Кто и как придумывает профессии для ракетно-космической отрасли в России
Профессии для ракетно-космической отрасли в России разрабатываются на основе потребностей отрасли, анализа текущих и перспективных задач, стоящих перед космонавтикой и мировых тенденций развития космических технологий.
Разработкой новых профессий занимаются специалисты в области космонавтики, инженеры, ученые и аналитики. Они проводят исследования, изучают опыт зарубежных коллег и определяют, какие новые навыки и компетенции потребуются специалистам для работы с новыми технологиями и оборудованием.
На основе этих исследований формируются требования к новым профессиям, определяются необходимые знания, умения и навыки. Затем разрабатываются образовательные программы и курсы, которые позволяют подготовить специалистов с нужными навыками.
Важную роль в процессе разработки и актуализации профессиональных стандартов и квалификационных требований в ракетно-космической промышленности играет Совет по профессиональным квалификациям в ракетной технике и космической деятельности.
Он проводит мониторинг рынка труда, выявляет новые профессии и компетенции, востребованные в отрасли, и разрабатывает соответствующие профессиональные стандарты. Это позволяет обеспечить соответствие квалификации специалистов современным требованиям и потребностям отрасли.
Совет также участвует в разработке и актуализации отраслевой рамки квалификаций, что способствует повышению качества подготовки специалистов и их адаптации к изменяющимся условиям рынка труда. Кроме того, Совет координирует деятельность по оценке и присвоению профессиональных квалификаций, обеспечивая тем самым объективность и прозрачность этого процесса.
Где получить навыки, необходимые для освоения космических профессий, можно узнать из материала «РБК Трендов» «Не только космонавты: где учиться, чтобы работать в сфере космоса». В этой же статье мы более детально рассмотрим каждую профессию и расскажем про компетенции, необходимые для работы.
Инженер-конструктор по ракетостроению
Инженер-конструктор по ракетостроению — это специалист, который занимается проектированием и строительством ракетно-космической техники. А еще занимается прикладными исследованиями в области ракетостроения, решает узкоспециализированные технические задачи и контролирует процесс изготовления ракет.
Инженер-конструктор по ракетостроению должен обладать глубокими знаниями в физике, химии, материаловедении, проектировании и других смежных областях. Также важны развитые аналитические, конструкторские и управленческие навыки.
Эта профессия подходит людям, увлеченным моделированием летательных аппаратов, обладающим способностями в области точных наук, любознательным и целеустремленным. Инженеров-конструкторов по ракетостроению готовят, например, в Самарском национальном исследовательском университете им. академика С.П. Королева.
Инженеры-конструкторы по ракетостроению могут найти работу в конструкторских бюро, научно-исследовательских институтах, на производственных предприятиях и космодромах или заниматься преподавательской деятельностью. Крупнейший работодатель — «Ракетно-космический центр «Прогресс», предприятие, на котором создают ракеты, в том числе для запусков на Международную космическую станцию.
Испытатель изделий в ракетно-космической промышленности
Не стоит путать эту профессию с летчиком-испытателем или космонавтом-испытателем. Испытатель изделий в ракетно-космической промышленности — это специалист, который проводит испытания космических аппаратов и ракет-носителей: проверяет качество сборки ракет на соответствие требованиям, изложенным в технической и конструкторской документации.
В процессе своей работы испытатель использует сложное оборудование и инструменты, а также применяет различные методы тестирования, чтобы убедиться в соответствии изделий заданным параметрам. Это требует глубоких знаний в области физики, механики, электроники, материаловедения и стандартов качества.
Испытатели работают в тесном сотрудничестве с инженерами-конструкторами, технологами и другими специалистами, участвующими в разработке и производстве ракетно-космической техники.
Испытатели должны обладать высокой степенью ответственности, внимательностью к деталям и готовностью к работе в условиях высоких нагрузок и стресса. Чтобы стать таким специалистом, можно получить среднее профессиональное образование в области машиностроения, авиационной и ракетно-космической техники. Или получить высшее образование на программах по проектированию, производству и эксплуатации ракет и ракетно-космических комплексов. Такие программы есть в Московском авиационном институте, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Балтийском государственном техническом университете «Военмех» им. Д.Ф. Устинова и других.
Специалист по подготовке космонавтов
Это профессионал, который отвечает за обучение и тренировку будущих космонавтов перед их полетом в космос. Эти специалисты работают в центрах подготовки космонавтов, таких как Центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина. Основные обязанности специалиста по подготовке космонавтов включают в себя разработку и реализацию программ обучения, оценку готовности космонавтов к выполнению космических миссий, а также обеспечение психологической поддержки и адаптации космонавтов к условиям космического полета.
Для выполнения своих обязанностей специалист по подготовке космонавтов должен обладать глубокими знаниями в области астрономии, физики, медицины, психологии и других наук, связанных с космическими полетами. Также важны навыки работы с современным оборудованием и технологиями, используемыми в космической отрасли.
Чтобы стать специалистом по подготовке космонавтов, необходимо иметь профильное высшее образование, например, на факультете «Ракетно-космическая техника» в МГТУ им. Н.Э. Баумана. После получения высшего образования необходимо пройти практику в Звездном городке или в Научно-исследовательском испытательном центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина.
Инженер по автоматизированным системам управления производством в ракетно-космической промышленности
Инженер по АСУП (так сокращают эту профессию) в ракетно-космической промышленности занимается разработкой, внедрением и поддержкой автоматизированных систем управления на предприятиях ракетно-космической отрасли.
Его основная задача — повышение эффективности производства, снижение издержек и улучшение качества продукции за счет использования современных технологий и методов автоматизации.
Для успешной работы специалист должен обладать глубокими знаниями в области экономики, математики, программирования, а также иметь представление о специфике ракетно-космической промышленности. Обучение на инженера по АСУП можно пройти в высших учебных заведениях, специализирующихся на аэрокосмической технике, например, на программах «Ракетные комплексы и космонавтика» или «Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов» в МГТУ имени Н.Э. Баумана с различными профилями, включая автоматизированные системы управления.
Инженер-исследователь по развитию спутниковых навигационных систем
В контексте ракетно-космической отрасли инженеры-исследователи по развитию спутниковых навигационных систем играют ключевую роль в разработке и совершенствовании глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС), таких как GPS, ГЛОНАСС, Galileo и BeiDou. Инженеры также занимаются анализом характеристик ГНСС, расчетом высокоточной эфемеридно-временной информации навигационных космических аппаратов, а также разработкой методов и технологий для улучшения точности и надежности навигации.
Инженеру-исследователю необходимы глубокие знания в области физики, математики, информатики и инженерных наук, готовность работать с современным программным обеспечением для моделирования и анализа навигационных систем, а также навыки проведения научных исследований и разработки новых методов и технологий для улучшения ГНСС.
Инженеры-исследователи по развитию спутниковых навигационных систем в ракетно-космической отрасли также участвуют в разработке и тестировании новых навигационных спутников и наземных станций. Чтобы развивать спутниковые навигационные системы, нужно получить образование по программам в области радиотехники, электроники, информационных технологий, геодезии и космических технологий, например, в Московском государственном техническом университете имени Н.Э. Баумана, Московском авиационном институте, Московском физико-техническом институте, Московском технологическом университете (МИРЭА) или Самарском аэрокосмическом университете.
Специалист по менеджменту космических продуктов, услуг и технологий
Можно сказать, что это космический маркетолог. Роль требует глубоких знаний в области космических технологий, а также навыков в управлении проектами, маркетинге и стратегическом планировании. Специалисты по менеджменту космических продуктов, услуг и технологий востребованы в связи с развитием космической индустрии, увеличением инвестиций в космические технологии, усилением глобальной конкуренции и необходимостью коммерциализации технологий.
Иначе говоря, специалист по менеджменту космических продуктов, услуг и технологий координирует все аспекты создания и продвижения космических технологий, от концепции и проектирования до рыночного запуска и поддержки, обеспечивая их соответствие как техническим требованиям, так и потребностям рынка.
Чтобы стать специалистом по менеджменту космических продуктов, услуг и технологий, можно поступить, например, на программу «Управление предприятиями наукоемких отраслей промышленности». Такая есть в Российском университете дружбы народов. Для поступления на эти программы обычно требуется сдать ЕГЭ по математике, физике, русскому языку и информатике. А работать можно пойти, например, в «Ракетно-космическую корпорацию «Энергия» имени С.П. Королева».
Специалист по оказанию космических услуг на основе использования глобальных навигационных спутниковых систем
Специалист по оказанию космических услуг на основе использования глобальных навигационных спутниковых систем — это профессионал, который занимается созданием и предоставлением космических продуктов и услуг, используя глобальные навигационные спутниковые системы (ГНСС).
Специалисты занимаются задачами, связанными с высокоточным позиционированием, мониторингом транспорта и критически важных объектов. В частности, готовят информацию об используемых маршрутах, расписаниях движения, контрольных точках и различных географических зонах, настраивают параметры навигационного оборудования и связи для проведения измерений и оказания услуг в системе высокоточного позиционирования, контролируют качество баз данных навигационно-информационных систем.
Для успешной работы специалист должен обладать глубокими знаниями в области российского и зарубежного опыта оказания навигационно-информационных услуг, методов работы с компьютерными сетями, компьютерной техникой и программными средствами, а также принципов построения и функционирования мониторинга навигационно-информационных систем.
Чтобы стать специалистом по оказанию космических услуг на основе использования глобальных навигационных спутниковых систем, нужно получить образование по программам в области радиотехники, электроники, информационных технологий, геодезии и космических технологий. Такие направления есть в Санкт-Петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения, Рязанском государственном радиотехническом университете им. В.Ф. Уткина и других учебных заведениях.
Специалист по управлению проектами и программами в ракетно-космической промышленности
Проджект-менеджеры есть не только в IT, но и в космической отрасли. Специалист по управлению проектами и программами в ракетно-космической промышленности отвечает за разработку и реализацию проектов и программ в области космических исследований и разработок. Эти специалисты играют ключевую роль в успешном выполнении задач, связанных с запуском космических аппаратов, разработкой новых технологий и выполнением государственных и коммерческих заказов.
Эти специалисты должны обладать глубокими знаниями в области ракетно-космической техники, управления проектами и программами, а также иметь навыки работы с различными инструментами и методами управления. Они должны быть способны работать в условиях высокой ответственности и стресса, а также уметь принимать решения в сложных ситуациях.
Чтобы стать космическим проджект-менеджером, нужно получить профильное ракетно-космическое образование и повысить свою квалификацию в магистратуре или на дополнительных курсах. Например, курс «Управление программами и проектами в авиационной и ракетно-космической отрасли» не так давно проводился в МАИ.
Специалист по метрологии
Эти специалисты работают в самых разных отраслях, в том числе в ракетно-космической. В этой сфере специалисты по метрологии отвечают за калибровку и проверку оборудования, используемого для запуска ракет и спутников. Они работают с высокоточным измерительным оборудованием, таким как лазерные дальномеры, гироскопы и акселерометры, чтобы гарантировать их точность и надежность.
Такие специалисты должны отлично разбираться в области метрологии, физики, математики и инженерных наук, уметь работать с современными измерительными приборами и системами, а также уметь анализировать полученные данные и делать выводы о состоянии оборудования. Кроме того, специалисты по метрологии в ракетно-космической отрасли должны соблюдать строгие стандарты безопасности и качества, чтобы предотвратить возможные аварии и сбои в работе оборудования.
Чтобы стать специалистом по метрологии в космической отрасли, нужно получить профильное образование, например по специальности «Стандартизация и метрология». Такие программы есть в МГТУ имени Н.Э. Баумана, РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, Казанском национальном исследовательском технологическом университете и других вузах. Дополнительно можно повысить квалификацию на профильной программе — «Метрологическое обеспечение ракетно-космической техники».
Специалист по применению геоинформационных систем и технологий для решения задач государственного и муниципального уровня
Это инженер, который использует геоинформационные системы (ГИС) и технологии для анализа, визуализации и управления пространственными данными в контексте ракетно-космической деятельности. Эти специалисты играют ключевую роль в обеспечении эффективного управления и планирования в сфере освоения космоса, а также в решении задач, связанных с мониторингом и анализом земной поверхности.
Чтобы работать по этой специальности, нужно обладать глубокими знаниями в области геоинформатики, картографии, дистанционного зондирования, а также иметь навыки работы с ГИС-технологиями и программным обеспечением. Стоит учесть, что работа предполагает высокий уровень ответственности и стресса и требует готовности принимать решения в сложных ситуациях.
Образование можно получить в университетах, где есть программы в области геоинформатики, картографии, геодезии и дистанционного зондирования Земли. Среди таких вузов Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Московский государственный университет геодезии и картографии.