Т1 — многопрофильный холдинг, один из лидеров российского IТ-рынка. Компания работает со всем спектром цифровых продуктов — занимается разработкой ПО, в том числе на базе технологий ИИ и больших данных, производством и поставкой оборудования, а также консалтингом, анализом рынка и подготовкой профессиональных айтишников. Среди заказчиков компании — госструктуры и крупнейшие игроки телекома, финансовой сферы, промышленности, энергетики, торговли и транспорта.
Задачи
- Провести эффективный отбор начинающих IТ-специалистов в команду холдинга Т1. За несколько месяцев оценить возможности сотен кандидатов на кейсах, близких к реальной практике, и набрать в штат высокопотенциальных сотрудников.
- Повысить знание о бренде работодателя. Заявить о себе на рынке труда и запустить сарафанное радио среди молодых айтишников.
Предпосылки и мотивация
Компания ощущает дефицит кадров: штат постоянно растет вместе с увеличением спроса на отечественные IT-продукты. Если сложные вакансии можно точечно закрыть внутренним наймом или через узконаправленный поиск кандидатов, то с массовыми позициями дело обстоит сложнее. Чтобы доукомплектовать штат, холдингу Т1 требуется около 2,5 тыс. новых разработчиков, тестировщиков или системных аналитиков.
Поток кандидатов уровня middle и senior не бесконечен. В Т1 рассматривают в качестве потенциального источника специалистов вчерашних выпускников, еще не имеющих опыта работы, которых готовы дообучать внутри компании. Однако нет единственной верной формулы, как привлечь лучших из них, — на этом пути встречается ряд препятствий.
Во-первых, студентам и недавним выпускникам IТ-направлений не всегда хватает практико-ориентированного обучения. Вузы дают хорошую фундаментальную базу, но ее недостаточно, чтобы человек мог сразу решать прикладные бизнес-задачи.
Во-вторых, как отмечают в компании Т1, нехватка soft skills у молодых специалистов ощущается даже острее, чем недостаток технических навыков. Например, работу с библиотеками языков программирования такой сотрудник может быстро освоить на паре реальных задач. Но коммуникативные навыки, способность работать в команде и эффективно презентовать свои идеи так легко не прокачаешь.
В-третьих, свою роль играет конкуренция с известными IТ-брендами. Решения холдинга Т1 больше знакомы крупным B2B-клиентам, чем массовым пользователям. Поэтому перед компанией стоит задача познакомить их со своим брендом как с работодателем и показать собственные привлекательные стороны.
Решение
Запустить IT-лагерь для студентов и недавних выпускников. Подход позволяет быстро и качественно оценить сотни кандидатов, предлагая им решить реальные бизнес-задачи, и сразу после окончания интенсива предложить работу или стажировку лучшим из них.
Кроме того, для участников IT-лагеря это отличная возможность добрать недостающие навыки и обрасти полезными связями. Поэтому промокампания в вузах может подогреть интерес не только к самому интенсиву, но и к компании как к будущему работодателю.
Реализация
В холдинге Т1 раньше уже проводили стажировки, практики и открытые школы, но в 2024 году HR-команда решила попробовать новый формат — летний студенческий IT-лагерь.
В холдинге не ограничивались поиском кандидатов в конкретных вузах — важнее были профили потенциальных участников. Для формирования воронки участников использовались и маркетинговые агентства, обладающие обширными студенческими базами. Также холдинг Т1 взаимодействовал с вузами-партнерами напрямую — про IT-лагерь рассказывали на кафедрах и в диджитал-каналах учебных заведений.
Первый этап программы стартовал в конце июня 2024 года. Он включал в себя онлайн-обучение — два месяца для студентов 1–2-х курсов и полтора месяца для тех, кто учится на 3–6-х курсах. Участники смотрели вебинары, подготовленные экспертами компании, выполняли задания на специальных стендах — в виртуальной среде разработки.
После онлайн-этапа прошло тестирование, а лучших из слушателей пригласили на очный этап — недельный выездной буткемп. Он проходил с 27 по 31 августа в подмосковном парк-отеле. Компания полностью взяла на себя расходы за проезд, проживание и питание участников.
Всего в финал (очный этап) прошли 35 команд. Каждый день у ребят была насыщенная программа — воркшопы, лекции с экспертами из бизнеса и спикерами по научно-популярной тематике и командная работа над кейсами. Им предстояло найти решения для 10 актуальных бизнес-задач.
Также было много неформальных активностей IТ-направленности: участники ходили на зарядку, выстраивали нетворкинг, общаясь у костра, или расслаблялись после напряженной работы на стендап-шоу «Вечерние грабли», где опытные разработчики рассказывали истории своих рабочих «фейлов».
Участники, которые показали лучшие результаты и проявили себя, получили предложение продолжить карьеру в холдинге Т1 — пройти оплачиваемую стажировку. По ее итогам лучших возьмут на постоянную работу.
Результаты
Всего на программу откликнулись больше 3 тыс. человек из 325 вузов страны, и 1,9 тыс. из них прошли первичный отбор и были допущены до входного тестирования на онлайн-этап. По результатам испытания около 1 тыс. участников прошли на первый этап, 360 человек успешно его завершили: посмотрели все уроки и лекции, выполнили задания и справились с финальным экзаменом.
По результатам онлайн-этапа холдинг Т1 отобрал 158 лучших участников, которых пригласили на буткемп. С некоторыми из них HR-специалисты начали проводить собеседования еще до окончания IT-лагеря. Другие получили офферы после программы. В первую неделю после лагеря к стажировке были приглашены 77 студентов, а уже к середине сентября было выставлено 113 предложений.
Екатерина Колесникова, заместитель генерального директора холдинга Т1 по персоналу:
«Мы смогли быстро и эффективно оценить огромный пул кандидатов. Для этого была реализована система ранжирования участников и отслеживания их успеваемости через своеобразный электронный дневник. В любой момент интенсива нанимающие менеджеры и рекрутеры в цифровом профиле участника могли посмотреть успехи в обучении, а на очном этапе понаблюдать, как человек работает в команде, формирует свои мысли, защищает решения.
Это наш первый подобный проект, и мы рассматриваем его как долгосрочную инвестицию. Сейчас холдингу Т1 важно заявить о себе как о компании, которая работает с молодежью наравне с другими гигантами индустрии. Оцениваем этот опыт положительно: нанимая ребят из IТ-лагеря, мы уже возвращаем вложения и формируем лояльную активную команду».
Планы и перспективы
В холдинге Т1 планируют сделать IТ-лагерь регулярным. Форматом уже заинтересовались партнеры компании, которые готовы принять участие в подготовке и проведении мероприятия, например обеспечить место для будущих интенсивов.
Возможно, для оптимизации логистики IТ-лагерь сделают региональным, и в следующем году интенсивы пройдут одновременно в нескольких крупных городах страны.
Другое направление для развития — расширение пула кандидатов. В этот раз компания рассматривала ребят на массовые вакансии — в java-разработке, ручном и нагрузочном тестировании, системном анализе. В будущем список специальностей может быть расширен в соответствии с потребностями бизнеса.
«Организовав лагерь, мы увидели крайне позитивную, классную, творческую, энергичную молодежь. Поскольку число интересных холдингу IT-направлений растет, актуально расширение профессионализации и географии лагеря. Например, в стране есть регионы, которые активнее других занимаются цифровизацией. Поэтому мы смотрим в сторону сотрудничества с представителями власти и коллабораций с крупными заказчиками. Одно дело — организовать единичный лагерь, другое — запустить пять-шесть параллельных инициатив в разных регионах. Это может быть настоящий вау-проект», — резюмирует Екатерина Колесникова.