Рескиллинг как новая норма: чему учиться в 2024 году

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Разбираемся с экспертом, почему тренд на переобучение набирает обороты и какие навыки особенно актуальны в 2024 году

Об эксперте: Надежда Макова, основатель и управляющий партнер LXP-платформы Kampus.

Фото: пресс-служба Kampus
Фото: пресс-служба Kampus

Мир, к которому мы привыкли, все еще стремительно меняется. Треть навыков, востребованных сейчас, всего за несколько лет потеряют актуальность и сменятся новыми. Деление навыков на hard и soft skills тоже уходит в прошлое — все чаще встречается деление на бизнес-навыки, технические навыки и навыки в сфере Data Science. А технологические тренды ведут к тому, что в ближайшие три года в переквалификации будут нуждаться 60% команд.

В России к общемировым изменениям еще добавляется кадровый кризис: более 60% компаний испытывают нехватку сотрудников, более 70% работодателей отмечают замедление процесса найма, а 37% организаций фиксируют рост текучести кадров.

Как результат — жить, как раньше, рынок труда уже не может. Пришло время бизнесу сфокусироваться на эффективном развитии команд, а сотрудникам — на развитии потенциала и расширении инструментария навыков.

Бизнес-навыки, технические навыки и навыки в сфере Data Science

Разбираем навыки на основе отечественных и международных исследований, которые проводились Coursera, Udemy, Всемирным экономическим форумом, Harvard Business Publishing, «Работа.ру» и «СберПодбор», Robovoice и hh.ru, Skyeng и «Зарплата.ру». В 2024 году исследователи приходят к разным выводам — это связано с тем, что мир перестраивается на новые рельсы. И все же ключевые навыки встречаются в результатах всех исследований.

Бизнес-навыки

К этой категории относят навыки, связанные с управлением бизнесом и командами, продвижением продуктов и брендов, выстраиванием отношений с клиентами.

Ключевые навыки, которые находят отражение в исследованиях:

  • стратегия рекламы и продвижения, в том числе создание контента;
  • бизнес-аналитика;
  • лидерство и управление людьми.

Фото:Freepik
Экономика образования Будущее образования: что важнее для карьеры — диплом или навыки

Технические навыки

Эти навыки связаны со сферой разработки и охватывают владение разными инструментами, с помощью которых разработчики помогают бизнесу масштабироваться.

В этой категории основными становятся навыки:

  • проектирования систем;
  • создание пользовательских интерфейсов на базе React;
  • кибербезопасность.

Навыки в сфере Data Science

Умение работать с данными и визуализировать их — одна из самых быстрорастущих категорий навыков. По данным Forrester и Tableau, уже к 2025 году активно использовать данные будут 70% сотрудников по всему миру. При этом только 11% из них могут уверенно сказать, что умеют это делать. При этом именно эти навыки будут все чаще появляться в вакансиях и вскоре будут так же важны, как сейчас важна компьютерная грамотность.

Главные навыки этой категории:

  • Power BI;
  • Tableau Software;
  • визуализация данных.

Чему работодатели собираются учить сотрудников в 2023–2027 годах

По данным отчета Future of Jobs Report, в мире бизнес планирует сфокусироваться на следующих направлениях:

  • ИИ и большие данные;
  • охрана окружающей среды;
  • дизайн и пользовательский опыт;
  • маркетинг и медиа;
  • лидерство и социальное влияние;
  • сети и кибербезопасность.

В России актуальные ключевые задачи руководителей — обучение и развитие сотрудников под новые задачи и вызовы, сохранение ключевых сотрудников и внутренняя коммуникация с командой. А в качестве востребованных навыков называют те, которые помогают поддерживать и развивать бизнес. Большинство из них относится к бизнес-навыкам. Следовательно, российский бизнес планирует в ближайшее время уделять внимание их развитию.

Исследование «Как изменится рынок корпоративного обучения руководителей крупных компаний»
Исследование «Как изменится рынок корпоративного обучения руководителей крупных компаний» (Фото: Школа «Сколково»)

Наша команда провела анализ обучающих материалов, которые изучили сотрудники российских компаний в прошлом году на платформе Kampus. Каждый сотрудник имеет возможность выбрать материалы из базы знаний для развития конкретных навыков и включить их в свой образовательный план. Из 1,5 тыс. доступных материалов в базе знаний сотрудники наиболее часто обращались к контенту, связанному с тремя основными категориями знаний:

  • цифровые навыки;
  • коммуникация;
  • саморазвитие.

Умение пользоваться ИИ — один из важнейших навыков

Умение обращаться с ИИ тоже находит отражение во всех рейтингах. Поэтому давайте остановимся на этом направлении подробнее. Несмотря на быстрое распространение искусственного интеллекта в разных сферах жизни, компании еще не разрабатывают массово политики внедрения ИИ. Например, в США это сделали только около половины компаний. И это притом что использование ИИ помогает повышать производительность сотрудников с небольшим опытом работы. То есть внедрение искусственного интеллекта выгодно и работодателям, и работникам.

В России искусственный интеллект используют около четверти компаний. Примерно половина из них делают это на ежедневной основе, а треть — несколько раз в неделю. При этом чаще всего ИИ используют при работе с клиентами, для сбора аналитики, тайм-менеджмента и других задач. Но, как и в США, руководители компаний не всегда понимают, как правильно использовать ИИ в работе.

Несмотря на отсутствие политик внедрения ИИ и понимания выгод от его использования, работодатели все чаще хотят видеть этот навык у соискателей. Это подтверждается количеством упоминаний ИИ в вакансиях: за последние два года в вакансиях в LinkedIn оно выросло более чем вдвое. А курс «Генеративный ИИ для всех» на Coursera стал самым быстрорастущим в 2023 году за счет того, что набрал за месяц более 90 тыс. регистраций.

Фото:Freepik
Экономика образования Не только курсы: как развивать навык программирования с помощью игр

Каким навыкам будут обучать руководителей

Обучение руководителей — одно из приоритетных направлений этого года в российских компаниях. Таким образом, бизнес хочет научиться лучше понимать и принимать запросы работников, управлять текущей ситуацией рынка труда и повышать эффективность бизнеса. Кроме этого компании отмечают, что топ-командам не хватает стратегических компетенций и энергии.

При этом видение российского бизнеса относительно обучения руководителей частично расходится с общемировым. Например, The Conference Board и Udemy Business сформулировали четыре важнейших навыка для современных лидеров:

  • межличностные коммуникации;
  • коучинг;
  • создание инклюзивной культуры;
  • сотрудничество посредством технологий.

Сoursera выделяет следующие быстрорастущие навыки:

  • управление персоналом;
  • переговоры;
  • влияние;
  • развитие позитивных отношений с работниками;
  • развитие персонала.

А российские компании, по данным «Сколково», выделяют такие приоритетные компетенции:

  • операционная эффективность;
  • управление людьми;
  • лидерство;
  • управление изменениями.

Экономика образования 4 книги, которые помогут развить лидерские способности

Умение управлять командой также вошло в топ-3 приоритетных навыков для руководителей, которые проходили обучение на Kampus в 2023 году. Больше всего материалов из базы знаний изучали именно на эту тему. Это связано с тем, что с каждым годом ситуация в бизнесе и в командах меняется — переход от офисного к удаленному формату, перестройка процессов из-за новых вызовов, снижение вовлеченности сотрудников из-за стресса и т.д. Все эти изменения превратили стандартный формат работы команды в своего рода пазл, который должен сложить руководитель для достижения бизнес-результатов. На втором и третьем месте по популярности материалов для изучения на Kampus — лидерство и развитие мышления.

Все приведенные рейтинги так или иначе объединяет навык управления людьми. А он подразумевает в том числе активное участие в обучении сотрудников и развитии у них навыков, которые нужны для их карьерного роста и развития бизнеса работодателя. Это огромный объем работы, который можно оптимизировать с помощью современных образовательных платформ.

От того, насколько тщательно руководитель относится к развитию сотрудников, выигрывают все. Люди получают актуальные планы развития и понятный алгоритм обучения, а бизнес — вовлеченных и лояльных сотрудников. Это, в свою очередь, помогает не только удерживать в компании нынешних сотрудников, но и привлекать в свою команду новых сильных специалистов. А это в наше время дорогого стоит, и это преимущества, за которые точно важно бороться.

Обновлено 22.03.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть