Менеджер well-being: кто делает сотрудников компаний счастливее

Фото:  Unsplash
Фото: Unsplash
От благополучия сотрудника зависит эффективность его работы и успех компании: чем счастливее человек, тем лучше он отдается делу. Обеспечение этого благополучия — задача специального менеджера

Кто такой менеджер well-being

Well-being, или благополучие — это удовлетворенность сотрудника жизнью и работой. Например, когда зарплата соотносится с нагрузкой, коллеги дружелюбны, а руководитель не раздражает одним своим присутствием. В такой атмосфере работнику не хочется поскорее уйти домой или сделать работу «лишь бы не уволили».

Считается, что благополучие состоит из пяти компонентов:

  1. Физическое здоровье — работа не травмирует, можно отдыхать, когда это необходимо.
  2. Психологическое здоровье — нет выгорания, стресса и переработок.
  3. Социальное благополучие — хорошие отношения в семье и в коллективе, баланс между работой и личной жизнью, вклад в общее дело.
  4. Финансовая эффективность — зарплата, которая устраивает, умение планировать финансы и уверенность в том, что завтра будут деньги на еду и жилье.
  5. Карьерная самореализация — понятно, куда расти, как применить свои компетенции, опыт и знания.

За всеми компонентами благополучия сотрудников в компании следит well-being менеджер. Чем лучше он справляется со своими задачами, тем счастливее сотрудники, тем лучше они работают, и тем успешнее компания. Well-being менеджер — одна из профессий будущего.

Фото:РБК Тренды
Экономика образования 100 профессий будущего

Чем занимается менеджер well-being

Well-being менеджер разрабатывает программы поддержки и заботы о сотрудниках. Например, в такой программе может быть дополнительное медицинское страхование, корпоративный психотерапевт, бесплатный тренажерный зал, регулярная индексация зарплаты и постоянное обучение.

Чтобы программы подходили сотрудникам, менеджер изучает рынок и собирает информацию о работниках. Чем больше информации, тем лучше сработают те или иные well-being продукты. Например, менеджер может вовремя определить первые признаки выгорания и выбрать подходящее решение — предложить выходной, пересмотреть нагрузку или обратиться к психотерапевту.

При этом главная задача well-being менеджера — создать такую экосистему благополучия, в которой текущие сотрудники будут работать с удовольствием и отдачей, а новые захотят присоединиться к команде.

Фото:Pexels
Экономика образования Какие проблемы компании может решить корпоративный психолог

Ключевые навыки well-being менеджера

Основная компетенция менеджера well-being — коммуникация. Сильные коммуникативные навыки помогут находить общий язык с разными работниками и в разных ситуациях, разрешать конфликты и выяснять потребности.

Вот еще несколько необходимых навыков:

  • Ненасильственное общение.
  • Эмоциональный интеллект.
  • Постоянное обучение.
  • Управление людьми.
  • Управление знаниями.
  • Знание принципов ведения бережливого производства.
  • Решение проблем и принятие решений.
  • Экологическое мышление.

Большинство ключевых навыков менеджера well-being — это базовые soft-skills, которые помогают общаться с людьми, решать проблемы и оптимизировать эти решения для компании и сотрудников.

Откуда пришла профессия

По мнению консалтинговой компании PwC, внимание к благополучию становится основным бизнес-навыком руководителя и эйчара. Профессия well-being менеджера пришла из сферы управления персоналом: если вовремя замечать и решать проблемы с благополучием, то у сотрудника все будет в порядке.

Фото:Freepik
Экономика образования Как математическое моделирование может предсказать увольнение сотрудника

Тренды и направления профессии

Чем лучше себя чувствуют работники, тем больше зарабатывает компания. Такие выводы сделали исследователи в 2019 году. Они изучили эмоциональное состояние 1,8 млн сотрудников из 230 компаний из разных точек мира и выявили прочную взаимосвязь.

Поэтому компании по всему миру организуют программы поддержки сотрудников — это инвестиция в будущее. Такие программы есть почти у каждой крупной организации. Например, компания Google дает сотрудникам доступ к медицинским учреждениям, услуги отдельных врачей и физиотерапевтов в штаб-квартирах.

И это окупается. Согласно статистике, well-being-инициативы повышают продуктивность сотрудников и снижают количество прогулов. Работники компаний, которые запустили такие программы, в 70% случаев удовлетворены своей работой, у них улучшается физическое (на 56%) и психологическое здоровье (на 54%).

Благополучие сотрудников становится тенденций — устойчивым трендом, который набирает обороты и постепенно приходит в Россию. Но согласно докладу Deloitte о международных тенденциях в сфере управления персоналом 2020 года, многие компании упускают интеграцию well-being в рабочий процесс.

61% компаний в России и 78% в других странах согласны с тем, что well-being влияет на эффективность организаций. При этом 80% компаний в России и 61% в других странах не измеряют влияние well-being-программ на эффективность своей организации. А 79% опрошенных сообщили, что в стратегии их компании вообще нет интеграции well-being-программ в рабочий процесс. Исследователи Deloitte считают это упущенной возможностью.

Как стать менеджером well-being

Полноценных образовательных программ для подготовки well-being менеджеров пока нет. Начать можно с управления персоналом, затем развивать soft-skills и учиться на практике: выяснять проблемы и потребности сотрудников компании и стараться их закрыть.

Магистерские программы по управлению персоналом предлагают десятки российских университетов. Сравнить программы и выбрать подходящую можно на сайте «Учеба.ру».

Кроме формального образования, подойдут онлайн-курсы и лекции. Начать можно с бесплатного курса Йельского университета «Психология well-being» на Coursera. Полезным будет и общий курс по well-being на Talent Academy от опытного HR Майка Притулы. Дополнительно можно пройти узконаправленные бесплатные курсы Coursera о ментальном здоровье, майндфулнес и благополучию. И дальше можно добирать курсы под запрос. Например, если нужно помочь сотрудникам с деньгами — пройти курс по финансовой грамотности, если проблема с карьерной реализацией — найти курс о мотивации и развитии компетенций.

Обновлено 21.09.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть