Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Mastery learning: нужно ли заучивать школьную программу на 100%

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Последние годы идут разговоры о необходимости трансформации школьного образования. Среди идей — переход на mastery learning, систему стопроцентного изучения каждого топика. Рассказываем что это такое и как это работает

Откуда пришла идея mastery learning

Mastery learning — это способ обучения, при котором ученик движется вперед в своем собственном темпе. При таком подходе каждая тема учится на 100%, и только после полного прохождения юнита ученик переходит к следующему. Скорость зависит от изначальных знаний, персональных предрасположенностей и желания.

Сама идея возникла в 1920-х годах в США, и в тот же период начались первые практики. Инициатива получила поддержку со стороны общества, но быстро угасла — ее не удалось успешно реализовать. В 1960-х годах была предпринята вторая попытка ее внедрения вместе с распространением уроков программирования. В основе изучения компьютерных программ лежит идея о том, что до перехода на сложные уровни необходимо идеально освоить базу. И персональный подбор времени для каждого ученика удачно лег на такую систему образования.

Примерно в тот же период американский психолог Джон Биссел Кэрролл пришел к идее, что способности учеников нужно измерять не материалом, который они могут освоить, а временем, которое им понадобится на усвоение этого материала. По его предположению, любой ученик сможет достичь высокого уровня обучения, если дать ему достаточное количество времени. Идеи Кэрролла подхватили другие американские психологи, после чего к концу 1960-х годов появились первые концепции mastery learning.

Экономика образования Что сейчас считают важным в образовании люди разных поколений

С конца 1960-х и до начала 1980-х годов ученые пытались понять, работает ли теория, и какие факторы в целом влияют на уровень успеваемости учеников.

Большинство исследований показали, что полное изучение материала положительно сказывается как на дальнейшей учебе, так и на эмоциональном состоянии студентов. Правда, в ходе этих же исследований удалось выяснить, что на успеваемость влияет и множество других факторов: формы тестов, учебная программа, изначальный уровень учеников и так далее.

Несмотря на положительные результаты изучения концепции, интерес к mastery learning с конца 1980-х годов начал стремительно падать. Возможные причины — нежелание школ трансформироваться, длительный период обучения и неэффективное внедрение системы.

Но в последние годы к идее mastery learning стали вновь возвращаться. Так, часть американских школ уже начала внедрять концепцию в свою систему обучения. Правда, переход на новые методы занимает много времени, и о перспективах полной трансформации образования пока говорить рано.

Как работает mastery learning

Чтобы разобраться, как устроена концепция mastery learning, стоит вспомнить традиционную систему образования. Например, программа школьного курса математики устроена так: в начальных классах дети учатся вычитать, умножать и складывать, затем решать простые линейные уравнения, от которых переходят к уравнениям с переменной.

Представим, что на начальном этапе ученик не до конца освоил умножение, сдал финальный текст на «четверку» и вместе с классом перешел на следующую тему. На втором уровне он стал делать ошибки в линейных уравнениях, поскольку не разобрался с тем, как правильно считать, а класс уже ушел вперед. Вторую часть обучения он закроет на «тройку», поскольку провалы на предыдущем уровне мешают ему усвоить материал. Когда он начнет решать уравнения с неизвестными переменными, они могут вообще ему не даваться.

Традиционная школьная система относит таких учеников к неуспевающим, но их провалы не связаны с недостатком интеллекта. Большие пробелы на первых ступенях обучения мешают ребенку двигаться дальше. Master learning предполагает, что ученики с плохой успеваемостью могут добиться больших успехов, если будут идти в своем темпе и изучать все юниты до конца. Такой принцип можно сравнить со строительством дома: если на начальном этапе неправильно залить фундамент или не построить опорную стену, все здание рухнет.

Фото:Сергей Отрошко / Росконгресс
Экономика образования Андрей Галиев — РБК: «Дети попадают в мотивационный овраг»

Если ученик будет обучаться по системе mastery learning, то после первой «четверки» он вернется к проваленным примерам и будет разбирать их до тех пор, пока не освоит на все 100%. И только после успешной сдачи теста он перейдет на второй уровень. На этапе простых уравнений он будет совершать меньше ошибок, поскольку его не будут тормозить пробелы в предыдущих топиках. Когда он в идеале освоит второй уровень, сколько бы времени ему не понадобилось, то сможет перейти на третий и так далее.

Можно предположить, что при подобной системе школьное обучение будет длиться в разы дольше. Но если идеально изучить базовые знания, то все последующие слои будут даваться легче. Потратив больше времени на основы, ученики начнут быстрее, чем при традиционной системе, проходить более сложный материал.

Наглядное объяснение системы mastery learning

Основные элементы

Некоторые школы в США начали внедрять mastery learning в свою систему обучения. Департамент образования Соединенных Штатов выпустил памятку со списком основных элементов, необходимых для успешного внедрения программы. В ней описываются общие черты, присущие школам, в которых успешно применяется mastery learning.

  • Ученики и их родители должны понимать, что собой представляет новая система образования. Они должны знать, что нужно сделать для перехода на следующий уровень и какие цели стоят у какого юнита.
  • Успеваемость всех учеников должна оцениваться по общим стандартам, вне зависимости от того, каким способом они изучают программу — в школе, на дополнительных курсах или с репетитором.
  • Формы оценивания должны быть четко стандартизированы, и на финальную оценку не должно влиять сравнение с другими учениками. То есть, исключается вариант, когда школьник или студент с лучшей работой, даже если она не идеальна, получает максимальный балл.
  • В ситуациях, когда большая часть класса не справляется с финальным или промежуточным тестом, нужно вносить коррективы в учебную программу. Плохая успеваемость учеников указывает на неудачное преподавание.
  • На оценки учащихся не должно влиять личное отношение преподавателей или поведение в классе. Например, учитель не сможет поставить двойку за разговоры за партой.
  • У учеников должен быть шанс пересдавать работу столько раз, сколько им потребуется.

Эти принципы раскрывают философскую и педагогическую основу mastery learning. Со временем список вероятно будет меняться: если к программе продолжат подключаться новые школы, рекомендации могут дополняться или сокращаться, также практика может в будущем показать недочеты концепции.

Экономика образования Большая перемена: какое будущее ждет школьное образование

Недостатки mastery learning

Концепция mastery learning может показаться идеальной: в классе отсутствуют отстающие ученики, изучение программы идет на более глубинном уровне, поскольку отсутствуют «провисающие» моменты, и в идеале из учебных заведений выходят люди с идеально проработанной базой знаний. Но критики концепции находят в ней ряд недостатков.

  • Работа учителя может стать слишком перегруженной.

Даже сейчас, с традиционной программой обучения, учителя тонут в завале домашних работ и бумаг для заполнения. Если к этому добавится личная работа с каждым учеником и постоянная доработка программы в случае ее плохого усвоения, учителя будут испытывать еще большую нехватку сил и времени.

  • Даже если идеально выстроить программу, найдутся ученики, которые всегда будут проваливать тесты или набирать 95% при необходимых 100%.

Причиной может быть даже невнимательность. Работа с каждым над персональными ошибками видится слишком изнурительной.

  • Переход на новую систему образования окажется слишком дорогим.

Понадобится бюджет на составление новых программ, учебников, дополнительное обучение преподавателей и так далее. Школьные бюджеты могут быть не готовы к подобной перестройке.

Пока mastery learning выглядит как красивая концепция, которая со временем может доказать свою эффективность и стать международным трендом. Или же наоборот — завоевать внимание публики, но провалиться на практике.

Обновлено 27.04.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть