Об авторе: Марьяна Гвоздовская, основатель event-агентства С4
Из-за распространения SARS-CoV-2 мировая индустрия ивентов резко встала на паузу. В 2018 году аналитики пророчили рост глобального рынка c $1,1 млрд до $2,3 млрд к 2026 году. А в 2019-м один только московский сегмент оценивали в 36,1 млрд руб. Теперь все оптимистичные прогнозы будут пересмотрены.
Чтобы осознать реальные потери, достаточно посмотреть на четыре крупные выставки, которые не состоялись в этом году в США и Испании:
Mobile World Congress, Барселона: 109, 700 посетителей в 2019 году — $480 млн потерянной прибыли.
SXSW, Остин, штат Техас: 280 000 посетителей в 2019 году, потерянная прибыль — $350 млн.
E3, Лос-Анджелес, штат Калифорния: 66 100 посетителей в 2019 году — $75 млн потерянной прибыли.
GOOGLE I/O, Маунтин-Вью, штат Калифорния: 7000 посетителей в 2019 году — $20 млн потерянной прибыли.
Суммарно это около триллиона долларов потерянной прибыли. И это только самая верхушка айсберга.
В России при худшем сценарии убытки ивент-индустрии могут превысить 110 млрд рублей — это почти 70% от общего объема рынка. Но даже такое падение не будет означать смерть рынка. А вот его трансформация произойдет наверняка — она уже началась.
Offline to online: мероприятия в изоляции
С введением режима самоизоляции организаторы в экстренном режиме стали переводить свою деятельность в онлайн, чтобы остаться на плаву. Театры быстро начали адаптировать свою деятельность под новые реалии. Помимо простых онлайн-трансляций спектаклей появились и полностью интерактивные форматы.
Переключение между экранами, замена фона, возможность давать аудитории право влиять на ход постановок, — все это способствовало созданию новых жанров. Грань между театром, гейм-индустрией и кинопроизводством начала стираться.
Один из ярких примеров — проект «Лаборатория виртуального театра», в котором все процессы, включая репетиции, происходят в режиме видеоконференций. Авторы шоу-тренинга «Я не хочу это видеть» пошли дальше и дали зрителям возможность выбирать контент, который они готовы смотреть.
Музыкальные онлайн-мероприятия проходили практически в режиме нон-стоп. Это были и камерные zoom-концерты, и масштабные фестивали вроде восьмичасовой благотворительной трансляции One World: Together At Home, организованной ВОЗ и Global Citizen.
Сенсацией стал апрельский концерт рэпера Трэвиса Скотта в онлайн-игре Fortnite. Это не первый подобный эксперимент, но раньше столько внимания к ним приковано не было. Выступление собрало 12 млн зрителей, а в записи на YouTube его посмотрели более 60 млн раз.
Отраслевые b2b-мероприятия тоже перешли в онлайн. Важный для рекламного рынка фестиваль «Каннские львы» стартовал в новом формате. Российский форум РИФ+КИБ из трехдневного выездного мероприятия превратился в интернет-телевидение и собрал в четыре раза больше участников, чем обычно. А Высшая школа экономики провела онлайн-конференцию по разработке игр в Minecraft.
Презентации новых гаджетов, модные показы и даже пресс-туры стали доступны онлайн. Больше не нужно лететь на другой конец Земли, чтобы попасть на какое-либо событие. В этом плане коронавирус стал великим уравнителем.
Online to offline: пост-карантинная оттепель
Постепенно ограничительные меры снимают, и рано или поздно очередь дойдет и до event-индустрии. Пока сложно сказать, насколько охотно люди будут ходить на офлайн-мероприятия. Скорее всего, мнения разделятся — пока одни будут опасаться скопления большого количества народа, другие с энтузиазмом будут возвращаться к обычному ритму.
Много внимания со стороны организаторов будет уделяться вопросам безопасности.
Первое время привычные форматы будут не похожи на самих себя. Дистанция между креслами в театрах, ограничения на количество людей в помещении, косые взгляды при робких рукопожатиях на выставках и конференциях, — все это останется с нами на какое-то время.
Online vs offline: кто кого
Можно сделать вывод, что онлайн-мероприятия — не более чем временная замена офлайну, которая исчезнет вместе с пандемией, но это совсем не так. Да, изоляция способствовала возросшей популярности формата. Но и без этого время виртуальных событий так или иначе пришло бы. Возможно, не так скоро и точно не так резко. Просто без влияния дополнительных внешних факторов развитие этой ниши было не в приоритете.
Развитие виртуальных мероприятий произошло в итоге не за счет какого-то мощного технологического скачка — все необходимые инструменты существовали и до пандемии. Нужно было лишь добавить немного смелости и фантазии, посмотреть на привычные вещи под другим углом — и вот видеоигра становится площадкой для выступлений музыкантов или конференций, а Zoom превращается в интерактивный театр. Все это — потрясающие творческие находки, которые одновременно дают активно участвовать в процессе, подстраивать события под себя, а также сохранять комфортную дистанцию, прятаться за виртуальным аватаром и вовлекаться ровно настолько, насколько хочется. И лишать их этих возможностей совершенно не обязательно. «Посещение» онлайн-мероприятий — еще одна новая привычка, которая останется и после карантина, наравне с шопингом с доставкой на дом и подпиской на стриминговые сервисы.
Количество анонсированных платформ для трансляций, в том числе от Facebook и Яндекса, подтверждает актуальность и востребованность инструментов. И выиграют те, кто сможет предоставить не только удобный, простой, защищенный сервис с интеграцией в социальные сети, но и опции для творчества и продюсирования.
У виртуальных мероприятий есть множество путей монетизации. Такой формат помогает значительно увеличить охваты, привлекать спонсоров и рекламодателей.
Дополнительно можно продавать доступ к трансляциям, формировать закрытые клубы, наращивать количество платных участников. Организация при этом обходится дешевле: нет расходов на площадку, питание, раздаточные материалы. А стоимость контента остается той же.
Но и полностью отказаться от офлайна не получится. В онлайне гораздо труднее организовать нетворкинг, который остается одной из главных задач деловых мероприятий. Корпоративы и тимбилдинги как часть культуры поощрения и мотивации персонала также практически теряют смысл в дистанционном формате. Плюс очное посещение события — это возможность сменить обстановку и переключиться. Такого эффекта практически невозможно добиться, если все действие происходит у участников дома.
Трансформация event-индустрии
Впрочем, нет необходимости выбирать между онлайном и офлайном — и тот, и другой формат обладает рядом неоспоримых преимуществ. И когда ограничения пропадут, организаторы мероприятий смогут оперировать еще более полным набором инструментов, чем до пандемии. Тогда и начнется самое интересное.
Будущее event-индустрии — за гибридной моделью, offline to online to offline. Она сохранит все то, что ценится в очных мероприятиях, а виртуальная надстройка будет только расширять аудиторию и добавлять впечатлений благодаря богатому набору инструментов. Онлайн-зеркало программы с интерактивным функционалом станет обязательной частью любой профессиональной конференции. Спектакли будут дополнять игровыми элементами на виртуальных платформах.
У участников мероприятия должен быть выбор — присутствовать на площадке или присоединиться на расстоянии с помощью ставших привычными онлайн-инструментов. Не все готовы в равной степени вовлекаться и с головой погружаться в процесс, особенно в эпоху социальной дистанции. Поэтому гибридная модель будет развиваться и выполнять свою основную функцию — дарить новый опыт и эмоции, при этом учитывая особенности разных сегментов аудитории, их потребности и возможности. Какими именно будут эти мероприятия — покажет время. Но нас точно ждут неожиданные решения и новые жанры, расширяющие представления об организации событий.