Что изменится на ЕГЭ в 2022 году

Фото: Pexels
Фото: Pexels
В 2022 году выпускников ждет множество изменений в заданиях, часть из них станет большим новшеством, по сравнению с вариантами экзаменов прошлых лет. Разбираемся, что изменилось. Спойлер: ЕГЭ будет еще сложнее

Об авторе: Андрей Гречко, основатель учебного центра по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ LUDI в Москве, преподаватель со стажем более 10 лет.

Единый Государственный Экзамен — обязательный этап для практически каждого выпускника, оканчивающего школу. Он не только оценивает, насколько успешно школьники освоили образовательную программу, но и является эффективным социальным лифтом, благодаря которому самые успешные абитуриенты могут получить бюджетные места.

Каждый год ЕГЭ совершенствуется для того, чтобы точнее определять способности учащихся и проверять их эффективность в решении самых разных задач. Улучшение экзамена необходимо и для того, чтобы гарантировать более справедливый отбор в высшие учебные заведения и обеспечить необходимую конкуренцию за доступ к престижным профессиям.

Информатика

  • Увеличено количество практико-ориентированных заданий.
  • В нынешней структуре экзамена содержатся задания только с кратким ответом базового, повышенного и высокого уровней сложности.
  • Задание 3 теперь посвящено умению работы с базами данных и направлено на проверку умения выполнять поиск информации в реляционной базе.
  • В задании 9 теперь будет необходимо формулировать сложные логические условия, которые содержат логические операции «и» и «или» одновременно, а также применять основные математические правила.
  • В задании 17 теперь необходимо будет работать с файлом, который содержит целочисленную последовательность. Ее нужно будет обработать с использованием массива.

ЕГЭ по информатике постепенно меняется в сторону все большей практикоориентированности, а все большую роль в успешном его решении начинает играть умение работать с различными языками программирования.

Математика (профильный уровень)

  • Исключены задания 1–3, проверяющие способность использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни и умение выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами. Однако за аналогичные задания повышенной сложности было увеличено количество максимальных баллов в заданиях 13 и 15.
  • Добавлено задание 9, направленное на проверку умений работать с функциями.
  • Добавлено задание 10, проверяющие знания учащихся в теории вероятности и статистике.
  • Изменился и максимальный балл за работу, теперь он равен 31.

Математика (базовый уровень)

  • Удалено задание 2, которое проверяет умение выполнять вычисления и преобразования.
  • Добавлены задания 5, связанное с работой с геометрическими фигурами, и задание 20, направленное на умение строить и исследовать простейшие математические модели.
  • Максимальный балл за выполнение работы также вырос до 21.

Базовый и профильный экзамены по математике тяготеют к усложнению, профильный при этом старается все дальше уходить от проверки элементарных навыков учащихся.

Физика

  • В части 1 работы введены две новые линии заданий (линия 1 и линия 2) базового уровня сложности, которые имеют интегрированный характер и включают в себя элементы не менее чем из трех разделов курса физики.
  • Из заданий 6, 12, 17 было убрано уточнение о количестве правильных ответов, теперь учащемуся необходимо выбрать «все верные ответы» из пяти предложенных.
  • Исключено задание, проверяющее знание астрофизики.
  • В части 2 увеличено количество заданий с развернутым ответом и исключены расчетные задачи повышенного уровня сложности с кратким ответом. Теперь дополнительно к решению необходимо представить обоснование использования законов и формул для условия задачи.
  • Общее количество баллов увеличилось до 54.

Интересно изменение, требующее пояснения для использования тех или иных физических законов, которое не позволяет учащимся просто зазубрить алгоритмы решения задач. Теперь экзамен качественнее проверяет именно понимание предмета, а не способности к заучиванию последовательности решения.

Химия

  • В экзамене некоторые задания были объединены друг с другом, если они имели близкую тематическую принадлежность или проверяли схожие умения. Например, задания 13 и 14 предыдущего года были объединены в задание 12, а задание 6 исключено как повторяющееся.
  • Изменен формат предъявления условий задания 5, проверяющего умение классифицировать неорганические вещества, и задания 21 (в 2021 году — задание 23), проверяющего умение определять среду водных растворов. Теперь потребуется не только определить среду раствора, но и расставить вещества в порядке уменьшения/увеличения кислотности среды (рН).
  • Включено задание 23, ориентированное на проверку умения проводить расчеты на основе данных таблицы, отражающих изменения концентрации веществ.
  • Изменена шкала оценивания некоторых заданий в связи с уточнением уровня их сложности и количеством мыслительных операций при их выполнении. В результате этого максимальный балл за выполнение работы в целом составит 56 баллов.

Экзамен по химии движется по пути оптимизации и устранения повторяющихся заданий или нелогичного распределения номеров.

Биология

  • Исключено задание на дополнение схемы (задание 1); вместо него включено задание, проверяющие умение прогнозировать результаты эксперимента, построенное на знаниях из области физиологии клеток и организмов разных царств живой природы.
  • Задания, проверяющие знания и умения по темам «Клетка как биологическая система» и «Организм как биологическая система», объединены в единый модуль (задания 5–8), при этом в рамках блока всегда два задания проверяют знания и умения по теме «Клетка как биологическая система», а два — по теме «Организм как биологическая система».
  • В части 2 практико-ориентированные задания (задание 22) видоизменены таким образом, что они проверяют знания и умения в рамках планирования, проведения и анализа результата эксперимента + задания оцениваются 3 баллами вместо 2 баллов как в 2021 году.
  • Итоговый балл за экзамен увеличился на один, до 59.

Русский язык

  • Вместо заданий 1–3 с поиском основной информации в тексте было добавлено задание, направленное на стилистический анализ текста.
  • Увеличилось количество правил на пунктуационный анализ, проверяемых в задании 19.
  • Поменялось и задание 16. Последние годы в этом задании было только два верных ответа, для которых предлагались две клеточки, и оценивалось оно двумя баллами. Теперь в задании 16 может быть как два, так и более правильных ответов.
  • Были незначительно изменены критерии оценивания сочинений.

Очевидна тенденция постепенного усложнения экзамена: большее внимание уделяется пунктуации, которая традиционно вызывает много сложностей для выпускников, исчезают простые задания, требующие две-три минуты для ответа.

Литература

  • Обогащен литературный материал: шире представлена поэзия второй половины ХIХ–ХХ веков, отечественная литература ХХI века; включена зарубежная литература. В заданиях 7–11 произведения зарубежной лирики могут привлекаться в качестве опорного текста для формулирования заданий разных видов с кратким и развернутым ответами; в ряде случаев при выполнении заданий 6 и 11 допускается выбор примера для контекстного сопоставления не только из отечественной, но и из зарубежной литературы.
  • Изменены требования к выполнению заданий 6 (ранее — 9) и 11 (ранее — 16): требуется подобрать не два, а одно произведение для сопоставления с предложенным текстом; уточнены критерии оценки данных заданий.
  • Увеличено количество заданий на выбор в части 1 (5.1/5.2, 10.1/10.2) и в части 2 (добавлена пятая тема сочинения с опорой на «диалог искусств» (музыка/театр/кинематограф/изобразительное искусство) — сочинение 12.5).
  • Повышены требования к объему сочинения (минимальное количество слов — 200) и изменены критерии его оценивания.
  • Экзаменационный балл работы понижен до 53 за счет сокращения количества заданий «базового уровня» сложности.

Английский язык

  • В экзаменационную работу 2022 года были внесены изменения в разделы 4 («Письменная речь») и 5 («Говорение»).
  • В задании 39 раздела 4 необходимо написать электронное письмо личного характера в ответ на письмо-стимул зарубежного друга по переписке. В связи с изменением вида письменного сообщения были внесены изменения в критерии оценивания задания.
  • В следующем задании 40 необходимо создать развернутое письменное высказывание с элементами рассуждения на основе таблицы/диаграммы и выразить свое мнение по теме проекта. Задание 40 является альтернативным заданием: экзаменуемый выбирает один из предложенных вариантов задания и выполняет его. В связи с изменением вида письменной работы были внесены изменения в критерии оценивания задания.

В заданиях из раздела «Говорение» внесены следующие изменения:

  • В задании 2 (условный диалог-расспрос) сокращено количество вопросов, которые должен задать участник экзамена, с 5 до 4.
  • В задании 3 (условный диалог-интервью) необходимо ответить на 5 вопросов интервьюера на актуальную тему. Каждый ответ на вопрос интервьюера оценивается от 0 до 1 балла.
  • В задании 4 предлагается оставить голосовое сообщение другу, вместе с которым выполняется проектная работа. В этом сообщении надо кратко описать две фотографии-иллюстрации к теме проекта, обосновать выбор фотографии-иллюстрации и выразить свое мнение по теме проектной работы. Соответствующие изменения были внесены в критерии оценивания выполнения задания.
  • Незначительно увеличено время на выполнение экзамена.

Экзамен по английскому языку все больше адаптируется к меняющейся реальности, где люди все чаще общаются друг с другом в мессенджерах, социальных сетях. Поощряется умение работать в новых форматах.

История

  • Существенно изменился порядок заданий и количество заданий первой части.
  • Из задания по работе с таблицей (бывший № 11 ЕГЭ, текущий № 4 ЕГЭ) была исключена всемирная история: теперь там встретятся только факты из истории России.
  • В заданиях по работе с исторической картой появилось задание 10, в котором необходимо прочитать фрагмент источника и соотнести его с изображенным на карте.
  • Во второй части появились задания, направленные на работу с изображениями и памятниками культуры — 14 и 15. В 14 необходимо опознать, что изображено на картинке и пояснить, как вы это поняли.
  • 16 задание второй части ЕГЭ направлено на проверку знаний по Второй мировой войне. В нем необходимо понять, какая военная кампания или битва описывается в двух представленных фрагментах источника.
  • В ЕГЭ было добавлено задание 18, которое направлено на проверку знаний терминов. В этом задании нужно дать определение термину и сообщить какой-то факт о данном термине.
  • В ЕГЭ было добавлено задание 19, включающее в себя работу с аргументами по отечественной и всемирной истории.
  • Сократилось количество заданий с 25 до 19, что привело к сокращению количества первичных баллов с 56 до 38 и к уменьшению времени экзамена с 3 часов 55 минут до 3 часов**.**

Теперь экзамен по истории лучше проверяет знания учащихся по всемирной истории и качественнее оценивает аналитические навыки выпускников. Для успешной сдачи экзамена необходимо уметь работать со всеми видами исторических источников.

Обществознание

  • В тестовой части: пропали задание на таблицу 1, на определение обобщающего понятия 2, на подстановку слов в пропуски в тексте 20.
  • Бывшее задание 10 из тестовой части перемещено во вторую часть и становится заданием 21, оцениваемым достаточно высоко — максимум в 3 балла. В этом задании необходимо работать с графиком спроса и предложения и писать развернутый ответ.
  • В второй части введено обязательное задание 23 по Конституции РФ.
  • Задание 25, оцениваемое ранее в 4 балла, на определение термина и составление предложений, убрано. Но определение нужно теперь давать в 18 задании по тексту.
  • Было добавлено задание 25 нового типа во вторую часть, заменяющее собой сочинение-эссе, которое требует ответа на конкретные, поставленные авторами экзамена вопросы.
  • Время на работу с экзаменом уменьшено, изменился и максимальный итоговый балл.

В 2022 году изменившийся ЕГЭ все больше усложняется и отражает реальность, а значит остается действительно объективным и прозрачным механизмом получения школьного аттестата и отбора абитуриентов в вузы. Ежегодные слухи об отмене ЕГЭ остаются слухами все 10 лет моей практики в этой сфере. Одна из причин — ЕГЭ как социальный механизм оказался очень адаптивным, и гибко реагирующим на обнаруживаемые в результатах дисбалансы или внешнюю содержательную критику.

Обновлено 04.05.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть