Чему и как учиться на программах MBA в 2023 году

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
РБК опросил российские бизнес-школы и выяснил, какие навыки стоит освоить управленцам в 2023 году. Преподаватели MBA также рассказали о форматах обучения, которые получат развитие в сегменте бизнес-образования
Материал подготовлен для спецпроекта РБК Трендов и РБК Pro — «Гид по MBA».
Спецпроект помогает получить ответы на вопросы:
Перейти к спецпроекту

Чему стоит учиться в 2023 году на программах MBA

Участники опроса выделили среди ключевых областей развития слушателей в рамках программ MBA:

  • системный подход к управлению бизнесом, основанный на реальных кейсах,
  • умение оценивать бизнес-риски и управлять ими,
  • умение работать в кризисных ситуациях, в первую очередь, благодаря гибким навыкам, критическому и системному мышлению.

Также эксперты считают, что МВА получают, чтобы научиться грамотно формировать и модифицировать организационную структуру компании. Анна Кучина, директор Дирекции программ дополнительного профессионального образования ВШМ СПбГУ, отмечает, что сейчас многим компаниям необходима реорганизация бизнес-процессов в силу как внешних, так и внутренних изменений, чтобы сохранять определенную устойчивость и продолжать двигаться вперед.

Анна Кучина:

«Управление человеческим капиталом всегда актуально: учиться видеть потенциал в тех сотрудниках, которых можно и нужно в текущих условиях повышать, давать им больше полномочий и ответственности, понимать, как выстраивать кадровый резерв для своей компании — современные вызовы призывают нас эти резервы иметь». 

1. Системное видение и гибкое планирование

Сергей Федоров, ректор ЧОУ ДПО «Открытая школа бизнеса», считает, что больше всего руководителям компаний сейчас не хватает системного видения своего бизнеса: им необходимы стратегический подход и планирование. Причем заниматься стратегическим планированием желательно каждый квартал и научиться создавать новую стратегию компании за 2 дня, а не за месяц, как раньше. В этот процесс необходимо вовлекать весь менеджмент. Таким образом, растет важность обучения менеджеров всех уровней на программах МВА.

При этом руководитель программы MBA БГТУ «ВОЕНМЕХ» имени Д.Ф. Устинова Марина Волкова уверена, что для современных руководителей важно понимание всех сторон деятельности предприятия, умение говорить на одном языке со специалистами разных отделов: от бухгалтерии и отдела продаж до специалистов в IT и логистике.

Pro
Лекции профессоров MBA
Цифровая трансформация в управлении цепочками поставок
Смотреть запись

2. Бизнес-моделирование, прорывные технологии и форсайт

Еще одним направлением развития в рамках программ MBA, по мнению Натальи Соковой, руководителя инновационных проектов в образовании «Академии бизнеса Б1», является умение качественно оценить стратегический выбор с учетом финансов и оптимизации бизнес-модели.

Наталья Сокова :

«Мы видим много примеров, когда менеджеры среднего звена (скажем, лучшие начальники производства), резко назначенные на более высокие должности, не имеют базового представления о взаимосвязи принимаемых решений с финансовыми показателями. Одна из ключевых задач программы МВА сейчас — научить управлять операционной эффективностью через финансовый менеджмент и оптимизацию деятельности».

Также в последние годы важным компонентом всех настоящих программ МВА стали предметы, направленные на освоение и внедрение передовых, прорывных технологий в бизнесе, считает Сергей Мясоедов, проректор, директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС, президент РАБО.

«Для 37% руководителей российских компаний стратегическое видение, умение планировать и работать с будущим на базе форсайта — ключевой навык на ближайшие 5 лет», — отмечает доктор экономических наук, директор Центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Александр Чулок, ссылаясь на Форсайт будущего управленческих профессий, проведенный совместно с Ассоциацией менеджеров летом 2022 года. При этом больше всех об этом задумываются HR директора (67% ответивших) и директора по маркетингу (53% ответивших). «Классический форсайт содержит около 80 различных инструментов – от макроэкономических и эконометрических моделей до масштабных опросов экспертов методом Дельфи или технологических дорожных карт, построенных с помощью ИИ. Не удивительно, что за рубежом форсайт уже стал «рутиной» — прочно вошел в управленческие практики эффективного руководителя для определения приоритетов развития компании не только в долгосрочной перспективе, но и на ежедневной основе. С наступлением все большего количества «джокеров» - масштабных событий, которые трудно прогнозировать, мы видим существенный рост спроса отечественных управленцев на эти форсайт-компетенции», — отмечает Александр Чулок

3. Специализация или универсализация

«К особенностям российского MBA в отличие от западного относится более широкий спектр предлагаемых специализированных программ, — говорит Булат Нуреев, директор MBA, Executive MBA и магистерских программ школы управления «Сколково». — Важно также, что MBA позволяет построить свой собственный образовательный трек, выбрать специализации и проекты, которые наиболее актуальны».

Pro
Лекции профессоров МВА
Национальные особенности управления бизнесом в России
Школа управления «Сколково» 1 час 5 минут
Смотреть запись

В новых условиях руководителям необходимо находить решение ранее не возникавших вопросов по ускорению импортозамещения, эффективного использования ресурсов. ВШКУ РАНХиГС, например, постоянно проводит реструктуризацию флагманской программы МВА: внедряются цифровой формат и новые модули, которые отвечают современным тенденциям трансформации бизнеса. «В процессе обучения затрагиваются вопросы, связанные с практикой ведения бизнеса в современных условиях, и к нам приходят те, кто нуждается в консультационных услугах», — отмечает декан ВШКУ РАНХиГС Сергей Календжян.

Некоторые эксперты наоборот остаются сторонниками классических MBA-программ. «Вопрос, чему учить, мы для себя определили, избавившись от специализаций программы МВА. Надежная и универсальная, отвечающая современным требованиям, применимая в любой сфере деятельности, прошедшая проверку аккредитациями АМВА и НАСДОБР, программа MBA General Management — наша ведущая программа», — говорит Алла Канке, директор Высшей школы бизнеса Государственного университета управления.

Нетворкинг

Немаловажным фактором, который, по мнению большинства опрошенных экспертов, привлекает слушателей в программы MBA, является нетворкинг во время обучения и поддержание общения между выпускниками через ассоциации выпускников. Как отмечает Эдуард Коложвари, руководитель Высшей Школы Бизнеса НГУЭУ, кроме непосредственной пользы от общения с тренерами, обучение на программах МВА позволяет собраться близким по духу и устремлениям людям в одном пространстве, что повышает доверие и приводит к возникновению различных форм кооперации.

Портрет слушателя программ MBA

На программах МВА учиться надо, но, возможно, не всем. Такое образование для амбициозных людей, которые хорошо себе представляют, для чего им это обучение, считает Алла Канке. В настоящий момент планка требований к руководителям и бизнесменам поднялась, им приходится учитывать все больше факторов, влияющих на деятельность компаний и организаций, и, следовательно, больше заботиться о получении актуальных и системных знаний. Разрозненные курсы не в состоянии помочь в решении такой задачи.

Российский подход (формат парт-тайм обучения) делает получение образования намного более удобным: слушателю программы можно успешно совмещать обучение с работой и тем самым сохранять доход. Кроме того, усиливается образовательный эффект: получаемые знания можно применить сразу же на работе, отмечает Булат Нуреев, Сколково.

Булат Нуреев :

«Средний возраст студента MBA в России составляет 33-35 лет, а, например, в Европе и Америке — 28-30 лет. То есть у нас более зрелые и опытные слушатели — и личностно, и профессионально».

Сергей Мясоедов добавляет, что «на настоящую МВА не принимают людей без практического опыта работы в бизнесе менее 5 лет».

Если говорить о том, в какой момент у будущих слушателей происходит понимание, что им нужно пройти обучение на программе MBA, Ольга Цаплина, преподаватель МВА МФЮА, бизнес-тренер и организационный бизнес-консультант называет ситуацию, когда бизнес или уровень ответственности этих людей перерос их понимание и компетенции.

Булат Нуреев :

«Как мы видим по нашим слушателям, они приходят за MBA, когда чувствуют себя в тупике с точки зрения карьеры, хотят профессионального роста. Многие настроены сменить функцию внутри своей компании или перейти из корпоративного сегмента в предпринимательство. А некоторые уже оказались в новой роли и поняли, что им не хватает знаний для управления проектами или людьми. В этом плане программы MBA одинаково хорошо подходят и для владельцев собственного бизнеса, которые хотят его масштабировать, найти новые идеи для развития и новые рынки, и для корпоративных менеджеров. В нашем портфеле соотношение предпринимателей и менеджеров на программе составляет 40% к 60%».

Фото:Pexels
Экономика образования Международные рейтинги MBA: как выбрать лучшую бизнес-школу

Как учиться на программах MBA в 2023 году

Распространение получают гибкие программы, дающие возможность «параллельного» обучения, когда слушатели могут самостоятельно решить, приезжать ли на аудиторные занятия или работать с группой в онлайн-формате. При этом зачастую изучить материал к занятию можно в любое время онлайн (асинхронный вариант обучения).

«Количество предлагаемых онлайн-MBA в мире выросло почти в 2 раза в 2021-2022 годах, — отмечает Булат Нуреев. — В 2020 году школа «Сколково» перевела в онлайн множество своих программ, в частности, 80% корпоративных. Сейчас после пандемийных ограничений мы видим, что у слушателей есть обоснованный запрос на живые очные встречи. Поэтому их выбор снова падает на офлайн или на гибридные форматы обучения».

При этом лучше всего учиться так, чтобы можно было применить полученные знания в рабочих проектах. Например, в IMISP для этого определенным образом выстраивают учебный процесс, домашние задания и взаимодействие слушателей с преподавателями и между собой. «Мы стремимся максимально подтолкнуть слушателей к тому, чтобы сразу начать применять или хотя бы пробовать применять получаемые знания на практике своего бизнеса», — говорит Ярослав Павлов, ректор IMISP.

По мнению Маргариты Перепелицы, декана школы международных программ МВА ФЭСН РАНХиГС, самыми востребованными будут бизнес-мастерские, стратегические сессии от лидеров компаний, которые будут делиться своим бесценным опытом достижения операционной эффективности здесь и сейчас, выходом на новые рынки, нахождением путей выстраивания новых логистических цепочек, созданием успешных проектных команд.

В рамках MBA Экономического Факультета МГУ в 2022 году была запущена новая программа бизнес-стажировок в ряде российских регионов. В частности, совместно с Корпорацией Развития Калининградской Области была организована стажировка с посещением технопарков и инновационных предприятий особой экономической зоны. Руководитель программ MBA Экономического Факультета МГУ Валентина Герасименко отмечает, что новый модуль не уступал аналогичным зарубежным стажировкам ни по содержанию, ни по организации, и данная практика однозначно будет продолжена.

«Задача бизнес-школы и хорошего бизнес-образования — научить человека системно смотреть на любую ситуацию и, главное, зная себя, повысить доверие к собственным решениям», — подытоживает Ирина Воронина, управляющий партнер, генеральный директор, преподаватель бизнес-школы АМИ; MBA HEC, ICF.

«Важность и актуальность российского бизнес-образования сегодня особенно велика. Бизнес-образование - это, прежде всего, способность анализировать, так называемый "helicopter view" (пер. “умение увидеть ситуацию комплексно и со стороны”), без которых сегодня сложно оставаться на плаву и принимать правильные стратегические решения. И именно ведущие бизнес-школы и университеты способны даже в условиях высокой турбулентности бизнес-среды учить, направлять слушателей, создавая те самые новые точки опоры, которые позволяют сохранять устойчивость и двигаться вперед во все времена», - дополняет Валентина Герасименко, руководитель программ MBA Экономического Факультета МГУ.

Материал подготовлен для спецпроекта РБК Трендов и РБК Pro — «Гид по MBA».
Спецпроект помогает получить ответы на вопросы:
Перейти к спецпроекту
Обновлено 17.01.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть