Об эксперте: Виталий Алтухов, сооснователь профориентационной платформы «Профилум».
Самонеопределение
По опросам ВЦИОМ, по специальности сегодня работает чуть больше половины россиян. Это не очень эффективно. И государство, и семьи тратят много ресурсов на то, что человеку потенциально никогда может и не пригодится. Причины разные: одни на этапе обучения в школе не понимают, чем хотят заниматься, и поступают в вуз «ради корочки» или чтобы не идти в армию, другие приходят за глянцевым образом, сформированным поп-культурой, и разочаровываются, за третьих решение принимают родители.
Помочь могла бы работающая система профориентации. За последние пять лет появилось множество разнообразных и интерактивных форматов, поддерживаемых государством: проекты «Билет в будущее», «Большая перемена», «Время карьеры», «Я профессионал», «Профстажировки 2.0» и другие, но всё равно скорость развития рынка здесь медленнее, чем, например, в финтехе или гейминге. Во многом это происходит из-за того, что создаваемые технологии и проекты несистемно доходят до массового пользователя, не имеют должной поддержки и ресурсов. В школах это упирается в отсутствие явной необходимости заниматься такой работой регулярно и в недостаточное количество специалистов с нужной квалификацией. А применяемые в обычной образовательной практике методы и способы профориентации, разработанные еще в индустриальную эпоху, не успевают за меняющимся миром и потребностями общества и людей.
Это касается не только школьников. Конечно, они остаются главными потребителями услуг по профориентации, но концепция life-long learning, в рамках которой человек может постоянно учиться и естественным образом в течение жизни менять свои карьерные траектории, значительно расширяет сферу применения практик профориентации. Однако многие и во взрослом возрасте не используют технологии определения своих сильных сторон, вспоминая неоднозначный образовательный опыт.
Это точно мне нужно?
Стремление понять себя и свои желания в жизни — один из трендов современного поколения. Он был актуален и до пандемии. Например, «Сбер» в исследовании «30 фактов о молодежи» еще несколько лет назад рассказывал, что для молодых людей крайне важной установкой является поиск своего пути и понимание успеха через обретение счастья в жизни.
С глобальными потрясениями, удаленной работой, выгоранием сотрудников, на work-life balance и важность заниматься «делом по душе» родители стали обращать внимание не только применительно к судьбам детей, но и к своей собственной жизни. Подобные ценности проникают из «когда-нибудь потом в светлом будущем» в «здесь и сейчас».
В результате родители стремятся помочь детям заглянуть в себя и внимательнее относятся к своему собственному состоянию. А уже на основе полученного личного опыта формируют запросы на более полноценное и содержательное развитие для ребенка. Такое поведение связано в том числе с потребностью в улучшении качества жизни.
Успех бывает разный
Линейная программа жизненного пути, нацеленного прежде всего на достижение социального успеха, которая включала бы отличную учебу в школе, поступление в успешный вуз, престижную работу, достаток и материальное благосостояние, все чаще не соответствует растущему разнообразию потребностей людей. Современный подросток может не стремиться поступить в университет, не связывать себя ранними отношениями и семьей, не работать 24/7 ради карьеры и богатства, не посвящать всю жизнь одной профессии или компании.
Например, по данным всероссийского исследования «Ценностные ориентиры российской молодежи», один из самых распространенных поводов для тревоги среди молодых людей — не реализовать себя в жизни (49,6%), а вот невозможность получить хорошее образование беспокоит гораздо меньший процент (22%). Для современного поколения ценности разнообразия, удовольствия и счастья в жизни становятся важнее трудоголизма и карьерных достижений.
При этом родителям кажется, что если их дети не мотивированы поступить ни в какой конкретный вуз, то им в этой жизни ничего не нужно. В то время как интересы ребят могут заключаться в обучении практическим навыкам, гейминге, создании контента и чем-то еще «несерьезном» с точки зрения родителей и фундаментального образования, но на самом деле связанным с монетизацией их талантов в тех направлениях, которые активно развиваются на рынке уже сейчас.
Можно понять и выгоревших от текущей работы взрослых, живущих по принципу «надо», но забывающих про свои «могу и хочу». Кто-то с детства мечтал о карьере архитектора или музыканта, а в повседневной жизни занимается сведением дебета с кредитом в бухгалтерских таблицах. И пускай это позволяет обеспечивать достаток и строить пресловутую «карьеру», но часто не добавляет в копилку того самого качества жизни и уровня личностной удовлетворенности от нее. Открыть мир своих талантов и мотивации помогает психометрическое тестирование и технологии развития потенциала.
Что важно использовать в профориентации?
Психометрика — раздел психологии, изучающий теоретические и методологические проблемы психологических измерений. Занимается разработкой математических моделей психологического оценивания, конструированием и валидизацией психологических тестов.
Поскольку достаточно сложно уверенно предсказать, каким станет мир через 10–15 лет, основной ключ к успеху в практике самоопределения — развитие сильных сторон в тех областях, которые вам интересны, в которых вы обладаете потенциалом к развитию («могу и хочу»). Человек, который реализует потенциал, активно развивает свою сферу и фактически сам для себя формирует занятость в будущем, редко когда остается невостребованным.
Главная задача современной профориентации — прояснять и развивать внутреннюю мотивацию человека, формировать карьерную грамотность как навык применять свой потенциал на практике, активно выстраивать развитие под быстро меняющийся внешний мир. Важно определить таланты, понять, что драйвит человека, и помочь ему управлять развитием по данному вектору.
«Пазл потенциала», вне зависимости от возраста человека, складывается из нескольких блоков:
- Интересы и наклонности — зоны интересов и внимания, профильные увлечения, самоэффективность и семейные ожидания.
- Ценности и мотивация — установки, направленности, ценности.
- Способности и гибкие навыки — социо-эмоциональные развитие, упорство, лидерство, креативность и критическое мышление, позитивность, когнитивные способности и так далее.
- Новые грамотности — карьерная, цифровая, финансовая, психологическая грамотность — все то, что помогает эффективно организовывать жизнь в современных реалиях.
Проводить диагностику потенциала важно не только для подростков: семью нельзя вычесть из процесса самоопределения, всё взаимосвязано, поэтому к нему нужно подключать родителей или опекунов. К тому же, данная процедура может стать интересным экспериментом, который позволяет сфокусировать внимание взрослых на точке зрения и особенностях ребенка, а не заниматься проецированием собственной картины миры на него.
Психометрическая диагностика — это только первый шаг по проектированию будущего. Если говорить о современных реалиях, то родители и так выступают архитекторами для своих детей: они подбирают секции, репетиторов, формируют индивидуальную систему развития. Важно, чтобы они учитывали при этом их таланты и потенциал, а современная школа прислушивалась к потребностям ребенка, помогала выстраивать реальные жизненные траектории и эффективно организовывать процесс обучения и получения знаний. Сделать его бесшовным — отдельная задача по улучшению технологий самоопределения, которые помогут стереть отпугивающий бюрократический оттенок со слова «профориентация», превратив ее в реального помощника развития взрослых и детей.