Как и зачем компании внедряют принципы устойчивого развития

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Объем пресной воды сократился на треть за последние 50 лет, а с июля 2021 года мы берем природные ресурсы в долг у будущих поколений. Что делают частные компании и целые государства, чтобы улучшить ситуацию?
1

Что такое устойчивое развитие

Долгое время у мировой экономики было только две цели — получить как можно больше прибыли и максимально сократить производственные издержки. В результате ухудшилась экологическая ситуация: вымерло 8% животных, вырублено 420 млн га лесов, пресной воды стало на треть меньше, а среднемировая температура выросла на 1,5 °C по сравнению с доиндустриальным временем.

В 1992 году на саммите ООН в Рио-де-Жанейро была сформулирована стратегия «устойчивого развития». Тогда ее описали в общих чертах, и главы 193 государств договорились, что будут развивать экономику без вреда для окружающей среды и сохранять природные ресурсы для будущих поколений.

В 2015 году на новом саммите ООН были определены более конкретные цели устойчивого развития, которые должны быть достигнуты к 2030 году. Глобально их можно разделить на две группы:

  1. Удовлетворение потребностей людей — нынешних и будущих поколений.
  2. Забота о природной экосистеме и ресурсах.

Как и зачем компании внедряют принципы устойчивого развития

Каждые два года ООН встречается с делегациями из разных стран, чтобы обсудить темпы выполнения задач. На примере некоторых принципов разберемся, какие действия предпринимают государства и отдельные компании, чтобы достичь устойчивого развития.

2

Принцип 1. Недорогая и чистая электроэнергия

Сегодня человечество пользуется в основном невозобновляемыми природными ресурсами, и они стремительно заканчиваются. В 2021 году «день экодолга» — когда заканчиваются воспроизводимые Землей на год ресурсы — наступил 29 июля, это значит, что следующие пять месяцев мы забираем ресурсы у будущих поколений.

Чтобы не истощать запасы нефти, газа, урановой руды и угля, многие страны переходят на альтернативные источники электроэнергии. Они получают ее от солнца, воды (колебания волн, приливов и отливов), ветра, биомассы (метана из отходов растениеводства и животноводства), а также из недр земли (энергию, которую дают гейзеры).

Ученые каждый год придумывают новые изобретения и конструкции, которые помогут добывать возобновляемую энергию. Например, в 2019 году британская компания Mocean Energy представила прототип установки для получения электроэнергии из морских волн. А в 2020 году американские ученые разработали Air-gen — генератор, который создает электричество из влаги и воды.

По данным отчета о состоянии энергетики, только за 2019 год были установлены объекты возобновляемой электроэнергии общей мощностью 200 ГВт. Это рекорд за все время существования концепции устойчивого развития.

Область электроэнергетики активно финансируется. Например, в 2017 году развивающиеся страны получили $21,4 млрд на развитие экологичных и возобновляемых источников энергии.

3

Принцип 2. Ответственное потребление и производство

Согласно отчету Международного союза охраны природы, каждый год в мире производится более 300 млн т пластика, больше половины — это одноразовые товары и упаковка. На Россию приходится примерно 3 млн т, из них 90% отправляется на полигоны. Там мусор разлагается сотни лет, например, пластиковые бутылки из-под воды полностью исчезают только за 450 лет.

Пластик загрязняет почву, прибрежные зоны и воду. В 2019 году члены экспедиции Greenpeace собрали 3 975 фрагментов мусора на берегу Байкала и рассортировали его. 86,6% оказалось пластиком, а 87% от этого количества — одноразовой посудой.

Экологи из организации Global Alliance for Incinerator Alternatives (GAIA) считают, что лучший вариант — одновременно налаживать переработку пластика и сокращать его производство. Многие компании поддерживают эту точку зрения. Например, PepsiCo в своей новой стратегии pep+ отмечает ключевые направления работы: сокращение первичного пластика, использование переработанных материалов, распространение новых бизнес-моделей с отказом от одноразовой упаковки, развитие инфраструктуры по сбору и переработке упаковки.

К 2022 году PepsiCo планирует выпускать напитки Pepsi в упаковке из полностью переработанного пластика (rPET) в 11 странах Европы. Компания также отказалась от пластиковых крышек на некоторых видах молочной продукции — «Имунеле» и «Домик в деревне». А еще к концу 2021 года в перерабатываемой упаковке будут выпускать напиток Mountain Dew. Уже сейчас компания использует около 30% переработанного пластика rPET в упаковке напитков и некоторых молочных продуктов.

Фото:пресс-служба PepsiCo
Зеленая экономика На пути к устойчивой системе продовольствия — пример компании PepsiCo

Кроме того, PepsiCo старается сокращать одноразовую упаковку и другими методами, например, предлагает пользователям установить у себя дома аппараты для производства напитков SodaStream. С их помощью из обычной водопроводной воды можно за несколько секунд сделать газированную и ароматизированную, как из магазина.

4

Принцип 3. Рациональное использование водных ресурсов

Деятельность человека сильно изменила экосистемы водоемов за последние 50 лет. Из-за выбросов общемировые запасы пресной воды сократились с 90% до 69%.

Загрязнение водоемов и береговой линии вредит не только экологии, но и здоровью человека. Например, из-за сброса нечистот возникает микробное заражение, которое каждый год забирает 4 млн человеко-лет. Чтобы исправить ситуацию, ООН берет морские ресурсы под охрану, например, не допускает сбросов сточных вод и незаконной ловли рыбы. В 2010 году под национальной юрисдикцией было 8% мировых морских вод, в 2020-м — уже 17%. Большая часть ресурсов сосредоточена в Океании, Латинской Америке и Карибском бассейне.

Также ООН призывает развивать научное сотрудничество между странами, это поможет сократить последствия закисления океана. Из-за деятельности человека в него регулярно попадает углекислый газ, и это приводит к гибели многих организмов, например кораллов, морских ежей, атлантической трески.

5

Принцип 4. Сохранение экосистем суши

По данным отчета о глобальной оценке биоразнообразия и экосистем за 2019 год, почти 1 млн животных находится под угрозой полного исчезновения — 22% от всех существующих видов. Это происходит в результате деятельности человека: только с 1990 года из-за сельского хозяйства было потеряно около 420 млн га лесов, а это влияет на биоразнообразие.

Если не заботиться о состоянии почв, они станут скудными и не смогут давать такой же хороший урожай, как раньше. Значит, придется вырубать больше лесов и еще сильнее сокращать видовые популяции. Совсем отказаться от земледелия не получится: оно влияет на качество жизни 2,6 млрд человек, посевные культуры — основа их рациона.

Некоторые компании внедряют практики устойчивого земледелия, чтобы остановить деградацию почв и не вырубать под свои нужды новые леса. Например, PepsiCo планирует внедрить практики устойчивого земледелия более чем на 3 млн га и сократить выбросы углекислого газа от молочного животноводства. Компания продвигает бережное отношение к почве и призывает своих поставщиков чередовать сельхозкультуры на разных полях, использовать «зеленые» удобрения, а не химикаты, отслеживать состояние земель с помощью ИТ-технологий, чтобы вовремя заметить болезни растений или истощение почвы.

Фото:РБК
Зеленая экономика PepsiCo займется «устойчивым земледелием» и поддержкой фермеров

6

Принцип 5. Хорошее здоровье и благополучие

Пандемия COVID-19 показала, что, несмотря на быстрое развитие науки, в развивающихся странах система здравоохранения не соответствует мировым стандартам. В связи с этим ООН скорректировала задачи до 2030 года и сосредоточила внимание на увеличении финансирования в области медицины.

По словам потребителей по всему миру, во время пандемии COVID-19 они поняли, что хотят перейти на более здоровые продукты. В 2020 году IFIC (международная некоммерческая организация, которая занимается вопросами питания) провела опрос, который показал: по сравнению с 2010 годом 54% респондентов стали больше заботиться о том, что они едят и пьют.

В ответ на это многие компании стараются производить более полезные и низкокалорийные продукты — из растительных белков, цельнозерновых злаков, нута и орехов. Например, в 2019 году «PepsiCo Россия» вместе с другими ответственными участниками отрасли подписала обязательства по снижению сахара в напитках. К концу 2020 года компания добилась того, что доля напитков с нулевой калорийностью в производстве составила 15%, а со сниженной калорийностью — 8%.

Также PepsiCo использует для своих продуктов более полезные растительные масла, а ассортимент чипсов пополнился снеками, которые не жарят, а выпекают.

Обновлено 30.09.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть