С самого начала женщины были в авангарде компьютерных технологий. И первая в мире программист Ада Лавлейс, жившая в XIX веке, и Грейс Хоппер, которая в 1950-х годах ввела в обиход выражение «компьютерный баг» и придумала первый компилятор, были пионерами компьютерного программирования. Вряд ли кто-то из них думал, что когда-нибудь эта сфера будет «мужской территорией», а женщинам придется доказывать свое право быть там.
Количество женщин, занятых в сфере высоких технологий, растет во всем мире, но говорить о паритете еще рано. В крупнейших американских технологических компаниях, так называемой группе Big Tech (Google, Amazon, Facebook (принадлежит Meta, с 21 марта 2022 года решением суда организация признана в России экстремистской и запрещена), Apple, Microsoft) женщины составляют от 29% в Microsoft до 45% в Amazon от общей численности рабочей силы. Женщины занимают 26,5% руководящих, высших и управленческих должностей в компаниях S&P 500.
Исследование Harvard Business Review показало, что 41% женщин, работающих в IT, в итоге покидают эту сферу (по сравнению с 17% мужчин).
Физики и лирики
Одна из причин того, что в сфере технологий мало женщин, связана с отсутствием женских кадров. Отсев женщин происходит еще на стадии выбора профессии. В технические вузы в силу социальных и исторических предпосылок поступают в основном представители мужского пола.
В 2017 году в России на STEM-специальностях (наука, технология, инжиниринг и математика — основа подготовки специалистов в области высоких технологий) доля студентов-девушек составляла около 20%. И лишь каждая четвертая из них после выпуска решила строить карьеру в технической сфере. Это подтверждает и тот факт, что карьеру в IT родители готовы рекомендовать сыновьям в три раза чаще, чем дочерям.
Для сравнения, в Австралии доля женщин среди выпускников технических университетов составляет 23,2%, в Канаде — 19,7%, во Франции — 26,1%, в Японии — 14%, в Швейцарии — 16,1% и в США — 20,4%. В арабских государствах, согласно докладу ЮНЕСКО о науке, дела с образованием женщин в сфере точных наук обстоят лучше. Например, в Алжире доля женщин среди выпускников технических вузов и факультетов составляет 48,5%, в Марокко — 42,2%.
Феномен «сломанной карьерной ступеньки»
Самым большим препятствием, мешающим женщинам продвигаться по карьерной лестнице, является «сломанная ступенька». Такие данные отражаются в отчете McKinsey «Женщины на рабочем месте» за 2021 год. Женщины получают повышение от начального уровня до руководящих должностей, но у них меньше шансов, чем у мужчин, получить повышение со среднего управления до исполнительного уровня. На каждые 100 мужчин, повышенных до менеджеров, повышаются только 86 женщин. Воздействие этой первоначальной «сломанной ступени» только усиливается при движении по корпоративной лестнице. Это объясняет, почему представленность женщин на уровне старшего менеджера, директора и вице-президента увеличивается медленно.
По словам управляющего директора бизнес-школы «Сколково» Марины Карбан, сегодня есть ситуации, когда на руководящие должности нанимают только мужчин и когда нанимают только женщин. Такие перекосы происходят и будут происходить, по ее оценкам, еще лет 30 из-за «незрелости общества». Карбан уверена: со временем ситуация выровняется: кандидатов перестанут разделять по гендерному признаку, а будут оценивать как профессионалов.
Стереотипы вокруг женщин
В 2019 году Аналитический центр НАФИ провел исследование о стереотипах в отношении женщин и их последствиях для цифровой экономики.
По данным исследования, женщин и мужчин в российском сегменте IT примерно поровну — 52% и 48%. Однако распределение сфер, где они могут применить свои навыки и опыт, проходит по-разному. Мужчины чаще занимают должности, требующие более высокой квалификации, а женщины работают на должностях, не связанных непосредственно с информационными технологиями.
Социокультурные стереотипы фемининности и маскулинности, распространенные не только в нашей стране, но и за рубежом, приписывают женщинам и мужчинам разное поведение и разные способности.
Согласно проведенному опросу, четверть россиян полагают, что женщины слабее мужчин проявляют себя в информационных технологиях, электронной коммерции и точных науках. Однако уровень цифровой грамотности мужчин и женщин отличается незначительно. Что касается наукоемких отраслей, в них отсутствует значимая разница между качеством исследований, проводимых учеными-мужчинами и учеными-женщинами. GitHub, веб-сервис для хостинга IT-проектов и их совместной разработки, привел статистику на основе гендерно-нейтральных профилей. Оказалось, что код, который пишут девушки, принимают на 4% чаще, при условии, что пол разработчика неизвестен.
Большую роль в формировании стереотипов играет представление образов успешных мужчин и женщин в медиа, массовой культуре, политике. Большинство успешных людей, которых назвали россияне — мужчины (83%). Доминирование мужских образов особенно выражено в политике (96%), бизнесе (99%) и цифровой экономике (99%).
72% россиян согласны с тем, что главное предназначение женщины — быть матерью и хорошей хозяйкой. Треть россиян (32%) считают, что женщина должна выбирать между карьерой и семьей, причем эта точка зрения более распространена среди тех, у кого есть дети. Такие установки приводят к тому, что женщины реже выбирают сферу информационных технологий для профессионального развития.
По мнению профессора бизнес-практики Елены Витчак, большая проблема заключается в поведении самих женщин. То, как женщина заявляет о себе в корпоративном мире, сильно отличается от того, как это делает мужчина: «Женщины избыточно скромны, не уверены в своих силах, придерживаются слишком высоких стандартов, быстрее принимают на себя вину. В то время как мужчины спокойно позволяют себе допускать ошибки, недоделки, сырость продукта и неудачи».
The Elephant in the Valley
В 2018 году было проведено повторное исследование гендерных предубеждений в Кремниевой долине Elephant in the Valley, в котором участвовали более 350 женщин из сферы технологий. Первое прошло в 2015 году.
Опрос показал, что две трети женщин чувствовали себя отрезанными от ключевых социальных возможностей из-за своего пола. Этот процент остается неизменным с 2015 года (66%). А вот количество унизительных комментариев от коллег-мужчин сократилось. О них сообщило 26% женщин в 2018 году против 38% в 2015 году.
Согласно переписи населения США, в 2019 году из 70 STEM-профессий только в одной — архитекторы компьютерных сетей — женщины получали за свою работу больше, чем мужчины.
Бротопия
В феврале 2018 года в США вышла книга Эмили Чанг «Бротопия: разоблачение мужского клуба Кремниевой долины» о сексизме и гендерном неравенстве в технологической индустрии Кремниевой долины.
«Бротопия» рассказывает как IT-женщины, такие как операционный директор Facebook Шерил Сандберг, глава YouTube Сьюзан Войжитски, экс-директор Yahoo Марисса Мейер и другие, вынуждены рисковать своими карьерами, чтобы проложить путь для остальных женщин. Книга касается различных тем, от возникновения токсичной бро-культуры (технический вариант корпоративного менталитета «мальчишеского клуба» с оттенком братства) в новых стартапах до онлайн-кампании по травле Gamergate, движения #MeToo и публикации в блоге Сьюзен Фаулер статьи о сексизме и домогательствах в Uber, которая привела к отставке генерального директора компании Трэвиса Каланика.
Книга была названа одной из лучших книг года Amazon, лучшей книгой по технологиям 2018 года, по версии Tech Crunch, а также вошла в список «Лучшие книги 2018 года», по версии Financial Times.
Отчет сайта TrustRadius показывает, что три из четырех женщин, работающих в сфере технологий, испытали на себе «бро-культуру»: офисные льготы в виде пива и пинг-понга, перебивание или разговоры о женщинах, непристойные шутки, пьянство с коллегами и так далее.
Образцы для подражания
Среди причин малого числа женщин в сфере технологий называют отсутствие женских образцов для подражания. Действительно, когда говорят об инновациях в мире технологий, в первую очередь вспоминают Илона Маска, Стива Джобса и других. Однако женщины тоже вносят вклад в развитие технологий. Вот лишь несколько примеров:
- Гвинн Шотвелл, президент и операционный директор SpaceX
Шотвелл стала лауреатом Всемирной технологической премии 2011 года. В июне 2012 года ее имя вошло в Международный зал славы, учрежденный организацией «Женщины в технологиях» (WITI) для награждения женщин, внесших вклад в развитие науки и техники. Шотвелл попала в список самых влиятельных женщин мира в 2021 году, по версии Forbes. В 2018 году она стала одной из топ-50 женщин в сфере технологий.
- Шерил Сэндберг, главный операционный директор Facebook
Сэндберг — первая женщина в совете директоров компании за всю историю существования Facebook. Входит в список самых влиятельных женщин мира в 2021 году, по версии Forbes. Занимает 15 место в списке самых богатых женщин Америки, самостоятельно добившихся успеха.
- Сьюзен Войжитски, генеральный директор YouTube
Войжитски была принята на работу в 1999 году в качестве сотрудника Google и работала над всем, от AdSense и Google Analytics до Google Books и Google Images. В 2006 году выступала за приобретение YouTube за $1,65 млрд, которым управляет с 2014 года. Входит в список самых влиятельных женщин мира в 2021 году, по версии Forbes. Занимает 18 место в списке самых богатых женщин Америки, самостоятельно добившихся успеха.
- Уитни Вулф Херд, генеральный директор Bumble
В 2014 году Вулф Херд запустила Bumble — социальную сеть, которая помогает найти любовь, друзей или новые карьерные возможности. Девушки в этом приложении делают первый шаг. У Херд нет степени STEM, и она не привлекала миллиарды венчурного капитала. В то же время она — самый молодой генеральный директор, когда-либо выводивший компанию на биржу, и всего 22-я женщина в истории, сделавшая это.
- Мелани Перкинс, генеральный директор и соучредитель Canva
В 2013 году она основала Canva, простую в использовании онлайн-платформу, которая позволяет людям создавать красивые дизайны. Сегодня Canva входит в список 100 лучших облачных компаний 2021 года, по версии Forbes. Сама Перкинс вошла в список Forbes 30 Under 30.
- Джой Буоламвини, ученая-компьютерщик и цифровая активистка
Исследование Джой Буоламвини помогло убедить Amazon, IBM и Microsoft отказаться от разработки технологии распознавания лиц.
Через свою некоммерческую Лигу Алгоритмической Справедливости она борется с предвзятостью искусственного интеллекта в различных сферах от здравоохранения до судебной системы. В 2019 году Джой появилась в списке Forbes 30 Under 30 по корпоративным технологиям. В 2020 году на Netflix вышел фильм «Закодированная предвзятость» посвященный деятельности Лиги Алгоритмической Справедливости.
- Фарида Шахид, основатель Sekuva
Фарида Шахид еще одна женщина из списка Forbes 30 Under 30. Она эксперт в области кибербезопасности и руководит бизнесом под названием Sekuva, который обучает онлайн-безопасности людей, не разбирающихся в технологиях.
Больше женщин лучше
Технологические компании в прошлом часто делали упор на конкурентоспособность, а не на сотрудничество. Сегодня же ситуация меняется, и больше внимания уделяется командной работе.
Ряд исследований Массачусетского технологического института говорят о том, что мужчины и женщины, работая совместно над STEM-проектами, предлагают более инновационные идеи, а компании, поддерживающие гендерный баланс сотрудников, более успешны.
В октябре 2018 года в штате Калифорния был принят закон SB 826. Согласно ему, к концу 2021 года в состав советов директоров государственных публичных компаний должно входить не менее двух женщин, если в совете пять членов, и трех женщин в советах из шести и более директоров. Подобные требования есть в некоторых европейских странах. В Норвегии не менее 40% совета директоров публичных компаний составляют женщины. И именно эта страна была первой в Европе, которая в 2008 году ввела подобные квоты.
Закон SB 826 вызвал бурное обсуждение. Однако до принятия этого закона калифорнийские компании занимали 29 место среди всех штатов США по проценту женщин-членов правления. К марту 2021 года они переместились на 12-е место.
Исследование, проведенное Morgan Stanley Capital International, показывает, что если тенденция последних четырех лет сохранится, то к 2029 году во всем мире женщины могут составить 30% советов директоров компаний, а к 2045 году — 50%.
Программы поддержки
Последние годы технологические компании стремятся увеличить долю женщин среди своих сотрудников, создавая различные программы поддержки, среди которых:
- Google Women Techmakers существует с 2014 года. Программа создает среду для женщин в технологиях, а также выделяет женщин-лидеров отрасли;
- инициатива Intel Million Girls Moonshot помогает сократить гендерный разрыв в науке и технике, вовлекая миллионы девочек школьного возраста в возможности обучения STEM;
- AWS GetIT разработана Amazon Web Services (AWS) в 2018 году как круглогодичная программа с летним лагерем, где команды девочек 12-13 лет из разных школ соревнуются в создании приложений, которые решают реальные проблемы. Попутно участники изучают принципы компании и практические IT-навыки, получают опыт работы в команде;
- LinkedIn проводит женские хакатоны, форумы, где специалисты из разных областей разработки программного обеспечения решают какую-либо проблему на время сообща;
- IBM поддерживает проект Girls Who Code.
Если американские корпорации уделяют большое внимание гендерным вопросам, в российских компаниях программы по привлечению и удержанию женщин не популярны.
В нашей стране популяризовать техническое направление и повысить интерес к техническим и точным наукам среди женщин и девочек должен проект «Женщины в цифровой экономике. Проект STEM», который курирует генеральный директор АНО «Сколково форум» Екатерина Иноземцева.
Основано женщинами и для женщин
Сегодня в мире сформировалась целая экосистема поддержки девочек, девушек и женщин в сфере науки, технологий и инженерии.
- Women in Technology — международная некоммерческая организация, которая помогает женщинам и девочкам преодолевать барьеры и расширять возможности в STEAM. Сообщество обучает девочек средних и старших классов и молодых женщин в колледжах, а также делится историями успешных женщин-профессионалов в STEAM.
- Girls Who Code — некоммерческая организация, цель которой поддержать и увеличить количество женщин, занимающихся информатикой, а также сократить гендерный разрыв в технологиях и изменить представление о том, как выглядит и чем занимается программист. За последние десять лет программа Girls Who Code охватила 300 000 девушек по всему миру.
- Women in Tech — международная организация с представительством в 100 странах. Миссия WIT — преодолеть гендерное неравенство и помочь женщинам реализовать себя в технологиях. WIT поддерживает женщин в четырех направлениях: образование, предпринимательство, социальная интеграция, наука и инновации.
- Girls in tech — международная некоммерческая организация, задача которой вовлекать, обучать и расширять права и возможностеи женщин в сфере технологий.
- Girls do IT — российское сообщество девушек для общения и поиска новых друзей, которые хотят стать частью мира технологий.
По мнению специалистов, со временем, когда мужчины и женщины получат действительно равные права, необходимость в подобной поддержке отпадет сама собой.