Как подготовить дошкольника к первому классу

Фото: Gpointstudio
Фото: Gpointstudio
В 2022 году в России пойдут в школу около 2 млн первоклассников. В каком возрасте идти в первый класс, что должен уметь дошкольник и как помочь ребенку справиться со стрессом — разбираемся вместе с психологом

Как определить готовность ребенка

В апреле 2022 года началась запись детей в школу: в этом году за парты сядут около 2 млн первоклассников.

Первый вопрос, который волнует родителей: в каком возрасте ребенок готов к первому походу в школу. Эксперт Центра детской психологии «Август» Софья Анискина считает, что однозначного ответа нет: психологическая готовность ребенка не включает в себя умение читать, писать и считать — в ней оцениваются мотивация, а также эмоциональная и социальная готовность.

Чтобы понять, готов ребенок к поступлению или нет, можно попробовать ответить на следующие вопросы:

  • хочет ли ребенок в школу, понимает ли он, что там происходит, чем школа отличается от сада;
  • как ребенок вступает в коммуникацию с детьми и взрослыми;
  • насколько он усидчив, сколько времени может заниматься одним видом деятельности;
  • насколько развиты его высшие психические функции: внимание, память, речь.

Фото:Антон Подгайко / ТАСС
Экономика образования Не все то золото, что медаль: зачем оканчивать школу с отличием

Психологическая подготовка

Обычно описанную выше диагностику проводит школьный психолог, на данный момент собеседование с психологом проходит перед приемом в большинство российских школ. Психолог проверяет, знает ли ребенок свое имя, возраст, может ли назвать адрес проживания и рассказать о родителях. К такому собеседованию можно подготовиться заранее.

Также родители могут сделать выводы о готовности самостоятельно, наблюдая за своим ребенком, здесь важно отмечать:

  • играет ли ребенок в игры с правилами, соблюдает ли их, может ли присоединиться к игре сверстников, следуя ранее установленным правилам;
  • как он вступает в коммуникацию со взрослыми, с родителями, с друзьями, бабушками и дедушками, готов ли считаться с их мнением или настаивает на своем;
  • как он решает возникающие конфликты и непонимания, когда надо следовать воле другого человека.

Игровая подготовка

Школа радикально отличается от детского сада с точки зрения требований к детям: новоиспеченному ученику придется проявлять больше усидчивости и дисциплинированности. Столь резкая перемена может оказаться некомфортной для ребенка, но начать подготовку можно заранее. Поскольку ведущая деятельность дошкольника — игровая, эффективное обучение новым навыкам может быть построено именно на игре.

Фото:Shutterstock
Социальная экономика Взгляд снизу: как говорить с детьми о кризисах

Существует множество развивающих игр, которые могут показаться ребенку интересными и одновременно тренировать усидчивость, концентрацию внимания и память. К примеру, знакомые нам в детства упражнения на обобщение групп предметов или выделение отличающихся. Многие из этих задачек можно пройти с ребенком онлайн.

Софья Анискина предлагает также поговорить с самим ребенком о его представлениях о школе и учебе.

Софья Анискина, детский психолог, психотерапевт:

«Родители могут играть со своими детьми в разные игры, в которых нужно соблюдать четкие правила, тем самым формируя у детей ощущение ответственности и самостоятельности.

Можно читать сказки и рассказы, а затем задавать вопросы и обсуждать то, что только что прочитали. Это поможет ребенку учиться анализировать прочитанное, выстраивая логические цепочки.

Можно поговорить о том, какие фантазии про школу есть у ребенка или ответить на вопросы, которые его больше всего волнуют. Во время таких бесед можно понять, что тревожит дошкольника, какие у него представления о школе, как он понимает образ ученика и как видит себя в данной роли».

Правила поведения

Полезно будет заранее проговорить с ребенком основные правила поведения в школе: как обращаться к учительнице, как вести себя на перемене или на уроке. Также не лишним будет рассказать ребенку о том, что в школе у него есть не только обязанности, но и права, которые должны уважать преподаватели — это поможет ребенку чувствовать себя защищенным.

Также Софья Анискина предлагает — при наличии такой возможности и согласия администрации — самостоятельно привести ребенка в школу до начала занятий. Можно показать и рассказать будущему ученику, что такое класс и как там все устроено, провести его в раздевалку, столовую и туалет, познакомиться с учителем. Это поможет дошкольнику справиться с волнением, которое у него может быть в первые дни посещения школы.

Для нынешних 25-летних характерны девять траекторий в образовании и на рынке труда
Экономика образования Путь «школа → вуз → работа» уже не актуален — результаты исследования ВШЭ

Общение в школе

Коммуникация в группе — один из важных навыков для ребенка, которому скоро предстоит пойти в первый класс. Особенно сложным процесс налаживания общения может оказаться для детей, которые не посещали детский сад или подготовительные классы в школе.

Психолог отмечает: если ребенок не посещает детский сад, он может получить опыт общения в малых группах на различных занятиях, на детских площадках и даже на праздниках, где собираются ровесники. Посещение занятий по подготовке к школе также может быть полезным не только с точки зрения формирования важных навыков, которые пригодятся на уроках — такие занятия готовят ребенка к новому этапу, когда он из дошкольника становится учеником и меняет круг общения.

По словам Софьи Анискиной, очень полезно, когда такие занятия проходят в стенах школы — это облегчает процесс адаптации в начале учебного года. Ребенок приходит в уже знакомое ему пространство класса и может уже знать некоторых одноклассников и учителя.

Угроза буллинга

Есть распространенный миф о том, что буллинг характерен для подростков, а младшие школьники с ним не сталкиваются. Однако случаи буллинга нередко встречаются и среди младшеклассников и даже в детском саду.

Софья Анискина:

«К сожалению, буллинг может встречаться у детей разного возраста, в том числе и в начальной школе.

Зачастую к буллингу приводит такое ошибочное представление, что ребенок может почувствовать уверенность и силу только за счет агрессии и принижения другого. Если в школе есть буллинг, то страдает не только жертва, но и все участники: ученики, вовлеченные в ситуацию, включая агрессора и свидетелей.

Если вы заподозрили травлю, то эта ситуация требует повышенного внимания и незамедлительной реакции. Решать данную проблему надо комплексно: совместно с учителем, родителями, детьми и администрацией школы. Ответственность за буллинг в школе должен взять на себя учитель, потому что именно под его контролем находится класс.

Одна из важных рекомендаций при выборе школы — это выбор учителя. Он задает цели, направляет детей, и именно он может помочь в решении данной ситуации. Родителей должно интересовать, как учитель коммуницирует с детьми, как устраняет детские конфликты, не провоцирует ли их, не ведет ли себя агрессивно и нетактично. Именно это может быть профилактикой возникновения буллинга в начальных классах школы, а также в целом будет формировать здоровую, дружелюбную и сплоченную атмосферу в детском коллективе».

Нужно помнить, что жертва никогда не виновата в буллинге, и если ребенок рассказывает о том, что его травят, в первую очередь следует поблагодарить его за доверие и искренность, а уже после этого выяснять подробности и начинать работу по решению проблемы. Ни в коем случае не стоит искать причину в поведении ребенка: к травле может приводит что угодно, а попытка устранить «повод» только ухудшает самочувствие жертвы и является виктимблеймингом. Над проблемой буллинга можно работать только комплексно, задействуя всех участников группы, в которой он происходит.

Буллинг — намеренная, постоянная травля, при которой явно прослеживается неравенство сил обидчика и агрессора; террор любого вида: психологический, физический, открытый и незаметный.
Социальная экономика Что такое буллинг, или как стать изгоем ни за что

Возвращение в школу после каникул

Многим детям бывает сложно перестроиться на учебную жизнь, даже если они идут не в первый класс — возвращение в школу после летних каникул может вызывать у ребенка тревогу и стресс. Есть аспекты, о которых можно позаботиться заранее, чтобы учебный год начался легче и спокойнее.

Стоит проверить, все ли готово к школе и не откладывать необходимые покупки на последние числа августа — с младшеклассниками можно «потренироваться» собирать портфель. Также полезно будет примерно за неделю до старта занятий перестроить график сна и бодрствования, если он сбился за лето. По возможности постарайтесь выяснить расписание первых дней нового учебного года и рассказать о нем ребенку, а также поговорить с ним об ожиданиях или тревогах, связанных с предстоящими школьными буднями.

Обновлено 11.11.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть