Об эксперте: Алексей Мосягин, системный администратор в компании «ФЭЙТ», автор онлайн-школы SkillFactory.
Профессия системного администратора появилась почти одновременно с компьютерами — еще в начале 1980-х годов. Первые сисадмины защищали и поддерживали работу локальной сети в Пентагоне. Впрочем, довольно-таки скоро они оказались востребованы не только в оборонке. Мы привыкли к ним как к людям, которые устанавливают на компьютер операционную систему и приходят на помощь, когда «что-то нажал и все исчезло».
Сегодня системный администратор выполняет гораздо больше задач, профессия эволюционирует вместе с ИТ-системами, остается востребованной и дает возможности для роста.
Кто такой системный администратор
Системный администратор — это специалист, который нужен в любой компании, где сотрудники работают на компьютерах. Он устанавливает, настраивает и поддерживает бесперебойную работу и безопасность ИТ-систем: приложений, сайтов, локальной сети и всего софта в компании. От сисадмина зависит, насколько комфортно будет работать команде, будет ли стабильной внутренняя технологическая инфраструктура, как быстро будут устранять неполадки и насколько оперативно восстанавливается инфраструктура после аварий.
Чем занимается сисадмин
Системный администратор занимается всем, что связано с настройкой и поддержанием работы внутренней инфраструктуры компании. Его задачи:
- Устанавливать, настраивать и обновлять все ПО, необходимое для работы компании, в том числе операционные системы Windows и Linux.
- Отслеживать и устранять ошибки в работе инфраструктуры: ПО для работы сотрудников, сайта или приложения компании.
- Поддерживать информационную безопасность, защищать локальные сети и инфраструктуру разработки от взломов.
- Проводить профилактику перегрузок инфраструктуры: писать скрипты для автоматизации, которые помогут системе бесперебойно работать и не «падать». Также сисадмин должен регулярно сохранять резервные копии баз данных, чтобы система продолжала работать, если возникнут проблемы.
- Поддерживать и настраивать системы мониторинга. Это помогает в будущем защитить инфраструктуру от таких же или схожих проблем.
Алексей Мосягин:
«Сейчас я работаю в компании, которая занимается разработкой софта, поэтому много приходится взаимодействовать с разработчиками. Задачи бывают разные, в моем случае часто приходится заниматься кластеризацией и тестами отказоустойчивости СУБД (систем управления базами данных. — РБК Тренды). Основные задачи — улучшать инфраструктуру, автоматизировать процессы, вести документацию. Так как я работаю с разработчиками, иногда занимаюсь настройкой софта нашей компании на серверах.
Рабочий день стандартно начинается с мониторинга, чтобы понимать состояние инфраструктуры. За ночь могло что-то произойти. Например, хранилище данных заполнено на 80%, и чтобы предотвратить аварию в инфраструктуре и простой критически важных сервисов, эту проблему нужно решить. Также с утра я проверяю состояние бэкапов всех систем, потому что они выполняются по ночам, когда нагрузка на сеть меньше. После этого я отчитываюсь о работе и получаю новые задачи на ежедневном митинге».
Тренды профессии
С компьютерами сегодня работают везде: от очевидных финтеха и образования до ретейла и общепита. Соответственно, всем сферам понадобится системный администратор, который следит, чтобы все работало слаженно и без ошибок.
В ежегодном рейтинге лучших профессий в ИТ издание U.S. News поставило системного администратора в первую десятку. Ценность сисадминов подтверждает рост их зарплат: согласно опросу Habr, во втором полугодии 2021 года доходы системных администраторов выросли на 25%.
По данным hh.ru, в России системного администратора ищут на более чем 4 тыс. вакансий.
Навыки системного администратора
Вопреки стереотипам, системный администратор не сидит без дела в ожидании, когда что-то сломается. Его работа — проактивная, он должен не только оперативно устранять неполадки, но и предупреждать их. Для этого нужно уметь работать с базами данных, программировать и разбираться в автоматизации, а также быть стрессоустойчивым и очень внимательным.
Hard skills
- Понимать принципы работы операционных систем Linux, Windows.
- Уметь работать с веб-серверами: Apache, Nginx, IIS (это HTTP-серверы, которые принимают запросы от пользователей и выдают данные, хранят файлы сайтов и приложений).
- Уметь отслеживать и находить ошибки и проблемы в работе инфраструктуры (при помощи ПО для мониторинга типа Zabbix).
- Администрировать базы данных, поддерживать их правильное функционирование и безопасность (MySQL, PostgreSQL, MSSQL).
- Разбираться в процессах контейнеризации и соответствующем ПО (Kubernetes).
- Анализировать сетевой трафик и защищенность инфраструктуры, тестировать безопасность систем при помощи специального ПО (Burp Suite, Nmap).
- Вести документацию происшествий и отчетность по их устранению.
- Автоматизировать рутинные задачи, мониторинг и исправление типовых ошибок (Ansible).
Soft skills
- Расставлять приоритеты. Для системного администратора надежность всегда должна быть в приоритете по отношению к внедрению новых технологий и оптимизации. Первоочередная задача — поддерживать бесперебойную работу систем, потом — все остальное.
- Уметь «продавать» решения руководству. Чтобы внедрить новые решения в инфраструктуру, важно предоставить руководству цифры, обосновать их ценность с точки зрения бизнес-задач, рассчитать риски.
- Стрессоустойчивость. Работа системного администратора связана с устранением ошибок, спасением «падающих» серверов и реакцией на происшествия. Чтобы делать ее хорошо и не сходить с ума, важно уметь сохранять спокойствие и действовать в любой сложной и неопределенной ситуации.
- Тайм-менеджмент. Важен, чтобы при высокой нагрузке правильно распределять время на задачи, а также определять, какие задачи являются наиболее приоритетными.
- Коммуникация. Системные администраторы работают в команде, взаимодействуют с разработчиками и бизнес-отделами. Чтобы успешно работать, важно уметь говорить со всеми на одном языке, разбираться в терминах слушать и ясно выражать свои мысли.
Алексей Мосягин:
«Раньше был распространен стереотип, что системный администратор — это затворник, который ни с кем не разговаривает. Одна из причин такого имиджа профессии в том, что сисадмину выделялся кабинет рядом с серверной или в самой серверной. Из-за этого он вынужден был находиться отдельно от основного коллектива.
В системные администраторы по большей части идут специалисты со специфическим техническим складом ума: это люди идейные, которым нравится их работа. В сложную задачу они погружаются с головой, а сторонние вопросы, которые не относятся к делу, очень их отвлекают.
Когда все компании начали переходить в облачные системы, сисадмины из кабинетов рядом с серверными переехали в опенспейсы. Наблюдая за своими коллегами в такой открытой среде, я вижу, что они отзывчивы и всегда готовы ответить на вопросы. Но только при условии, что сейчас нет критично важных сложных задач, которые требуют максимальной концентрации. Лично я в такие моменты ставлю себе на стол табличку «Don't disturb», и все понимают, что с вопросами лучше прийти позже».
Куда расти системному администратору
Помимо роста по грейдам очевидный карьерный трек для системного администратора — DevOps-инженер. Это специалист, который внедряет в компании DevOps-методологию. Концепция DevOps предполагает оптимизацию инфраструктуры и процессов разработки, чтобы они шли эффективно, новый функционал выкатывался быстро, работа над проектом была прозрачной для всех участников: от проектирования до тестирования и эксплуатации.
DevOps-инженер может работать только в компаниях, где есть команда разработки. Но зарплата его при этом выше, чем у системного администратора.
DevOps-инженер совмещает в себе системного администратора, разработчика и тестировщика. Он постоянно ищет места в инфраструктуре разработки и развертывания ИТ-продукта, где можно улучшить или автоматизировать процессы. Чтобы перейти в эту профессию, системному администратору нужно добрать навыки программирования (Python или другой популярный язык), изучить методологию DevOps.
Как стать системным администратором
Алексей Мосягин:
«Проще всего прийти в сисадмины, имея за спиной техническое образование, желательно в ИТ-направлении. В работе требуются понимание алгоритмов и структур данных, знание сетей и умение читать техническую документацию на иностранном языке, чаще всего на английском. Еще необходимы знание и понимание того, как устроены операционные системы. Профессию можно освоить и с нуля, но в нее входит большое количество знаний из разных технических областей. Проще всего прийти в сисадмины из технической поддержки, где прививается подход к разным проблемам в области ИТ. Сам я начал еще в студенчестве: учился в Московском политехническом университете и подрабатывал там же на полставки, поддерживая компьютерные классы в рабочем состоянии».
Чтобы подступиться к профессии и понять, насколько она интересна и подходит вам, можно начать с этого списка:
- «Site Reliability Engineering. Надежность и безотказность как в Google» — классическая книга для инженеров доступности инфраструктуры. В ней не найти технической информации, но можно узнать о подходах к работе с инфраструктурой и коммуникации с командой.
- The Linux Channel — YouTube-канал для продвинутых пользователей Linux и архитекторов систем.
- DeusOps — YouTube-канал для тех, кто хочет погрузиться в тему DevOps.
- Типичный сисадмин — Telegram-канал и сообщество единомышленников, где обсуждают актуальные новости, делятся мнениями и мемами.
- Чат системных администраторов в Telegram — сообщество, где делятся ссылками, вакансиями и обсуждают рабочие вопросы.
- Поток «Системное администрирование» на Habr, Opennet.ru — новости и кейсы от профессионалов.