 4.0 Нейрочип Neuralink: действительно ли мы будем вживлять гаджеты в мозг

Другой пример — массовое чипирование людей. Его идеолог Амаль Граафстра считает, что чипы — следующий шаг в эволюции человека. Здесь сегодня существуют три базовые технологии:

  • RFID — в основном используется для управления системами контроля доступа;
  • NFC — применяется для совершения платежей, разблокировки устройств (Android, Apple, Windows), поддерживает RFID;
  • MIFARE — одна из самых перспективных технологий для систем управления доступом, проездных документов, виз и т.д.

Производители, например, пионер в этой области Dangerous Things, делают целые наборы чипов, вживив которые, можно использовать целый комплекс разных технологий. Сейчас доступны также чипы от компаний Implant-Chip, Great Creativity и др. Однако ни одно из этих устройств не сертифицировано в России для использования на людях.

Доводы «за» трансгуманизм

Поскольку трансгуманизм как интеллектуальное течение отчасти является продолжением идеи гуманизма, видно, что самый явный аргумент «за» у всех сторонников трансгуманизма — это человеколюбие. Они продолжают мысль гуманистов прошлого, которые говорили о значении отдельной личности, о том, что даже несовершенный человек должен стремиться к тому, чтобы улучшить положение вещей, содействовать рационализации, увеличению свободы, терпимости, демократии, построению общества благоденствия.

В поддержку трансгуманизма говорит непосредственно прогресс науки. Ученые во всем мире пытаются понять, как дать человеку бессмертие, научиться лечить болезни — как физиологические, так и психологические.

Виктория Устименко, директор по развитию бизнеса в Transdisciplinary Agora for Future Discussions (TAFFD’s), отмечает, что борьба с Болезнью Альцгеймера, паркинсонизмом, старческим слабоумием, раком, ВИЧ-инфекцией, сахарным диабетом — это первостепенные задачи трансгуманистов. Не секрет, что в настоящее время существует феномен «серебряного цунами» — так называют старение населения планеты. Трансгуманисты как раз думают, как решить эту проблему. Именно они выступили в ВОЗ с предложением признать старость болезнью, а не нормальным состоянием организма.

«Человек хочет жить долго и счастливо, контролировать все аспекты, связанные с его телом: старение, рождение детей, здоровье, сексуальную активность. Трансгуманизм дарит человеку надежду на вечную счастливую жизнь на Земле без страданий и болезней», — добавляет Ольга Виноградова, философ, преподаватель, ассистент кафедры гуманитарных наук Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М.Сеченова.

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash

Кто критикует трансгуманизм

Противников трансгуманизма не меньше, а может, и больше, чем его последователей. Критика состоит из практического аспекта (а именно достижимости целей трансгуманизма) и этического (на уровне нравственных ценностей). Среди аргументов против выделяются следующие:

  1. Антропологические (перенаселение планеты, риски ввиду рождения и зачатия детей искусственным способом, дискуссии о признании эвтаназии как инструмента регулирования популяции в будущем).

  2. Экономические и политические (риски развития технологического тоталитаризма, формирования нового мирового порядка, эскалация военно-технических конфликтов, рост влияния фармацевтических компаний, перераспределение мировых экономических ресурсов под влиянием транснациональных корпораций, занимающихся развитием технологий и исследованиями).

  3. Экологические (перманентное загрязнение окружающей среды компаниями и риски экологических катастроф).

  4. Личностные и индивидуальные риски (потеря человеческой идентичности, подмена ее компьютерной программой, риск потери контроля над процессами совершенствования человека, непредвиденные последствия редактирования генома, отсутствие цели жизни).

  5. Экзистенциальные (исчезновение человечества с лица Земли).

  6. Социальные (развитие неравенства и расслоение в обществе, доступность технологий только для привилегированных классов, появление новых «улучшенных богатых», потеря рабочих мест «неулучшенными» людьми).

  7. Религиозные («синдром Бога» у представителей трансгуманизма, несовместимость этой идеологии с религиозными конфессиями и попытка заменить собой одну из них).

  8. Моральные и этические (угроза институту брака, традиционным представлениям о гендере и распределении ролей в семье).

За чьими публикациями и исследованиями в области трансгуманизма стоит следить

Ник Бостром — шведский философ, профессор Оксфордского университета, известный своими работами об антропном принципе;

Стефан Лоренц Зоргнер — немецкий философ, пост- и трансгуманист, исследователь Ницше, философ музыки и эксперт в области этики новых технологий;

Дэвид Пирс — британский философ-утилитарист, продвигающий идею ликвидировать все формы страданий людей и животных за счет технологий (генная инженерия, нанотехнологии, фармакология и нейрохирургия);

Наташа Вита-Мор — американский медиа-художник, дизайнер, является креативным директором H + Лаборатории, занятой сочетанием науки и дизайна. Известна по проектированию «Primo Posthuman» — прототипа будущего человека, который включает последние достижения биотехнологий, робототехники, информационных и нанотехнологий, когнитивных и неврологических исследований для улучшения жизни человека и радикального продления жизни;

Обри Де Грей — британский биогеронтолог, информатик и математик, разработчик концепции SENS — «стратегии достижения пренебрежимого старения инженерными методами»;

Элизабет Пэрриш — американская предпринимательница и одна из руководительниц научно-медицинской компании BioViva, одна из самых известных проповедниц антивозрастной медицины;

Бен Герцель — главный научный сотрудник компании Aidyia Holdings, специалист по финансовому прогнозированию, председатель частной компании по программному обеспечению искусственного интеллекта Novamente LLC, а также биоинформационной компании Biomind LLC, которая предоставляет ИИ для биоинформационного анализа данных;

Айра Пастор — исполнительный директор компании Bioquark, занятой вопросами оживления мозга человека;

Макс Мор — философ и футуролог, публицист, читает лекции о перспективах и влиянии новых технологий.

12 книг о трансгуманизме, технологиях, их перспективах и последствиях

РБК Тренды составили подборку полезных книг по истории, развитию и современности идей трансгуманизма. Многие из них уже упоминались в рамках этого материала:

Фото:«Бином», «Бомбора»
Футурология Можно ли обуздать старение и смерть: 12 книг о трансгуманизме

В создании материала также участвовала:


Ольга Виноградова, ассистент кафедры гуманитарных наук Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М.Сеченова, стажер-исследователь ИГИТИ им. А.В. Полетаева НИУ ВШЭ, магистр Парижского университета Сорбонна, автор ряда публикаций по трансгуманизму.

Обновлено 08.06.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть