Кто такой футуролог?
Футуролог анализирует тенденции настоящего и прогнозирует будущее. Зачастую футурологами называют разных людей: и популяризаторов науки, и трендвотчеров (консультантов бизнеса), и визионеров. Некоторые считают, что они различаются, другие — что понятия синонимичны.
У визионеров скорее творческий, чем научный взгляд на будущее. Это стратеги, чувствующие тренды, определяющие векторы развития, вычленяющие из потока информации главное и доносящие его до широких масс. Визионерами часто называют Илона Маска, Джека Ма или Билла Гейтса. Еще есть фантасты, с которых когда-то, можно сказать, и начался повышенный интерес к предсказаниям будущего. Но это все же отдельная креативная область.
Футурология как наука сформировалась относительно недавно в большей степени из философии и социологии. Сейчас она ставит перед собой более точные цели, нежели раньше, и зиждется на технологических, технических и инженерных сферах. Это отработанная годами методика, сосредоточенная на изучении в динамике ключевых трендов.
Как стать футурологом?
Какие навыки нужны футурологу?
Какие тренды изучают футурологи?
- Движение технологий из науки в сферу НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) и в бизнес. По сути, это процесс внедрения в повседневную практику изобретений, которые уже экспериментально подтверждены или близки к этому.
- Изучение уже применяющихся в бизнесе технологий, которые имеют тенденцию к удешевлению. Такие технологии наиболее перспективны к распространению в будущем. Пример — смартфоны. Они настолько сильно подешевели, что сегодня стоимость топовых телефонов по сравнению с топ-моделями Motorola из 1990-х годов не изменилась. Но при этом современные смартфоны — это уже совсем другие устройства. Технология очень сильно усложнилась, устройства стали точнее в тысячи раз, но цена осталась прежней.
- Изучение подрастающего поколения. Это своеобразный тест: если сегодня технология освоена детьми, то, скорее всего, завтра подобное решение освоят и взрослые. Плюс дети будут основными игроками в будущем, теми, кто будет в нем жить. Поэтому нужно внимательно изучать все, чем живет подрастающее поколение, для того чтобы делать выводы о предстоящих изменениях.
- Изучение тенденций в области коммуникаций и любого креатива. Эти сферы предвосхищают будущее. Сегодня новые горизонты открыли социальные сети, завтра это сделают технологии доступа к зрению другого человека или онлайн-присутствия. В искусстве, научно-фантастических литературе и фильмах тоже можно найти очень много идей о будущем.
- Изучение всего, что происходит в опережающих отраслях, которые можно назвать высокобюджетными и которые формируют будущее. Например, автомобилестроение долгое время определяло развитие промышленного дизайна, поскольку туда инвестировались большие деньги. Космос и военная индустрия формировали будущее в области распространения и защиты информации, а также в области самых сложных компьютерных решений и материалов.
Существует ли предел для прогнозов?
Куда пойти работать футурологу?
Идея о необходимости иметь футуролога в штате скоро будет пересмотрена. Как футуролог, я считаю, что само понятие штата компании в скором времени уйдет в прошлое. Крупные корпорации будут все больше опираться на свободный рынок труда и станут привлекать все больше фрилансеров, самозанятых. Футурологи в первую очередь окажутся в числе этих работников. Они станут консультантами, привлекаемыми на определенный срок для выработки рекомендаций.
Люди с научным и системным подходом будут востребованы в будущем в разных профессиях. Видение будущего нужно и для инженеров, и для химиков, и для врачей, и для дизайнеров. Модель сегодняшнего дня такова: для создания интересного рынку продукта будущего необходимо привлечение специалистов самых разных профессий, которые владеют компетенциями футуролога.
Футуролог также может заниматься и другой деятельностью и уже в качестве ученого, философа или преподавателя встраивать свое видение будущего в свою работу.