Образование в кризис: как вузам и компаниям к этому подготовиться

Фото: Pexels
Фото: Pexels
Ситуация неопределенности заставляет абитуриентов менять свои планы, а вузы и образовательные компании пересматривать стратегии. Какие появляются тенденции и риски и как их можно предусмотреть?

Об эксперте: Ольга Сохнева, кандидат экономических наук, руководитель направления «Высшего образования» в «Нетологии».

После снижения спроса в марте 2022 года, мы увидели, что в апреле заявки на программы онлайн-магистратур «Нетологии» стали приходить снова и спрос начал восстанавливаться. Многие воспринимают образование как инвестицию в собственное будущее, оно дает людям возможность адаптироваться в меняющемся мире. А вузы и EdTech-компании могут поддержать их в этом стремлении.

Как меняется сфера образования и какие возможности появляются

До кризиса наблюдался стабильный рост спроса на ИТ-специальности: в первом квартале 2021 года, согласно данным HeadHunter, он вырос на 38% по сравнению с предыдущим. Повсеместно стало применяться онлайн-обучение, причем не только в сфере дополнительного образования, но и в вузах. Так, за последние три года количество студентов, обучающихся на программах с применением дистанционных технологий, выросло в 4 раза.

При этом вузам бывает сложно внедрять технологии и открывать новые специальности, поэтому они объединяются с EdTech-компаниями и создают совместные программы. С 2020 года появилось уже почти 30 таких программ. Они дают студентам возможность обучаться востребованным специальностям без необходимости переезжать в крупные города и пользоваться преимуществами высшего образования: получать льготы и диплом государственного образца.

В текущей ситуации эти потребности только усиливаются, и сейчас уже можно выделить несколько тенденций, которыми могут воспользоваться образовательные организации.

Растет спрос на ИТ-специальности

В связи с оттоком специалистов и потребностью развивать российские цифровые продукты. Поэтому вузам и EdTech-компаниям стоит усиливать это направление: открывать программы, организовывать стажировки в ИТ-компаниях и адаптировать программы под запросы рынка труда. Сейчас у программ высшего образования по сравнению в курсами допобразования в этой сфере будет преимущество, поскольку они дают студентам не только возможность получить востребованную профессию, но и воспользоваться льготами от государства, такими как отсрочка от армии и ипотека. Так, 5 из 9 магистратур "Нетологии" соответствуют перечню специальностей из нового Постановления правительства. Если выпускники этих программ устроятся в ИТ-компании, то смогут получить отсрочку от армии до 27 лет, поэтому мы активно заключаем партнерства для стажировок и дальнейшего трудоустройства наших студентов.

Фото:Pexels
Индустрия 4.0 Интенсивные кибератаки и нехватка программистов: ИТ-тренды 2022 года

Становится меньше возможностей обучения за рубежом

Неготовность уезжать или отправлять ребенка в другую страну в текущей ситуации, финансовая нестабильность и технические сложности с платежами за границу заставляют часть абитуриентов отказываться от поступления в зарубежные вузы. Поэтому российские университеты могут ожидать повышения количества поступающих. Но чтобы удовлетворить спрос таких студентов, необходимо готовить программы по востребованным на рынке специальностям и стремиться соответствовать запросам той части студенческой аудитории, которая предъявляет высокие требования к качеству образовательных услуг.

Может повыситься спрос на российские программы из-за рубежа

Те, кто переезжает в другую страну, могут выбирать обучение на российских программах. Поскольку они будут дешевле зарубежных программ, а кроме того для них не требуется высокого уровня иностранного языка. И среди тех, кто сейчас захочет получить новую профессию, онлайн-программы российских вузов и компаний будут оптимальным решением. Главное условие — чтобы обучение было полностью дистанционным, без необходимости приезжать на сессии, как это часто бывает на заочных программах. Так организованы совместные программы: на них все занятия, экзамены и даже защита диплома проходят на онлайн-платформе.

Какие существуют риски для образовательных программ

Конечно, помимо возможностей, сейчас существует множество рисков, которые могут повлиять на работу образовательной организации.

Снижение платежеспособности населения

Из-за сложной экономической и геополитической ситуации абитуриенты не смогут позволить себе платное долгосрочное образование. Это может привести к недобору студентов, снижению выручки и опасности не окупить расходы на создание программ.

Фото:Андрей Бок / ТАСС
Экономика инноваций Избавиться от «балласта»: эксперты — о действиях бизнеса в кризис

Повышение расходов на создание программы

Из-за роста цен на сервисы и инфляции дорожает и производство программ: растет стоимость записи контента, подготовки учебных материалов и работы сотрудников. Особенно это может коснуться тех, кто использует зарубежные сервисы и привлекает экспертов из других стран.

Сложности с таргетированной рекламой

Из-за отключения маркетинговых каналов, таких как реклама в Google и в сервисах Instagram и Facebook компании Meta (с 21 марта 2022 года решением суда организация признана в России экстремистской, а ее соцсети запрещены), затрудняет выход на потенциальных студентов и может сильно увеличить расходы на маркетинг.

Социальная экономика Цифровой край: куда бизнес переезжает из заблокированных соцсетей

Возникновение технических сложностей

Возможное отключение сервисов, используемых в работе, может затруднить процесс обучения и снизить его качество.

Эти и другие риски стоит учитывать при реализации образовательных программ. Нужно выделить те из них, которые являются критичными для дальнейшей деятельности, и заранее предусмотреть механизмы работы с ними.

Как работать с рисками

Стратегию действий можно выстроить по-разному. Важно подготовить ответные меры на случай реализации каждого риска или уже сейчас внедрить изменения, которые в будущем позволят справиться с возможными проблемами. Мы выбрали второе: сразу пересмотрели стратегию и изменили процессы так, чтобы даже при худшем сценарии продолжать работать и выполнять свои обязательства перед студентами и вузами-партнерами.

Вот стратегии реагирования на риски, которые мы классифицировали как наиболее значимые для наших программ.

  • Риск: возможное снижение платежеспособности населения.
  • Вероятное последствие: недобор студентов на программы и вероятность повышения количества студентов, незакончивших обучение из-за трудностей с деньгами.
  • Стратегия реагирования: предусмотреть альтернативные варианты оплат для студентов.

В текущей ситуации стоит выстроить гибкую систему оплаты: предлагать рассрочку и изменить сроки платежей. Помимо рассрочки мы подключили возможность получить образовательный кредит с господдержкой от Сбербанка, основную часть которого можно выплатить уже после обучения. А также поможем студентам как можно скорее окупить программу. Для этого договариваемся о стажировках с ИТ-компаниями и готовим карьерные консультации, чтобы помочь студентам трудоустроиться в конце обучения. При этом возможные отсрочки платежей стоит учесть в бюджете, и вместе со смещением выручки соответственно отложить расходы на периоды получения оплат.

  • Риск: повышение расходов на создание программы.
  • Вероятное последствие: убыточность программы.
  • Стратегия реагирования: оптимизировать расходы.

В первую очередь важно четко рассчитать точку безубыточности, а затем предусмотреть рост расходов и оптимизировать текущие:

На производство контента. Если раньше вы закладывали большие расходы на предзапись лекций, то сейчас стоит пересмотреть эти планы и по возможности сократить видеопродакшн без ущерба для качества обучения. Мы на новых программах изначально планировали сделать 50% видео-лекций, но сейчас решили записать около 20%, а остальные проводить в формате вебинаров. Для студентов это даже будет преимуществом, поскольку появляется больше возможностей для живого контакта с преподавателями и экспертами.

На сотрудников. В текущей ситуации нужно постараться избежать сокращений. Это позволит сохранить качество и конкурентность вашего образовательного продукта. А вот наем сотрудников можно ограничить за счет оптимизации процессов и перераспределения задач в команде. Так, мы сохранили всю существующую команду, временно остановив в марте внешний наем. Оптимизировали линейку образовательных продуктов, сосредоточившись на наиболее приоритетных. Какие-то проекты были временно заморожены, и с них мы смогли перевести сотрудников на программы высшего образования. В результате не был сокращен ни один сотрудник, а приоритетные проекты усилились опытными внутренними специалистами.

  • Риск: не охватить потенциальную аудиторию.
  • Вероятное последствие: недобор абитуриентов.
  • Стратегия реагирования: пересмотреть способы привлечения студентов.

Те, кто использовал отключенные каналы продвижения, сейчас оперативно пересматривают стратегию: ищут альтернативные каналы и тестируют их. Наши маркетологи столкнулись с тем, что без контекстной рекламы в Google и таргетинга в Instagram и Facebook оказалось непросто закупить нужный объем трафика. Частично его удается получить с помощью таргетинга в "ВКонтакте" и инфлюенс-маркетинга в Telegram. Эти каналы использовали и ранее, но с меньшими бюджетами. Сейчас они тестируют MyTarget, Одноклассники, рекламную сеть Mail.ru.

Фото:Nikita Petrusev / YouTube
Социальная экономика Вирусный маркетинг: как слом правил игры помогает рекламному продвижению

Мы разместили информацию о программах на агрегаторах вузов и рассматриваем варианты с офлайн-точками в университетах и другие каналы. А также подключаем реферальную программу, с помощью которой эксперты и партнеры смогут сами привлекать абитуриентов и стать амбассадорами наших магистратур.

  • Риск: возникновение технических сложностей.
  • Последствие: невозможность качественной реализации программы.
  • Стратегия реагирования: подготовиться к переходу на альтернативные варианты сервисов.

Стоит определить, какие из рабочих инструментов могут быть заблокированы и найти альтернативные варианты. Необходимо подобрать те, которые максимально соответствуют требованиям и укладываются в бюджет. А затем протестировать их, чтобы убедиться в их соответствии. Например, на наших программах для онлайн-семинаров используется Zoom, чаты организованы в Slack, а для групповой работы и нетворкинга — Miro. Поэтому сейчас мы подбираем альтернативный сервис для видеозвонков. А пока Slack и Miro доступны в бесплатной версии, пользуемся ими, но уже подобрали им на замену Пачку и Discord.

Обновлено 26.05.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть