Создавая продукты для различных сегментов аудитории — программы повышения квалификации, магистратуры, MBA, языковые курсы, программы для школьников — они должны учитывать особенности и запросы каждого из поколений.
Об авторе: Сергей Веременко, заместитель генерального директора образовательной онлайн-платформы «Учи.ру».
Согласно поколенческой теории Штрауса-Хау, к поколению Х относятся люди, родившиеся в период с 1961—1981 годы. Поколением Y или «миллениалами» считаются те, кто родился примерно в 1982-2004 годы. Представители поколения Z появились на свет в 2005 году. Некоторые другие названия последних — «хоумлендеры», «зеты» и «зумеры».
Советские традиции: поколение X
С годами менялась не только система образования, но и отношение населения к самому процессу обучения. Так, незыблемость и авторитет советской школы определили взгляды «иксов». На первый план выходило качество, за которым не нужно было гнаться: считалось, что любой вуз дает первоклассные компетенции — так что оставалось лишь определиться со специализацией. После выпуска и получения диплома обучение заканчивалось, за исключением периодических обязательных курсов по повышению квалификации. В целом предполагалось, что раз и навсегда приобретенные навыки сохранят свою актуальность на протяжении всей жизни.
В большинстве своем «иксы» не отличаются особенным стремлением к продолжению обучения в течение жизни. Этот тезис подтверждают данные консалтинговой компании The Boston Consulting Group (BCG): если в развитых странах к возможностям дополнительного образования обращается 40% трудоспособного населения и более 5% пенсионеров, то в России это 15% и 1% соответственно. Но даже основная часть и этих 15% и 1% аудитории — это миллениалы, а не «иксы»: обучаться бизнес-образованию, IT-специальностям и управленческим навыкам (сферы, где работают большинство компаний сегмента ДО и ДПО) в основном отправляются люди 20–35 лет.
Как следует из того же исследования, обучение связано, как правило, либо с прохождением программ повышения квалификации, либо с необходимостью закрыть пробелы в профессиональных знаниях. Помимо различных образовательных курсов и сервисов, подобный запрос сейчас отчасти решается благодаря усилиям ряда крупных компаний (Яндекс, QIWI, МТС и др.), которые продвигают активную «прокачку» своих сотрудников, в том числе представителей поколения X — например, развивая собственные корпоративные университеты, как это делает Сбербанк.
Советская молодость обусловила недоверие «иксов» к западной системе образования: по данным ВЦИОМ, 63% людей от 45 до 59 лет не хотят, чтобы их дети получили образование за границей.
Смена парадигмы: миллениалы
Если в советские годы можно было свободно закончить техникум и идти работать по специальности — неинтеллектуальный труд не считался зазорным — то в девяностые годы высшее образование стало признаком престижа, и заветную «корочку» старались получить всеми путями. Тогда же исчезло обязательное распределение после окончания вуза, и, чтобы устроиться на желаемую вакансию, приходилось где-то «добывать» нужные навыки. В период взросления «миллениалов» появился интернет, который открыл доступ ко многим возможностям для самообучения.
Сейчас установка на обязательное наличие документа об образовании начинает меняться: многие миллениалы, как и подрастающие «зеты», осознают, что диплом сам по себе перестал быть гарантом успешной карьеры: по данным ВЦИОМ, так считают 74% миллениалов и 76% «зетов». Это в том числе связано и с изменениями в мире: сейчас благодаря онлайн-платформам и онлайн-курсам любой может освоить нужную специальность через интернет, а стремительный темп жизни и форсированное развитие технологий приводит нас к концепции непрерывного образования.
В целом миллениалы и «зеты», в отличие от более старших поколений, относятся к образованию не как к формальному показателю статуса, а ищут в нем конкретную практическую пользу: они не считают необходимым обязательное окончание вуза и смотрят в сторону зарубежных университетов, полагая, что там уровень образования выше.
Выбор профессии: «зеты»
Сейчас вопрос выбора модели образования наиболее остро стоит для «зетов», современных школьников, абитуриентов и студентов — поколения, которое выросло полностью в цифровой среде.
По данным исследования Commscope, в среднем современный подросток проверяет свой телефон не менее пяти раз в час, а 70% совершеннолетних «зумеров» — каждые две минуты.
Технологии настолько естественны для этого поколения, что большинство его представителей отлично в них ориентируются: они с детства общаются с голосовыми помощниками, пользуются AR-масками, погружаются в виртуальную реальность в играх, отдают команды чат-ботам. Удивить их намного сложнее.
Большой интерес подростков к информационным технологиям подтверждает исследование, проведенное среди школьников-участников международной онлайн-олимпиады по математике BRICSMATH.COM: программирование стало основным предметом, которым учащиеся предлагали разнообразить учебную программу.
Сейчас актуальны программы для школьников, нацеленные на изучение новых, в том числе «диджитальных», профессий — например, детские курсы по программированию, которые предлагает «Учи.ру» и «Алгоритмика», занятия по робототехнике в технопарках «Кванториум».
Подобные занятия важны в том числе и потому, что профориентация играет большую роль для современных подростков: по данным исследования, проведенного онлайн-платформой «Учи.ру» среди российских школьников, «зеты» хотят начинать осваивать будущую профессию как можно раньше, при этом сохраняя возможность поменять профиль в процессе обучения.
Амбиции и индивидуализм
Неоднократно отмечалось, что «зеты» намного более амбициозны, чем их предшественники: 60% из них признаются, что хотели бы повлиять на этот мир. Это проявляется и в их отношении к новой информации: пассивному восприятию они предпочитают активное конструирование: по данным Commscope, больше половины подростков создают контент самостоятельно. Это тоже важно учитывать при их обучении: простое чтение учебников, конспекты и однотипные упражнения должны уступить место творческим задачам, где ученики смогут полностью проявить себя.
Большое внимание «зеты» уделяют и онлайн-форматам в образовании. Они привыкли к «цифре» в любых сферах жизни, и уже сейчас активно пользуются интернетом для выполнения домашних заданий.
По результатам исследования «Учи.ру», подростки особенно ценят в учебе индивидуальный подход. Одновременно с этим они необычайно социальны и не готовы проводить время один на один со сборником задач: им необходимо постоянное живое взаимодействие друг с другом и педагогом. Для «зетов» важна роль учителя: они хотят видеть в нем наставника, который сможет передать им любовь к своему предмету.
С учетом всего этого образовательная стратегия для современных подростков должна учитывать способности и интересы каждого. Наиболее эффективное обучение для нынешних подростков включает в себя интерактивные форматы и дает ученикам возможность коммуникации — обратной связи от учителя и обсуждения заданий с другими учащимися.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.