Что такое устойчивая мода и какие специалисты нужны этой сфере

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Для миллениалов деньги не являются решающим фактором при выборе профессии. Они стремятся сделать мир лучше, работая в компаниях, заботящихся об окружающей среде. Все больше молодежи ищет свой путь в мире устойчивой моды

В начале октября благотворительный фонд «Второе дыхание», совместно с образовательной платформой Skillbox, провел паблик-ток на тему «Образование в сфере устойчивой моды: вызовы и перспективы».

В дискуссии участвовали основатели устойчивых брендов, upcycle-дизайнеры и представители fashion-индустрии:

  • Виктория Терра, эксперт в области эко моды, руководитель и дизайнер бренда Viterra Fashion;
  • Дарья Алексеева, директор благотворительного фонда «Второе дыхание»;
  • Ольга Глаголева, художник по костюму, специалист по sustainability, основатель эко-движения GO, сооснователь апсайкл ателье То-На-То, преподаватель курса Fashion Sustainability в BHSAD;
  • Кристина Урусова, дизайнер и основатель бренда Christina Urusova, спикер образовательных курсов Skillbox;
  • Галина Ларина, лектор и активист по вопросам сохранения экологии, создатель бренда Plasticdoom;
  • Нелли Недре, создатель и дизайнер бренда NNedre, работающего в направлении устойчивой моды;
  • Модератор встречи — Есения Пенкина, основательница аналитического бюро прогнозирования трендов «Trend-buro.ru»;

и другие, неравнодушные к будущему нашей планеты, представители мира моды.

О том, как мы меняем fashion-индустрию уже сегодня и что можем сделать для того, чтобы молодые специалисты становились более квалифицированными и компетентными, читайте в нашем материале.

Во сколько наши гардеробы обходятся планете

Покупая новую одежду, мы обычно обращаем внимание на ценник. Но за каждым платьем, штанами или кофтой стоит цена, которая остается незамеченной большинством людей: ущерб окружающей среде.

Согласно данным опубликованным ЮНЕП и Фондом Эллен Макартур [1]:

  • Ежегодно индустрия моды использует 93 млрд кубометров воды — этого достаточно для удовлетворения потребностей 5 млн человек.
  • Около 20% сточных вод во всем мире образуется в результате окрашивания и обработки тканей.
  • Из общего количества волокна, используемого для изготовления одежды, 87% сжигается или выбрасывается на свалку.
  • На индустрию моды приходится 10% ежегодных глобальных выбросов углерода, больше, чем на все международные рейсы и морские перевозки вместе взятые. При таких темпах выбросы парниковых газов в индустрии моды к 2030 году вырастут более чем на 50%.
  • Каждый год в океан сбрасывается полмиллиона тонн пластиковых микроволокон, что эквивалентно 50 млрд пластиковых бутылок. Микроволокна нельзя извлечь из воды, и они могут распространяться по пищевой цепочке.

Что такое устойчивая мода и почему она важна

Устойчивая мода — термин, который мы употребляем все чаще, по мере того как все больше осознаем серьезное воздействие нашего потребительского выбора на окружающую среду. Но что на самом деле означает экологичный fashion?

Медленная или устойчивая мода — это одежда и аксессуары, которые производятся, продаются, используются и утилизируются экологически и социально ответственным образом.

В производстве поощряется использование местных, биоразлагаемых тканей и материалов, которые практически не оказывают вредного воздействия на окружающую среду. Таким образом, эти ткани могут в итоге вернуться в экосистему.

Экологически устойчивые бренды делают акцент на качестве, используя долговечные материалы и отделку, а также бережное по отношению к нашей планете производство.

Одежда, производимая брендами быстрой моды, не рассчитана на долговечность: цель состоит в том, чтобы заставить людей покупать больше и чаще. Выбирая экологически чистые бренды, которые гарантируют вневременность и качество своих изделий, вы можете сократить объем образуемых отходов, а также количество покупаемой одежды.

«Мы привыкли быстро потреблять. Но сейчас есть возможности, есть альтернативы, и их все больше и больше», — говорит Виктория Терра. [2]

Быстрая мода снижает стоимость одежды за счет низкой заработной платы и качества условий на производстве для работников. Этичные бренды не используют дешевую рабочую силу в развивающихся странах или детский труд.

«У нас работает много людей из незащищенных слоев населения. И даже если ты не хочешь спасти планету, сдавая вещь, ты обеспечиваешь их работой. Если смотреть на вопрос через призму устойчивого развития, то мы здесь боремся и с бедностью, и за устойчивое потребление. Продвигаем производство и объединяем стейкхолдеров», — поделилась Дарья Алексеева. [2]

Варианты развития событий

Если индустрия моды не ускорит свою реакцию на изменение климата, к 2030 году она будет производить примерно вдвое больше выбросов, чем требует Парижское соглашение по климату.

От повышения уровня моря до экстремальных дождей и более сильных волн тепла — последствия изменения климата больше не могут игнорироваться ни обществом, ни индустрией моды, которые в предстоящие годы ощутят множество последствий для своей деятельности. [3]

Однако, несмотря на свою актуальность, в России устойчивая мода только начинает зарождаться.

«Сейчас очень сильно меняется коммуникация. Мы стали понимать, что странно так воспитывать своих детей, странно так общаться со своими коллегами, со своими родственниками, друзьями и так далее. И эта наша странность так же ощущается в отношениях с природой и с планетой. Некое потребительское отношение, от которого никто из нас не счастлив», — говорит Ольга Глаголева. [2]

Лондонская неделя моды
Лондонская неделя моды (Фото: Vogue)

Как стать специалистом по устойчивой моде

Некоторые из профессий индустрии экологичной моды связаны с тканями и дизайном, другие с управлением цепочкой поставок и этичным поиском поставщиков, третьи с аспектом корпоративной социальной ответственности. Вот только некоторые из них:

  • Модельер

Типичный день модного эко-дизайнера может состоять из анализа тенденций, исследования рынка (например, проведения времени в винтажных магазинах, торговых центрах и ярмарках), дизайна, технического рисунка, разработки графики и запуска образцов. Его функции также могут включать в себя контакты с поставщиками и поддержку съемок и шоу.

  • Менеджер по этичной торговле

Его роль заключается в исследовании инновационных и устойчивых материалов, а затем интеграция их в производство. Он также может нести ответственность за поддержание надежной, безопасной и прозрачной программы этического соответствия, которой должны придерживаться поставщики и предприятия.

  • Специалист по инновациям в продуктах

Функции этой позиции включают в себя проведение исследований для выявления и успешного предложения новых ассортиментов и перспективных продуктов путем анализа материалов и разработки продуктов. Он также управляет отношениями с внешними агентствами, проводит переговоры с заводами и поставщиками.

  • Управляющий устойчивым развитием продукции

Этот специалист должен гарантировать, что образцы и продукция соответствуют стандартам качества и безопасности бизнеса. Кроме того, он управляет производством и устраняет потенциальные проблемы с доставкой. Решающее значение для успеха в этой должности имеет знание инноваций в материалах и разработке продуктов, а также глубокое понимание цепочки поставок и умение вести переговоры.

Циклическая мода
Циклическая мода (Фото: Newtalentfashion)

  • Менеджер по корпоративной социальной ответственности

Эта работа подходит для тех, кто хочет изменить ситуацию в отрасли изнутри. Менеджер по КСО управляет внутренними и внешними процессами, связанными с определением и реализацией стратегий устойчивого развития, направленных на минимизацию рисков для бизнеса, уменьшение воздействия на окружающую среду и содействие экономическому и социальному развитию. Более того, он занимается поддержкой и улучшением взаимодействия с советом директоров, отношениями с инвесторами и пресс-службой, и мероприятиями по повышению осведомленности в масштабах компании, а также обеспечением соблюдения организацией законодательства.

  • Специалист по устойчивому развитию

Эта роль включает в себя разработку и реализацию программ компании по продвижению этических норм в отрасли. Менеджеры по устойчивому развитию берут на себя контроль за разработкой, внедрением, продвижением и мониторингом экологических стратегий в организации.

«Существует огромное количество современных технологий, которые меняют будущее. Те, кто не следит за меняющимся миром, могут остаться без бизнеса. Если ты дизайнер, в XXI веке ты не сможешь добиться ничего, если ты не смотришь в какие-то другие профильные специальности. Все инновации происходят на стыке специализаций и те, кто это понимает, сделают что-то классное для этого мира», — уверена Кристина Урусова. [2]

Инновационные решения рождаются на стыке профессий.

Обучение

«Если вы интересуетесь тематикой устойчивого дизайна, лучше использовать английские слова и углубляться в терминологию на английском языке. Это даст вам больше возможностей что-то найти. А если вы дизайнер и хотите говорить с людьми на такие темы, вы должны быть подкованы со всех сторон. Где найти эту подкованность? Наверное, не в университетах. Это должно быть ваше личное желание, личный интерес встретиться с таким-то куратором, с таким-то преподавателем. В дизайне современный человек должен разносторонне смотреть на мир», — полагает Галина Ларина. [2]

Является ли образование в индустрии моды решающим для успеха?

Есть множество полезных курсов, которые помогут обрести знания необходимые для работы в сфере устойчивой моды. Например, международный fashion-менеджмент или маркетинг моды, закупка одежды, дизайн одежды, прогнозирование тенденций, управление поиском и поставками, циклическая экономика, предпринимательство, текстильная наука, права человека, устойчивость, биология. Этот список можно продолжать бесконечно.

«Устойчивое развитие — это не философский вопрос, не вопрос выбора человека. Наша экономическая система нацелена на потребление. А устойчивая мода — это про сокращение потребления. Молодые специалисты должны вникать в суть вопроса, в его экономическую часть. Если мы не найдем экологичные, рентабельные принципы, процессы и ресурсы, то это не заработает. Поэтому новым специалистам я рекомендую изучать еще и экономику» — советует Кристина Урусова. [2]

Еще один способ получения дополнительных знаний и опыта — окружение себя людьми, живущими и дышащими отраслью. Это позволяет создать сеть профессионалов, делящихся знаниями, опытом и воплощающих совместные проекты.

«Контекст устойчивой моды в России ещё достаточно молодой. Но в этом не только трудности, но и большие возможности для экспериментов. Чтобы привлекать дизайнеров и других специалистов, чтобы мы объединялись, мы создали клуб How to be designer, — говорит Виктория Терра, — Я готова делиться и учиться, потому что мне интересно. Потому, что я сама прошла этот путь. Ко мне приходят другие дизайнеры. Мы вместе экспериментируем и помогаем друг другу». [2]

«Устойчивость это не про единичную игру. Надо понимать, что ты будешь соединяться с большим количеством партнеров», — дополняет Нелли Недре. [2]

Обновлено 20.12.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть