Об эксперте: Анна Степанова, заместитель вице-президента по образовательным проектам VK.
Согласно данным Career.ru, уже в 2013 году топ самых перспективных профессий, по мнению студентов и молодых специалистов, возглавили программисты, обогнав инженеров и HR-специалистов. Однако тогда эту профессию назвали желаемой чуть больше 6% опрошенных. За прошедшее десятилетие позиции IT-сферы как приоритетного места работы укрепились. По данным Changellenge, в 2017 году свыше четверти студентов (28%) хотели работать в сфере IT, а в 2024 году таких уже 42%.
В рейтинге работодателей FutureToday, который формируется по результатам опросов студентов, и семь лет назад, и в этом году присутствует много технологических компаний. И если в 2017 году в первой десятке их было четыре, то в 2024-м они занимают уже восемь позиций.
Сфера IT привлекает студентов прежде всего перспективами и инновационностью. К факторам привлекательности индустрии относится и финансовая стабильность. Больше половины (52%) опрошенных студентов в 2024 году назвали конкурентный уровень заработной платы наиболее важным фактором при выборе работы.
Российские IT-компании много делают для того, чтобы закрепить за собой имидж надежных работодателей с амбициозными задачами и высокими зарплатами, гонка за лучшие молодые кадры действительно серьезная.
Возможностей для старта карьеры стало больше
Десять лет назад не так много российских IT-компаний могли предложить студентам и выпускникам программы стажировок, тогда это направление только стало развиваться.
Например, компания VK в свое время начала с того, что приглашала участников и выпускников своих образовательных проектов на базе ведущих вузов страны на стартовые позиции с перспективой роста. Пару лет назад вместе с образовательными программами мы запустили стажерскую программу, она быстро набрала обороты, отклик был колоссальный.
Мы также развиваем партнерство с более чем 30 вузами в различных форматах: курсы, образовательные центры, хакатоны, лаборатории, партнерские программы бакалавриата и магистратуры с возможностью найма во время обучения. Благодаря таким инициативам молодые люди сегодня имеют больше выбора и возможностей для старта и развития карьеры.
За десять лет количество компаний, у которых есть стажерские и образовательные программы, увеличилось кратно, теперь программы стажировки — это обязательный минимум для всех работодателей, кому важно иметь в своих рядах талантливых джунов. Сегодня все больше российских компаний приходят к тому, что проще и эффективнее «выращивать» специалистов под конкретные проекты и задачи, чем искать квалифицированных на рынке. Бизнес стал активнее включаться в образовательный процесс — от профориентации школьников до сотрудничества с вузами.
Стать стажером можно сегодня до поступления в вуз
Еще один важный тренд — это то, как «помолодели» стажерские и образовательные программы крупнейших работодателей страны. Компании сегодня конкурируют уже не за выпускников и студентов, а за школьников. Работодатели хотят завоевать лояльность, чтобы в будущем, когда наступит время выбирать профессию и место работы, они выбрали именно их.
Возраст, с которого технологические компании готовы нанимать специалистов, также снизился. Если десять лет назад работодатели рассматривали выпускников вузов и студентов старших курсов, готовых уделять работе 40 часов в неделю, то сегодня получить оффер может второкурсник. Фокус с 40-часовой рабочей недели сместился на результат: если человек может приносить его, работая меньше, у него есть все шансы успешно развиваться в компании. Есть и исключительные кейсы, когда компании брали на работу старшеклассников с высоким потенциалом.
Круглогодичные программы стажировок и другие возможности для молодежи
Чтобы выиграть конкуренцию за внимание молодежи, участники IT-рынка придают своим проектам дополнительную ценность. Во-первых, практически все работодатели оплачивают стажировки — для студентов это отличная финансовая мотивация. Во-вторых, программы обрастают другими привлекательными бонусами. Например, раньше стажировки, как правило, проходили летом, в период студенческих каникул, сейчас многие работодатели набирают стажеров несколько раз в течение года. Это ответ сразу на два запроса: и со стороны студентов, которые, как выяснилось, готовы и хотят стажироваться не только летом, и со стороны бизнес-подразделений, у которых есть задачи и потребность в молодых специалистах в течение всего календарного года.
Российский рынок сейчас перенасыщен предложениями и возможностями для молодых специалистов. Поэтому при прочих равных студент выберет компанию с наиболее привлекательным пакетом интересных ему возможностей для развития, причем речь не только о зарплате.
Современные молодые люди хорошо знают, чего хотят
По результатам опроса VK Education и «Профилум», девять из десяти молодых людей уверены, что стажировки нужно проходить еще во время учебы: с первых курсов колледжа или вуза (32%), со старших курсов (31%) или со школы (19%). Нынешние стажеры и начинающие специалисты хорошо знакомы с технологиями и часто приходят на стажировки с пониманием, в каком направлении они хотят развиваться. И в этом есть заслуга самих IT-компаний, которые много лет реализовывали образовательные программы и рассказывали молодым людям о возможностях, которые есть в сфере IT.
В последние несколько лет молодые люди стали более осознанно подходить к выбору работодателя. Им важна не только зарплата, но и условия, в которых можно будет развиваться комфортнее и быстрее. По данным исследований VK в 2023 году, чаще всего стажеры и начинающие специалисты обращают внимание на перспективы роста внутри, наличие поддержки со стороны руководителя или наставника, развитую корпоративную культуру и уровень экспертизы команды. При этом молодые люди смотрят не только на формальные характеристики и рейтинги, но и на эмоциональные параметры — возможность влиять на продукты, приносить пользу и сразу решать реальные задачи компании.
Что будет дальше с предпочтениями молодежи в IT
Сфера технологий динамично развивается и не потеряет своей привлекательности в глазах молодежи в ближайшем будущем. IT-компании продолжат конкурировать за новые кадры, драйвить рынок, а также привлекать молодых специалистов через различные образовательные и карьерные программы.
Экономика продолжает цифровизироваться, и, чтобы поддерживать эту тенденцию, нужны современные решения и молодые перспективные кадры для решения актуальных задач.
В IT постоянно появляются новые направления и специальности, которым зачастую не учат в вузах или только начинают учить. Сейчас на пике популярности, например, машинное обучение и искусственный интеллект, а также информационная безопасность. Это довольно молодые ниши, которые, по нашим прогнозам, еще долго продержатся в тренде — потребуется время на то, чтобы «вырастить» сильные кадры, которые будут готовы решать задачи работодателей.