Что происходит
- Исследователи из НИУ ВШЭ Кристина Любицкая и Катерина Поливанова изучили специфику образования на дому в России.
На домашнее обучение переводят детей по состоянию здоровья. При этом школа предоставляет семье учителей и все необходимые ресурсы. На семейное образование может перейти любой ребенок. В этом случае школа проводит только аттестацию и ничего больше не предоставляет. Авторы исследования рассматривали все формы обучения ребенка на дому — домашнее, семейное, дистанционное.
- В опросе принял участие 151 человек в возрасте от 25 до 49 лет из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Калининграда и ряда других городов. Большинство опрошенных родителей имеют высшее образование и трудоустроены.
- Среди причин перехода к семейному образованию 52% респондентов выделили желание преодолеть недостатки школьной системы, 17% — стремление укрепить семью, 14% — повысить мотивацию детей учиться, 7% — предотвратить проблемы с общением с одноклассниками и учителями, 5% — решить проблемы со здоровьем.
- Исследователи рассмотрели, с какими проблемами при переходе на домашнее обучение и его реализации столкнулись родители. 40% испытывали трудности с организацией обучения, нехваткой компетенций, времени, финансов и обучающих материалов, а также с сопротивлением школ при переводе детей на семейное обучение. 27% сталкивались с конфликтами с учителями, 16% — с общественным осуждением.
- Другая психологическая проблема — конфликт ролей. Детям бывало трудно определить, кто перед ними — строгий учитель или любящий родитель. В ходе опроса выяснилось, что 38% родителей во время обучения ребенка считают себя учителями, 29% — менеджерами процесса, 14% — родителями, 13% — помощниками. Некоторые респонденты отмечали совмещение ролей.
- 65% родителей искали решения проблем в социальных сетях, общении с экспертами, просмотрах вебинаров и видеолекций.
- 50% респондентов занимались образованием детей самостоятельно, 21% обратился в образовательные центры, а 20% наняли репетиторов.
Что это значит
В России «Закон об образовании» (273-ФЗ) допускает обучение ребенка на дому, а не в школе. Как правило, школьников переводят на семейное образование из-за частых переездов, буллинга и проблем со здоровьем. Ученики 10–11 классов могут перейти на дистанционное обучение, если уже определились с будущей профессией и хотят больше времени уделять профильным предметам.
К преимуществам домашнего обучения относят возможность уделять больше времени важным и сложным предметам, чем второстепенным дисциплинам, самостоятельно распределять время между классной и самостоятельной работой, выбирать форму занятия в зависимости от потребностей и склонностей ребенка, обучаться из любой точки мира без привязки к месту.
Среди недостатков формата — необходимость постоянного контроля со стороны родителей за процессом социализации, усвоением учебного материала и за жизнью и здоровьем ребенка. Кроме того, детям на домашнем обучении требуется больше самостоятельности и собранности.