— Многие сервисы, и ваш в том числе, на время карантина открыли доступ к своим образовательным онлайн-решениям. Как вы считаете, это выгодно компаниям или это, скорее, вынужденная мера в сложившихся условиях?
— Открыть доступ к своим решениям и бросить силы на разработку новых бесплатных продуктов, способных помочь в условиях пандемии — это адекватные меры любого социально ответственного бизнеса.
Сложившаяся ситуация — это возможность на волне растущего спроса показать возможности своего продукта всем, даже аудитории, которая изначально была настроена несколько настороженно. Пользователи знакомятся с онлайн-форматом, большинство открывает его для себя впервые.
Да, сейчас сервисы востребованы в силу обстоятельств. Но, в конечном счете, аудиторию сохранят те, кто сумел быстро адаптироваться и предложить качественный продукт.
— Образовательные платформы столкнулись со всплеском интереса в связи с пандемией. Как думаете: этот тренд продлится в будущем или останется разовым явлением?
— Интерес к EdTech и рост отрасли в целом наблюдались еще до пандемии. Сложившаяся ситуация лишь ускорила этот мощный долгосрочный тренд.
Востребованность образовательных продуктов Учи.ру значительно выросла за последний месяц. Сейчас одновременно на сайте находятся более 220 тыс. человек, а число уникальных пользователей превысило 3 млн в день. Это в шесть раз больше, чем было до карантина.
Конечно, это пиковая, нетипичная для текущего периода активность. Из-за нее нам, как и многим другим, пришлось экстренно масштабировать технические мощности, усиливать службу поддержи.
К такому наплыву пользователей и непредвиденным нагрузкам не был готов никто. При мгновенном росте трафика в 5—7 раз и быстром масштабировании неизбежно выявляются сложности, которые не были заметны при стандартном режиме работы.
Продлится ли такой спрос после карантина — прогнозировать сложно. Конечно, настолько явного всплеска не будет. «Откат» части пользователей в офлайн неизбежен, но, очевидно, что общий интерес к онлайн-продуктам будет выше, чем это было раньше. А если ситуация с карантином продлится еще какое-то время, то вполне вероятна смена паттернов поведения аудитории, в том числе и учителей, которые станут использовать образовательные онлайн-сервисы в своей работе регулярно.
— Какие в целом перспективы у развития онлайн-образования?
— Количество областей знаний, которые можно осваивать онлайн, будет расширяться.
Профобразование в онлайне до настоящего времени было представлено в основном техническими или digital-специальностями: программирование, маркетинг, дизайн. Всеобщая самоизоляция показала, что в онлайн, оказывается, можно перевести почти все: искусство, кулинарию, спорт, экономику, юриспруденцию. В целом, оказание любых информационных услуг можно легко перенести в онлайн, там же оно может в принципе остаться и после пандемии.
Школы и вузы станут активнее использовать возможности онлайн-платформ на своих занятиях, но не переедут в них полностью.
В «традиционном» образовании появится практика «смешанного обучения» — совмещение офлайн- и онлайн-форматов. Но, несмотря на то, что онлайн становится неотъемлемой частью классической школы, полное вытеснение офлайна вряд ли возможно. Скорее всего, будет меняться их соотношение и происходить разделение по типу деятельности: какие-то вещи эффективнее перенести в цифру — это касается, например, автоматизации проверки домашних заданий. Любая аналитика качественнее собирается в онлайне.
Но школа является одним из первых и важнейших институтов социализации. Согласно исследованию McKinsey, к 2030 году применение социальных и эмоциональных навыков во всех профессиях вырастет на 24%, в то время как уже сейчас в тройке самых недостающих «мягких» навыков на рынке труда значится коммуникация.
Как все мы сейчас увидели, работая и учась на удаленке, технологии не могут в полной мере обеспечить живое общение. А если говорить про школу, то не хватает и воспитательного процесса. В этих функциях офлайн незаменим.
— Как бизнес помогает государственным образовательным учреждениям перейти в онлайн?
— Чтобы перейти в онлайн, нужно достаточное количество образовательного контента, инфраструктура для проведения дистанционных уроков и сильный self-learning компонент: когда ученики занимаются самостоятельно и не теряют при этом мотивацию, а учитель видит результаты в любой момент времени.
Игроки EdTech-рынка накопили большой практический опыт, который может помочь в создании государственных дистанционных образовательных программ.
EdTech уже научился анализировать пользовательский опыт и большие данные, на основе которых реализуется индивидуализация обучения с применением алгоритмов машинного обучения, геймификации, других эффективных способов повышения познавательной мотивации учащихся.
— Как вы думаете, спустя годы роль «общего» государственного образования в планировании жизни будет такой же ключевой, как сейчас? Или хорошие онлайн-курсы, выбранные осознанно, будут более эффективными?
— Если государство будет продолжать путь к инновациям и активно их внедрять, то роль «общего» государственного образования будет даже более значимой, чем сейчас. Если же этого не случится, то качественное онлайн-образование будет более востребованным.
Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.