Профориентация на базе больших данных и психометрики: как это устроено

Фото: Dalle-3
Фото: Dalle-3
Если раньше профориентация несла лишь функцию выбора профессии, то сегодня она включает в себя прогнозирование трендов рынка и проектирование устойчивого карьерного развития в течение жизни. Изучаем, для чего это нужно

Компания «Профилум» разрабатывает инновационные методики и IT-решения в области профориентации и карьерной грамотности, а также занимается прогнозной аналитикой рынка труда на основе big data.

Задачи

  • Создать связь между образованием и рынком труда через профориентацию.
  • Сделать массовым осознанный выбор карьерного и профессионального пути с учетом интересов, способностей и сильных сторон.
  • Сформировать запрос на массовую профориентацию и карьерную грамотность.
  • На базе технологий, экспертизы рынка труда, профориентации и образовании создать комплекс продуктов и сервисов, повышающих капиталоемкость человека на рынке труда.
  • Развивать новые образовательные программы с профориентационным стеком, сделать их доходными и массовыми.

Фото:Freepik
Экономика образования Как правильно организовать профориентацию и кому она нужна на самом деле

Предпосылки и мотивация

Как показывают исследования, школьники слабо разбираются в запросах рынка труда, что мешает им выбрать подходящее направление развития. Отсюда высокий процент студентов, бросающих учебу на первом курсе, и людей, работающих не по специальности.

Это сказывается на рынке труда и экономике в целом. По данным ОЭСР, издержки, вызванные несоответствием сфер занятости населения полученному образованию, в разных странах могут доходить до 1% ВВП.

Эта тенденция значительно усугубляется кадровым голодом: дефицит персонала продолжает усиливаться, а уровень безработицы за несколько лет дважды достиг исторического минимума. В таких условиях особенно важно готовить специалистов под запросы рынка. Для этого необходимо как умение прогнозировать будущий спрос на разные профессии, так и качественная система профориентации, помогающая школьникам выбирать востребованные специальности в соответствии со своими талантами и склонностями.

Решение

Компания «Профилум» запустила работу по трем основным направлениям:

  • Внедрение методологии и цифровых решений для развития карьерной грамотности в основном и дополнительном образовании.
  • Развитие новых форм взаимодействия бизнеса со школьниками, в том числе через создание офлайн-пространства для их взаимодействия. Так молодые таланты могут знакомиться с интересными и перспективными нишами, а работодатели — формировать кадровый резерв на несколько лет вперед и популяризировать свои отрасли.
  • Создание и развитие решений для аналитики рынка труда на основе больших данных — для прогнозирования трендов и изменений востребованности профессий, кадровых запросов бизнеса и отраслей экономики в ближайшем будущем.

Фото:Unsplash
Экономика образования Почему профориентация не работает и какой она должна быть

Реализация

Интеграция в систему школьного образования

В «Профилуме» разработали цифровое решение и программу изучения карьерной грамотности в школах. Решение включает диагностику, которая позволяет выявить таланты, способности и интересы учеников, сформировать для каждого рекомендации и индивидуальную образовательную траекторию. А обезличенные результаты диагностики помогут регионам спланировать развитие образовательной инфраструктуры с учетом потребностей молодежи и задач локального рынка труда. В числе прочего это позволит снизить риск оттока кадров из регионов в ближайшие годы.

Работа с регионами позволила выявить и реализовать их потребность в изучении карьерной грамотности с точки зрения возможностей местного рынка — с фокусом на востребованные и перспективные профессии.

Взаимодействие с бизнесом

В 2023 году компания запустила «Кампус» — офлайн-пространство, где школьники могут знакомиться с разными индустриями, проходить профессиональные пробы и учиться. Там также организованы лаборатории крупных компаний — отдельные пространства с кастомными образовательными программами. В условиях дефицита кадров бизнес заинтересован формировать резерв, развивать HR-бренд и популяризовать свою отрасль. Как показало исследование «Профилума», hh.ru и проекта «Билет в будущее», 96% компаний работают с молодежью именно чтобы привлечь молодых сотрудников и сформировать собственный кадровый резерв. Лаборатории позволяют показать будущим талантам, какие специалисты и компетенции востребованы внутри бизнеса, какие задачи решают, передать корпоративную культуру и ценности.

Фото:Pixabay
Экономика образования Какие ошибки допускают родители при профориентации ребенка

Прогнозирование потребностей рынка труда

Работа на стыке образования и рынка труда должна помочь делать прогнозы возможных рыночных изменений и кадровых дисбалансов. Это актуально для всех: школьникам и их семьям важно понимать, что выбранная профессия будет востребована через несколько лет, когда молодые люди выйдут на рынок труда и после этого. Работодателям нужно сформировать готовность к изменениям и знать, где именно будет нехватка кадров. На основе этого они могут выстроить систему корпоративного обучения и корректировать HR-стратегию. Государству необходима информация, какие сегменты экономики особенно затронут кадровые проблемы, чтобы с учетом этого строить инициативы в сфере образования и поддержки отраслей.

В 2023 году на базе уже имеющихся наработок «Профилум» создал отдельное направление DataLab, изучающее структуру и динамику больших данных рынка труда. С помощью алгоритмов машинного обучения и методов обработки естественного языка компания получает информацию для прогнозирования тенденций на рынке труда. Помимо больших данных, учитываются и другие факторы — от технологических трендов до региональных инвестиционных проектов.

Образовательные программы для школьников

Ориентируясь на данные востребованности профессий и ценность осознанного выбора будущей специальности, компания в 2023 году запустила b2c-направление — онлайн- и офлайн-обучение востребованным профессиям в Кампусе. До обучения дети проходят диагностику способностей и пробы, где могут испытать себя в разных направлениях деятельности.

Фото:Pexels
Экономика образования Могут ли тесты на профориентацию помочь определиться со специальностью

Результаты

Сейчас с компанией работают более 3,5 тыс. школ в девяти регионах. Более 800 тыс. учеников прошли профориентационную диагностику на базе решений компании и получили индивидуальные рекомендации, как построить карьеру.

В 2023 году «Профилум» стала самой быстрорастущей EdTech-компанией в России. Через манифестирование карьерной грамотности и выбора профессии с учетом индивидуальных особенностей она трансформировала формат частных консультаций по выбору профессии в образовательные продукты для подростков. Новый блок b2c включил онлайн-курсы с профориентационным модулем и профпробами, а также офлайн «Кампус». Только за первый квартал 2024 года рост выручки b2c составил 500%. Партнерами «Кампуса» стали VK Education, Центральный университет (первый частный STEM-вуз в России) и группа компаний «Самолет».

Направление DataLab с момента своего запуска проанализировало более 40 млн вакансий. Благодаря потребности рынка труда в прогнозировании кадровых дисбалансов компания начала сотрудничество с федеральными проектами, профильными организациями и вузами.

Планы и перспективы

В планах компании — создание карьерной экосистемы на стыке HRTech и EdTech, которая будет включать гибридную школу с образовательными продуктами. «Профилиум» также планирует и дальше развивать профориентацию в регионах с учетом задач рынка и локальной экономики.

Обновлено 14.05.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть