«Тинькофф Бизнес» — экосистема финансовых и технологических продуктов для малого, среднего и крупного бизнеса. Число клиентов превышает 950 тыс.
Задачи
- Предоставить предпринимателям актуальную и достоверную информацию о потенциальных партнерах.
- Исключить нежелательные последствия для бизнеса при взаимодействии с контрагентами.
- Увеличить долю бизнеса, который проверяет своих контрагентов.
Предпосылки и мотивация
Оценить надежность будущего бизнес-партнера, опираясь только на внешние признаки — например, на его рекламные кампании, дорогой офис или открытие новых филиалов, — может быть довольно сложно. Все это не гарантирует, что после подписания договора контрагент выполнит свои обязательства. Также трудно сразу понять, не является ли фирма однодневкой, а директор компании — номиналом.
Последствия от пренебрежения проверкой контрагентов могут быть разными: потеря денег и времени из-за сотрудничества с мошенниками, проверки от ФНС, доначисление налогов, даже блокировка счетов, перечисляет руководитель управления проектов «Тинькофф Бизнеса» Евгений Наумов.
«Поэтому, как бы убедительно ни выглядел контрагент, важно проверять его до сделки. Мы активно продвигаем культуру регулярной проверки контрагентов и хотим, чтобы эта полезная привычка была у каждого предпринимателя», — комментирует он.
Решение
Развивать максимально простой, понятный и информативный сервис проверки контрагентов.
Реализация
Разработка и развитие
Сервис проверки контрагентов — один из первых продуктов, который появился в личном кабинете «Тинькофф Бизнеса», рассказывает Евгений Наумов.
В 2021-м сервис дополнили новыми данными и более удобным интерфейсом. Кроме того, его перенесли в мобильное приложение. Реализация этого этапа заняла примерно шесть месяцев.
Еще полгода команда выводила продукт в открытый доступ. В марте 2022 года «Тинькофф Бизнес» запустил бесплатный сервис, доступный не только клиентам, но и всем пользователям в интернете.
Также в 2022 году появилась уникальная для сервисов проверки юридических лиц возможность — оставлять публичные отзывы организаций друг о друге. По словам Евгения Наумова, в сервисе проверки контрагентов от «Тинькофф» уже собраны сотни тысяч отзывов об организациях, оставленных их контрагентами.
«Мы видим миллионы связей между компаниями, поэтому можем быть уверены, какие из них действительно имеют двусторонние отношения и могут дать рекомендации друг другу. Другие контрагенты могут полагаться на отзывы, оставленные бизнес-клиентами «Тинькофф», чтобы составить дополнительное впечатление о том, с кем действительно стоит работать», — отмечает он.
Технологии и данные
Основные технологии сервиса — сбор и систематизация данных, краулинг, или, иными словами, поиск обновлений баз данных, а также machine learning, который позволяет привести полученные о компании данные в удобный для восприятия вид — без строк из полностью заглавных букв, с правильно расставленными знаками препинания и т.д.
Для составления карточки контрагента сервис собирает информацию с сайтов налоговой, Росстата, Федерального казначейства, Верховного суда, Единого федерального реестра сведений о банкротстве, Федеральной службы приставов и других официальных ресурсов. База обновляется каждый день.
Что можно узнать о контрагенте
«Тинькофф Бизнес» предлагает две версии сервиса для проверки контрагентов. Первой могут воспользоваться клиенты банка в личном кабинете или в приложении. Вторая доступна на сайте «Тинькофф» без авторизации.
В обеих версиях можно получить следующие данные.
- Реквизиты контрагента. Стоит обратить внимание на дату открытия бизнеса, на то, действует ли он сейчас, а также на размер уставного капитала. Если компанию открыли месяц назад, возможно, она является однодневкой. Минимальный уставной капитал в 10 тыс. руб. тоже может быть подозрительным фактором.
- Виды деятельности. Важно убедиться, что коды деятельности компании (коды ОКВЭД) совпадают с реальными услугами, которые она предоставляет. Множество кодов ОКВЭД, даже не связанных друг с другом, — нормальная практика для крупной корпорации, но это может быть подозрительно для ИП.
- Участие в госзакупках. Не является стопроцентной гарантией добросовестности контрагента, но вместе с другими позитивными факторами говорит о его надежности.
- Выжимка данных. В разделе «Светофор» информация группируется на позитивную, негативную и требующую внимания. Например, в последнюю группу может попасть информация о смене учредителей.
- Бухгалтерская отчетность. Данные из этого раздела помогут сделать вывод о финансовом положении компании.
Клиентам банка доступны дополнительные сведения.
- Информация о руководителе. Если человек управляет сразу несколькими десятками компаний, то это, скорее всего, номинальный директор, а контрагент является фирмой-однодневкой или выводит деньги за границу.
- Судебные дела. Подозрения могут вызвать несколько судебных разбирательств у одной компании, особенно если они касались качества работ и долгов.
- Массовость адреса или телефона. Контрагент может быть зарегистрирован по адресу или иметь телефон, которым пользуются другие фирмы. Если их очень много, это дает повод насторожиться. Фирмы-однодневки зачастую покупают юридический адрес, чтобы не тратиться на аренду офиса.
- Черные списки. Компания, которая участвовала в тендере, выиграла закупку, но нарушила условия контракта, попадает в реестр недобросовестных поставщиков. Эта информация отражается в карточке контрагента.
Без авторизации на сайте также доступны дополнительные сведения.
Лицензии. Сервис позволяет проверить, на какие виды деятельности бизнес оформил лицензии и когда они истекают. Закупать товары у контрагента без лицензии не стоит, поскольку его могут оштрафовать и конфисковать уже оплаченные товары.
История изменений данных. Если компания часто меняет адреса и виды деятельности, лучше перепроверить, действительно ли она переезжает и выходит на новые рынки.
Отзывы о контрагенте. Клиенты «Тинькофф Бизнеса» могут анонимно оценить контрагентов, с которыми сотрудничают официально и обмениваются платежами через «Тинькофф».
Евгений Наумов, руководитель управления проектов «Тинькофф Бизнеса»
«После запуска сервиса мы много работали с обратной связью пользователей и добавили важные для клиентов функции. Например, «Светофор», который позволяет быстро оценить надежность контрагента, бухгалтерскую отчетность и b2b-отзывы. Наш сервис единственный, где есть реальные, подтвержденные отзывы от юридических лиц, которые работали с компанией».
Результаты
Ежемесячно сервисом проверки контрагентов от «Тинькофф Бизнеса» пользуются несколько сотен тысяч человек. Благодаря сервису они принимают решение о работе с контрагентами или просто узнают нужную информацию о компаниях.
Планы и перспективы
Функционал сервиса расширяется после исследований и анализа обратной связи пользователей. В ближайшее время будут добавлены возможность подписаться на изменения у контрагента, возможность оставлять отзывы через приложение и отвечать на отзывы о своей компании.