Как бизнес-образование изменилось в 2022 году
Наиболее значимыми изменениями 2022 года стали:
- уход западных программ из России,
- приостановка аккредитационной деятельности в отношении российских школ со стороны крупнейших международных аккредитационных ассоциаций,
- пересмотр локаций для выездных стажировок слушателей,
- дальнейший рост популярности гибридных форматов обучения,
- сокращение спроса на российские программы MBA.
Чего ждать в 2023 году
Участники опроса выделили основные тренды, которые получат развитие на российском рынке MBA в 2023 году:
- рост спроса на очное и гибридное обучение,
- сокращение продолжительности программ при их растущей интенсивности,
- рост спроса на корпоративное обучение,
- поиск школами партнеров в дружественных странах,
- повышение требований к преподавателям.
1. Изменение структуры спроса на программы MBA
Например, Сергей Федоров, ректор ЧОУ ДПО «Открытая школа бизнеса» оценивает спад на уровне 50% относительно 2021 года. Падение спроса на программы MBA Анастасия Боровская, директор «Русской Школы Управления», в первую очередь, связывает с тем, что «MBA — длительный формат (обычно от полугода до двух лет) и дорогостоящий. А горизонт планирования сегодня достаточно короткий, поэтому многие не решаются на такое серьезное обучение. Из-за падения спроса некоторые бизнес-школы даже перенесли запуски групп на следующий год, чтобы взять паузу для изменения программ».
Ольга Цаплина, руководитель консалтинговой компании «Эволюция лидерства (Leadership Development)» с опытом преподавания на программах MBA в ведущих бизнес-школах:
«Те, кто все-таки решил учиться, понимают, что инвестиция в себя и в свои компетенции — это одно из наиболее перспективных вложений, потому что другие инвестиции не дают никаких гарантий. Кроме того, многие руководители, поступившие в школу бизнеса в этом году, отметили, что для них это возможность переключиться и погрузиться в другую среду».
Ярослав Павлов, ректор бизнес-школы IMISP:
«Изменилась структура спроса: значительная часть западно-ориентированных предпринимателей уехала пережидать или просто релоцировалась, часть экспертов, специалистов, которые претендовали на высочайшие управленческие позиции сейчас тоже релоцировалась, и это повлияло на структуру спроса. Но в целом, с другой стороны, появились новые интересанты, чей бизнес начал развиваться на волне ухода западных компаний, такие тоже есть, и это аудитория, которая в 2022 году еще не пришла, но придет в 2023».
С изменением структуры спроса соглашается Наталья Сокова, руководитель инновационных проектов в образовании, «Академия бизнеса Б1»: «Меняется портрет участника программы МВА. Сейчас это вероятнее всего сотрудник, прошедший не горизонтальное, а резкое вертикальное перемещение внутри компании, у которого очень мало времени на адаптацию к новой карьерной высоте. Очень часто у него нет «наставника» в компании из руководителей высшего звена, и он самостоятельно вынужден выстраивать свою новую роль внутри компании. Такая ситуация сформировала очень важный, часто «не озвученный» запрос участника к программе МВА: «помогите мне разобраться, что и как делать, и при этом не выглядеть «новичком» среди своих»».
2. Учет новых вызовов для бизнеса
По словам Василия Солодкова, директора Банковского института НИУ ВШЭ, «Появились новые бизнес-проблемы, связанные с логистическими изменениями, необходимостью структурной трансформации, задачами ESG. Уход западных компаний из РФ также оказал влияние на рынок труда, так как после этого стали появляться новые направления развития с сопутствующими контактами».
Программы МВА видоизменились и дополнились новыми материалами. Изменился контент отдельных дисциплин, появились новые предметы. Например, в ВШКУ РАНХиГС появились «Системное управление идеями в компании: форсайт», «Технология управления на основе Agile», «Формирование преемственности персонала и управление талантами».
Сергей Федоров, ректор ЧОУ ДПО «Открытая школа бизнеса», называет следующие драйверы развития компаний и МВА образования:
- Поиск новых направлений и сегментов, создание и запуск новых продуктов с минимальными затратами — бережливые стартапы внутри компаний и продуктовый подход.
- Цифровая трансформация, перевод сервисов и услуг в онлайн, IoT (интернет датчики) на процессы и как следствие появление отделов ИТ разработки — agile-менеджмент (менеджмент 3.0).
- Обновление логистики и цепочек поставок, которые требуют от руководства более глубокого понимания SCM (управление цепочками поставок) и логистики.
- Сокращение инвестиционных возможностей и внедрение систем повышения эффективности и сокращения затрат.
- Риски развития бизнеса в России усиливают желание искать подходящие зарубежные рынки.
«Происходит увеличение спроса со стороны бизнеса на программы цифровой трансформации предприятий, умное управление всеми сферами деятельности», — отмечает Эдуард Коложвари, руководитель Высшей Школы Бизнеса НГУЭУ.
С Эдуардом согласен Сергей Мясоедов, проректор, директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС, президент РАБО, который добавляет, что также высоко востребованными оказались практические занятия, связанные с отработкой навыков эффективного проведения слияний и поглощений (что обусловлено уходом части зарубежных компаний из страны, их замены российским капиталом); техниками и технологиями параллельного импорта; тренингами по кросс-культурному менеджменту и выходу на новые, «дружественные» зарубежные рынки.
Елена Скалон, заместитель директора дирекции программ дополнительного профессионального образования ВШМ СПбГУ считает, что в ответ на потребности делового мира все больше бизнес-школ включают в свои программы MBA темы по анализу и визуализации данных и искусственному интеллекту. При этом цель обучения не всегда состоит в том, чтобы подготовить выпускников программ, владеющих этими инструментами, а скорее в том, чтобы научить их взаимодействовать со специалистами, которые ими владеют, и формулировать постановку бизнес-задач, используя общий профессиональный язык.
Анастасия Боровская, директор «Русской Школы Управления» полагает, что будут востребованы программы MBA с узкими отраслевыми специализациями. Они направлены на развитие управленческих навыков не в целом, а применительно к конкретной сфере. Например, в этом ключе точно будут пользоваться спросом специализированные программы MBA по ВЭД, промышленности или сельскому хозяйству. Такие отраслевые программы позволят участникам не только получить практические навыки, но и пообщаться с коллегами из своей отрасли, обсудить кейсы и проблемы друг с другом, найти какие-то нестандартные решения.
Школам необходимы гибкость и умение оперативно адаптироваться под изменяющиеся условия.
Сергей Календжян, декан ВШКУ РАНХиГС:
«Бизнес-школа должна иметь образовательный форсайт, то есть предвидеть направления развития самых востребованных профессий, навыков и умений, разрабатывать курсы, непосредственно связанные с новой экономикой, цифровой трансформацией, устойчивым развитием и предпринимательством в новых для России форматах».
А в IMISP уже добавили серьезный блок сценарного планирования в программу ЕМВА, поменяли акценты в тех же блоках, связанных с цифровизацией, добавив тематику импортозамещения, и уже сейчас отвечают на те «вызовы», с которыми столкнулся бизнес.
3. Рост популярности гибридного формата
В 2022 году как никогда востребованной стала гибридная форма обучения, когда совмещаются формат дистанционных занятий и общение в учебных аудиториях, отмечает Василий Солодков.
Есть школы, которые ушли в онлайн вслед за платежеспособным спросом, однако такой формат лишен одного из главных привлекательных качеств — очной коммуникации с преподавателями и слушателями, неформального общения в кругу интересных людей, профессионалов своего дела, считает декан ВШКУ РАНХиГС Сергей Календжян. Его мнение разделяют большинство участников опроса, которые подчеркивают гораздо более высокую эффективность гибридных и очных форматов обучения на программах MBA.
Ирина Воронина, управляющий партнер, генеральный директор, преподаватель бизнес-школы АМИ; MBA HEC, ICF:
«Когда требовалось просто передавать знания, дистанционные методы работали хорошо, но в случае с развитием навыков они затрудняют процесс».
Дмитрий Волков, первый заместитель директора Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, директор Центра программ MBA и DBA:
«Закончился пандемийный период, мы окончательно вернулись в офлайн в 2022 году и поняли, что слушатели стали во многом другими. С одной стороны, они требуют более инструментальных вещей и четкую связь с бизнес-задачами, а с другой стороны, ощущается потребность в психологическом сопровождении слушателей, снятии тревожности по поводу будущего, в развитии гибких навыков управления и понимания других людей».
4. Спрос на короткие программы
Еще один тренд, который отметила Ирина Воронина, — это фокус на экономии времени и эффективной интенсивности: «Слушатели хотят получить максимум за малое время, хотят программы покороче, при этом максимально наполненные разными форматами. Мы отметили большой сдвиг в сторону набора групп именно на короткие программы».
5. Новые локации для стажировок
Школы активно ищут новые партнерства в образовательной среде дружественных стран СНГ, Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки для стажировок слушателей. Например, ФЭСН РАНХиГС в сентябре 2022 года впервые организовали стажировку для слушателей программы MBA в Малайзии, и она оказалась очень успешной и продуктивной. Сейчас Школа рассматривает варианты сотрудничества с Ираном и Гонконгом.
6. Импортозамещение в MBA
В ВШБ НИУ ВШЭ выделяют в качестве одного из трендов выстраивание системных связей с бизнесом на всей линейке программы МВА. Маргарита Перепелица, декан Школы международных программ МВА ФЭСН РАНХиГС, полагает, что с усилением санкций, действительно, происходит смещение акцента и внимания на программах МВА ко всему отечественному, лучшим бизнес-практикам и управленческим решениям на предприятиях в регионах России.
Этот тезис тесно связан с идеей предпринимательства, который выделяет в качестве усиливающегося тренда Ирина Воронина. Он связан с тем, что во многих бизнесах в связи с перестроением логистических цепочек и уходом или потерей зарубежных партнеров сильно изменились накатанные процессы. Поэтому сейчас на первый план выдвигаются задачи чисто предпринимательские — как заработать на хорошей идее. На прореженных рынках многие бизнесы получают карт-бланш и важно суметь им воспользоваться.
Наталья Сокова, руководитель инновационных проектов в образовании, «Академия бизнеса Б1»:
«Большими темпами будет расти запрос на бизнес-образование для сотрудников компаний с государственным участием. Именно для них новые экономические вызовы современности являются особенно чувствительными. Мы наблюдаем в таких компаниях увеличение числа проектов с самофинансированием, направленных на развитие новых отраслей, технологий. С такими задачами руководителям этих компаний ранее не приходилось сталкиваться. Чтобы их успешно реализовывать, нужны классические знания полного управленческого цикла, системное и стратегическое мышление — на что и делают акценты программы МВА».
7. Фокус внимания на психологии бизнеса
Значимым трендом, вытекающим из особенностей непрогнозируемого и турбулентного состояния бизнес-среды, по мнению Маргариты Перепелицы станет концентрация на вопросах взаимодействия психологии и бизнеса, стрессоустойчивости лидеров, способностей к построению успешных команд для решения оперативных и стратегических задач, умению выстраивать правильные коммуникации с сотрудниками, партнерами. С этим согласен Федор Федоров, исполнительный директор школы бизнеса МИРБИС. Он предвидит дальнейшее усиление роли мягких навыков в MBA-программах: тайм-менеджмент, практики развития креативного мышления, критическое осмысление управленческих решений. В МИРБИС эти темы, по словам Федорова, пронизывают не только программы, но и дополнительные мероприятия (мастер-классы, конференции и другие).
Дмитрий Волков отмечает тренд на развитие сообществ, нетворкинга, взаимодействия людей друг с другом, оказание взаимной поддержки для снятия тревожности. Это очень важно, особенно в нынешней ситуации турбулентности. В ВШБ ГУУ предложили развернуть программу менторской помощи выпускникам и слушателям программы МВА. Проект начался летом 2022 года и сейчас уже выходит на эффективный практический уровень реальной помощи.
8. Индивидуальные образовательные треки
Анна Кучина, директор Дирекции программ дополнительного профессионального образования ВШМ СПбГУ отмечает: «Еще один тренд — возрастающая ценность индивидуального образовательного трека, когда слушатель может не просто пройти заданный набор дисциплин, а выстроить индивидуальный образовательный маршрут, состоящий из тех дисциплин, которые ему нужны, и в последовательности, в которой они ему нужны для решения актуальных бизнес-задач».
9. «Омоложение» бизнес-образования и повышение доступности MBA
Наталья Сокова отмечает тенденцию к «омоложению» MBA. По ее мнению, большую долю участников программ MBA совсем скоро составит молодое поколение 25-30-летних людей, привыкших учиться по индивидуальным трекам, где высшее образование не является обязательным продолжением среднего. То, что дают углубленно на разных факультетах в вузах, можно получить комплексно в программе МВА за более короткий период. Целью обучения, альтернативного высшему, будет, скорее всего, получить «знания на вырост», и она не будет связана с конкретными бизнес-задачами или/и с прицелом на какую-то определенную управленческую должность.
Появятся более «низкие» барьеры на вход в программу МВА: отсутствие требований к стажу работы, снижение требований к поступлению, что в целом сделает программы МВА более распространенным способом подготовки руководителей не только высшего, но и среднего звена. Наталья Сокова считает, что усилится запрос рынка на более демократичный формат Mini MBA, длительностью 2-3 месяца. Этот формат будет рассматриваться как экспресс-знакомство с бизнес-образованием. Основная причина появления тренда — запрос на оптимальный баланс между вложенными средствами и усилиями на собственное развитие и полученным результатом (прирост знаний, необходимых «здесь и сейчас»). Mini MBA позволит оперативно сделать самостоятельный чекап своих знаний, выявить «белые пятна», и прокачать лишь одну из специализаций — скажем, более глубоко погрузиться в блок «Финансы».
10. Новые требования к преподавателям MBA и бизнес-школам
Ярослав Павлов, ректор бизнес-школы IMISP:
«Происходит определенное перераспределение преподавателей, изменение преподавательского ландшафта, а возможно, за этим последует и изменение распределения позиций между бизнес-школами, потому что те, кто делали ставку на исключительно западных преподавателей, которые сейчас, конечно же, уехали, достаточно сильно страдают и не могут уже оправданно давать такие высокие ценники».
В результате также неизбежно совершенствование роли преподавателя. «Источников информации много, но надо помочь осмыслить ее, научить структурировать и находить пути практического применения, и уложиться при этом в очень короткий промежуток времени. Современный преподаватель — не просто говорящая голова. Он активный участник учебного процесса, режиссер, если хотите, мотиватор. Кризис ужесточил процесс отбора преподавателей, и выиграют те из них, кто ищет новые формы, умеет работать с учебной программой и слушателями, настроен на обновление, — говорит Алла Канке, директор Высшей школы бизнеса Государственного университета управления. — За минувший год у нас в ВШБ ГУУ весомо обновился преподавательский состав. Более того, происходит геймификация обучения, расширение применения деловых и трансформационных игр. Крайне важно усиление практической направленности обучения. С этой целью мы ввели в нашу программу некоторые практикумы и бизнес-симуляции».