Взлеты и падения российского EdTech в 2022 году: вызовы, решения, тренды

Фото: Freepik
Фото: Freepik
В 2021 году топ-100 российских EdTech-компаний заработали на 70% больше, чем годом ранее. Что было с рынком в 2022 году и чего ждать дальше

Об эксперте: Наталья Царевская-Дякина, директор направления EdTech IT-кластера фонда «Сколково».

Фото: Фонд «Сколково»
Фото: Фонд «Сколково»

Главные потрясения на российском EdTech-рынке

В 2022 году на индустрии сильнее прочего сказались две вещи. Первая — снижение срока прогнозирования среди потребителей. Образование — это долгий продукт, и самые короткие курсы на рынке обычно длятся от одного до двух месяцев. Но люди теперь планируют максимум на неделю вперед. Этот параметр неизвестности бьет по российскому EdTech достаточно сильно.

Второй момент — снижение покупательской способности. Потребители все больше думают о сохранении или формировании финансовой подушки. Образование никогда не было продуктом первой необходимости, и теперь это чувствуется еще сильнее. Создание денежного запаса, перевод средств в какую-то реальную собственность сейчас на первом месте.

Эти вещи хорошо иллюстрирует то, например, как снизилась доля спонтанных покупок. Люди стали реже приобретать даже дешевые короткие марафоны и курсы. Раньше на такое обучение часто тратились необдуманно, а потом и вовсе его не проходили. В 2022 году таких покупок стало значительно меньше.

Кроме того, в начале года исчезла возможность доступного кредитования для получения образования. Также отключились привычные маркетинговые каналы. Больше всего просел сегмент инфобизнеса, для которого пропавшие Instagram и Facebook (с 21 марта 2022 года соцсети запрещены в России решением суда) были основными рекламными платформами.

Финансовая грамотность для подростков: от 9 до 15 лет

Как бизнес справлялся с вызовами

По оценкам «Сколково», в III квартале 2022 года объем EdTech-рынка вырос на 16% по сравнению со II кварталом этого же года. Во-первых, вернулись кредитные продукты для образования. Во-вторых, компании начали дробить долгосрочное обучение на модули, и, как выяснилось, так его стало проще продать.

Конец весны показал, что без притока новых клиентов бизнесу приходится перестраиваться, чтобы выйти из ситуации. Например, у крупных образовательных компаний на 80–90% выросли продажи по текущим или бывшим пользователям. Такие гиганты, как Skillbox и «Нетология», активно начали задействовать старые базы, и в итоге это сработало.

Фото:Freepik
Экономика образования EdCrunch Reload 2022: что обсуждали на образовательной конференции

Сейчас эксперты фонда «Сколково» прогнозируют, что по итогам 2022 года можно будет зафиксировать падение в пределах 20% относительно показателей прошлого года. И это не так уж плохо, ведь более ранние оценки были значительно хуже.

Что было с разными сегментами российского EdTech

В положительной динамике, которую рынок показал осенью 2022 года, свою роль сыграл сегмент школьного образования. У старшеклассников началась учеба, и люди стали платить за подготовку к ЕГЭ и ОГЭ. На детях, как правило, не экономят. Поэтому, если посмотреть на опыт FoxFord, Maximum Education, «Умскул», будет заметно, что для них этот период традиционно самый доходный.

Сегмент дополнительного профессионального образования тоже чувствует себя неплохо. Оно дает практико-ориентированное и прикладное обучение. И к нему формируется отношение уже скорее как к обязательной ступеньке для карьерного роста. Но все-таки это долгоиграющий и устойчивый к внешним обстоятельствам тренд, а не особенность последних 10 месяцев.

Однако с начала года лучше дела так и не стали у сегмента бизнес-образования. Люди, которые находятся в поиске работы или боятся потерять ее, намного меньше думают о покупке программ типа MBA. Менеджмент, предпринимательство, управление — это в основном дополнительные навыки, а не экстремальные. Поэтому они пользуются спросом в более спокойное время.

Общество реагировало на обстоятельства и новостную повестку — например, популярнее стали курсы по выживанию, оказанию первой помощи и даже управлению беспилотниками. В том же тренде IT-образование. Всплеск интереса к нему в том числе объясняется повышенной защищенностью и востребованностью IT-специалистов в нынешних условиях.

Если говорить про корпоративное обучение, то сейчас это максимально импортозамещенный сегмент — у всех инструментов есть российские аналоги. Поэтому здесь интереснее наблюдать за перспективами развития HRM-систем для кадрового подбора, учета и онбординга. После ухода крупных вендоров уровня SAP мы пока не видим массовых внедрений решений от отечественных разработчиков.

Как себя повели инвесторы

Венчурные инвестиционные деньги — самые долгие. В среднем они вкладываются на пять лет, поэтому классическая деятельность в этой области значительно замедлилась. Бизнес-ангелы, фонды ранних и средних стадий притормозили активность из-за непонимания, что будет с российским рынком и компаниями дальше.

С другой стороны, наблюдалась активность по сделкам M&A — стратегическим инвестициям. Тут можно говорить о двух направлениях. Первое — когда корпорации покупали активы, чтобы нарастить собственную экосистему. Яркие примеры — МТС и приобретение Webinar, «1С» и покупка компании Mirapolis. Хотя и таких сделок ждали значительно больше — сейчас все стартапы подешевели, но дело в том, что стратеги всегда ждут, когда цены снизятся еще сильнее.

Фото:Unsplash
Экономика образования Как меняется российский EdTech в 2022 году


Другая заметная и важная распространяющаяся практика в этой области — покупка зрелыми EdTech-проектами более молодых компаний. Вот лишь некоторые примеры последних двух лет: SkyEng приобрел школу программирования «Кодиум» и 25% онлайн-школы QMarketing Academy, а холдинг Ultimate Education — образовательную экосистему Moscow Digital School, Учи.ру — TutorOnline, «Ваш Урок» и «КодКласс». Такие инвестиции — это растущий тренд, и мы ожидаем, что они продолжатся.

Российское цифровое образование за рубежом

Сохранился тренд на движение российского EdTech в сторону зарубежных рынков. Например, онлайн-школа EBAC и образовательный центр Like прекрасно развиваются в странах Латинской Америки. Это растущие молодые рынки с большой емкостью.

Кроме того, многие бизнесы пробуют выйти на индийских потребителей со своими продуктами по IТ-обучению. Здесь, например, заметен успешный опыт платформы GetCourse и SkillFactory.

Сложнее с Китаем, где в EdTech резко выросла для государственного регулирования. Также здесь заметна приоритезация локальных продуктов на местный рынок. Поэтому и трудно вспомнить какие-то особенно удачные кейсы российских компаний в этом регионе.

Неудачи российского EdTech в уходящем году

Одно из главных разочарований последнего времени в EdTech — так и не сформировавшееся в стране обучение по модели ISA (когда студент оплачивает учебу уже после трудоустройства по полученной специальности).

Не сыграл также формат буткемпов — быстрого интенсивного обучения по восемь часов в день. Потребителям тяжело полностью отрываться от работы и семьи ради образования, пусть и на короткий период. Предпочтительнее все-таки учиться порционно в подходящее время.

Фото:Shutterstock
Экономика образования С нуля до разработчика: как буткемпы помогают освоить новую профессию

В этом году было также не совсем удачное решение сократить аудиторию кандидатов на бесплатные программы проекта «Цифровые профессии» от НТИ при поддержке государства. Раньше их мог пройти кто угодно, но сейчас они предоставляются только уязвимым слоям населения. Как оказалось, обучение IT-специальностям не стало достаточно востребованным среди них.

Какую роль государство играет в развитии EdTech

К сожалению, до сих пор российское цифровое образование не выделилось в отдельный рынок в глазах государства. У индустрии нет ни юридического критерия, ни целевого министерства. Сейчас она находится на пересечении интересов Минцифры, Минпросвещения и Минобразования, а EdTech-компаниям иногда сложно попасть в те или иные реестры.

Кроме того, уже наблюдается и ожидается еще большее усиление регуляторики. Сейчас нужно аккредитовываться на работу с детским образовательным контентом, а все школьные платформы должны быть государственными. При этом появляются новые идеи и предложения по регулированию разных направлений EdTech. Это ощутимая сложность, и здесь нужно искать форматы диалога и взаимодействия с государством. Это тренд, который будет развиваться.

С другой стороны, меры поддержки IT со стороны государства в 2022 году были беспрецедентными. На них вполне могли претендовать стартапы и корпорации в EdTech. Увеличилось количество субсидий на разработку технологий в этой области. Существуют, например, гранты «Фонда Бортника», которые доходят до ₽200 млн, гранты Минцифры. Конечно, еще есть резидентство «Сколково», дающее доступ к грантовой поддержке, налоговым льготам и целому ряду востребованных у технологических предпринимателей сервисов. Также провайдером грантов выступает «Иннополис».

Обновлено 07.04.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть