Будьте осмотрительны: как не попасть под прицел ФНС из-за контрагентов

Фото: Алексей Зотов / ТАСС
Фото: Алексей Зотов / ТАСС
Потери бизнеса из-за налоговых претензий достигают около ₽300 млрд в год. Часто они связаны с проблемными контрагентами. Рассказываем, как цифровой сервис помогает этого избежать

Сервис Rescore первоначально создавался как внутренний проект финансовой компании (ФК) «Содружество», которая с 2009 года работает на рынке долговых обязательств. Весной 2019-го разработку программных продуктов для анализа и скоринга контрагентов выделили в самостоятельную компанию — ООО «Технологии скоринга». В 2020 году к проекту присоединился «Росбизнесконсалтинг», который приобрел 25% долю в компании.

Управление рисками: как ИИ научился проверять контрагентов лучше аналитиков

Задача

Снизить риски компаний, связанные с возможными претензиями со стороны налоговиков.

Мотивация и предпосылки

Проверяя компании, Федеральная налоговая служба (ФНС) изучает не только саму организацию, но и ее контрагентов. Налогоплательщиков могут заподозрить в умышленном сотрудничестве с фирмой-однодневкой или технической компанией — структурой, которая формально встраивается в документооборот ради получения необоснованной налоговой выгоды.

Такие претензии ведут к прямым финансовым потерям — доначислению налогов и штрафам. В 2020 году в результате дополнительных проверок налоговой российский бизнес потерял почти ₽300 млрд. По данным Finexpertiza, в первом полугодии 2021-го компании лишились еще ₽170 млрд.

Например, «Орехово-Зуевской УК ЖКХ» доначислили ₽20,9 млн налога на прибыль и НДС, а также почти ₽11 млн пеней и штрафов. Причиной стало то, что УК включила дополнительного контрагента в цепочку сделок со своими традиционными партнерами (дело № А41-83291/19). При этом все сделки были реальными.

Как менялась налоговая практика

  • «Должная осмотрительность».

Понятие введено в налоговую практику в 2006 году. Оно предполагает, что налогоплательщик должен использовать все доступные инструменты для получения и проверки информации о контрагенте и его благонадежности.

  • Налоговая реконструкция.

В том же 2006 году Высший арбитражный суд указал: если выявлена сделка с однодневкой, необходимо провести налоговую реконструкцию. Она применяется в тех случаях, когда сами сделки реальны, но проведены через номинальных контрагентов.

Инструмент предусматривает, что одно нарушение — еще не повод признать всю цепочку сделок вне закона. Вместо этого налоговики должны изъять из расчетов «серое» звено и определить размер обязательств компании так же, как для добросовестного плательщика.

Но налоговая реконструкция не гарантируется по умолчанию. Для этого нужно активно сотрудничать с проверяющими и доказать, что организация не хотела намеренно уходить от налогов. Без реконструкции компании доначисляют налоги не с прибыли, а с выручки. При этом ей отказывают в праве на налоговые вычеты и учет расходов.

  • Статья 54.1 Налогового кодекса.

Действует с 2017 года. ФНС применяет статью, чтобы пресекать злоупотребления со стороны налогоплательщиков. Например, для доначисления бизнесу налогов за сделки, которые, по мнению службы, привели к получению необоснованной налоговой выгоды.

В ФНС также указывали, что ст. 54.1 НК не предусматривают налоговую реконструкцию. На этом основании ведомство начало отказывать в учете расходов и вычетах, отмечают в Deloitte.

Большую часть решений, которые принимаются по итогам проверок с применением этой нормы, бизнес пытается оспорить. Около 80% доначислений не удается урегулировать до суда. Однако в 78% случаев государство выигрывает судебные споры.

Опубликовано в марте 2021 года. ФНС проанализировала судебную практику и составила рекомендации для территориальных органов по применению ст. 54.1 НК.

Юристы называют некоторые положения письма революционными. Так, при условии соблюдения «должной осмотрительности» добросовестные участники рынка освобождаются от ответственности за выбор технического контрагента. Кроме того, ФНС признала налоговую реконструкцию.

После публикации письма в приоритете у ФНС — доказать умышленность сделки налогоплательщика с технической компанией, говорят представители Rescore. Доказательством умысла может быть, к примеру, неполучение необходимых данных о контрагенте.

При этом сами налоговые проверки сильно изменились. «Если изначально они носили поверхностный характер и большей частью касались регистрационных данных и основных стоп-факторов, то со временем перешли к многоуровневому анализу информации о юридических лицах», — отмечают в Rescore.

В дополнение к стандартным параметрам — бухгалтерской отчетности, численности персонала, наличию лицензий, залогов и государственных контрактов, — сегодня обязательно учитывают данные об использовании товарных знаков, коммерческого транспорта, информацию из отраслевых источников и так далее. В результате бизнес может не справиться с оценкой контрагента самостоятельно и рискует привлечь внимание ФНС.

Фото:РБК Тренды
Индустрия 4.0 Как Rescore научила алгоритмы проверять контрагентов лучше аналитиков

Решение

Запустить сервис для бизнеса, решающий проблему многоуровневой проверки контрагентов.

Реализация

Сервис «Должная осмотрительность», созданный Rescore, проводит проверку контрагентов на двух уровнях.

На первом анализируют информацию из открытых источников. Кроме того, применяется два индекса Rescore. Оба они рассчитываются в автоматическом режиме.

  • Категория платежеспособности. Определяется с помощью алгоритма, в который включено более 600 проверок. Причем анализируется как сама компания, так и аффилированные с ней структуры.
  • Вероятность банкротства. Определяется математической моделью. «Мы собрали очень большую выборку, в которой сейчас около 120 тыс. компаний. И на основе этой выборки обучили математическую модель, которая с очень высокой точностью предсказывает вероятность банкротства в течение 12 месяцев. Это оказался очень точный индекс, который очень качественно прогнозирует тенденции развития бизнеса», — объясняет Михаил Михайлов, управляющий партнер компании «Технологии скоринга».

На втором уровне проверки сервис получает данные и документы от самих контрагентов. Для потенциальных партнеров, заинтересованных в сделке, в сервис встроена возможность заполнить необходимые для проверки формы, приложив к ним требуемые документы.

Все присланные документы хранятся в распределенном облачном хранилище. Оно расположено в трех дата-центрах в разных городах России. Хранилище имеет SLA (уровень отказоустойчивости) 99,98% и обеспечивает высокую доступность данных. Вся информация проходит резервное копирование и доступна в течение 15 лет.

По словам представителей Rescore, ФНС не дает исчерпывающего перечня факторов проявления «должной осмотрительности», которые гарантировали бы налогоплательщику спокойствие. Но разработчики сервиса выявили 26 факторов, влияющих на решение налоговиков, 19 из них опираются на открытые данные. Для семи оставшихся данные должен загрузить контрагент, скрепив документы электронно-цифровой подписью (ЭЦП).

Фото:Bloomberg
Экономика инноваций Налоговая против цифровизации: чего опасаться компаниям

По действующему законодательству информация в электронной форме, которая подписана квалифицированной ЭЦП, признается электронным документом. Он имеет такую же юридическую силу, как и документ на бумажном носителе с собственноручной подписью.

Электронные документы можно применять в любых правоотношениях. На них распространяются все виды ответственности — гражданская (возмещение убытков), административная (штрафы) и в некоторых случаях уголовная.

Судебная практика это также подтверждает: инстанции признают подписанные ЭЦП электронные документы равнозначными оригиналам.

После проверок и анализа компания-клиент получает решение: можно ли заключать сделку с контрагентом и на что стоит обратить внимание при работе с ним.

«Сервис «Должная осмотрительность» позволяет проверять своих поставщиков для того, чтобы гарантированно не получить претензии от ФНС. И с помощью нашего сервиса мы можем обеспечить тысячи и даже десятки тысяч проверок в день», — утверждает Михаил Михайлов.

Результаты

В Rescore отмечают, что сервис помог клиентам минимизировать риски налоговых доначислений и штрафов за непроявление «должной осмотрительности». «Результат достигается за счет того, что мы четко определили показатели, доказывающие, что проверка проведена должным образом и «должная осмотрительность» проявлена», — говорят в компании.

По словам Михайлова, с помощью сервиса можно проверить 100% поставщиков с минимальными затратами. В результате клиенты могут сразу отсекать компании, сотрудничество с которыми несет налоговые риски.

В качестве примера он приводит опыт одного из крупных клиентов Rescore. При проверке около 20% его контрагентов получают негативную оценку. После оценки рисков клиент перестроил взаимодействие с некоторыми партнерами.»В результате на текущий момент наш клиент оценивает снижение своих рисков на 70%», — рассказывает Михайлов.

Планы и перспективы

В Rescore ожидают, что ФНС продолжит регламентировать требования к проявлению «должной осмотрительности». Это поможет добросовестным участникам рынка сократить потери и снизить риски. «Вместе с тем наберется обширная судебная практика с учетом последних корректировок, что, опять же, сделает существующую систему более понятной для бизнеса», — прогнозируют в компании.

Здесь также уверены, что возможности инструментов для автоматического анализа и оценки контрагентов будут расширяться. В итоге компании смогут не беспокоиться о возможных претензиях ФНС и спокойно заняться решением бизнес-задач.

Обновлено 09.02.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть