Еще десять лет назад под экономикой совместного потребления (ЭСП) часто понимали «оборот товаров, бывших в употреблении, которые передаются (временно или навсегда) от одного человека, которому они больше не нужны, к другому, которому они требуются» (Harvard Business Review, 2010). Иными словами, глобальный секонд-хенд, «баловство» миллениалов, которые отказываются от концепции бессмысленного потребления, шерят велосипеды и меняются домами на каникулах. Сегодня экономика совместного потребления жадно поглощает целые рынки и на уровне отдельных стран объявляется государственным приоритетом (в Китае в будущем году sharing economy займет 10% ВВП и продолжит расти на уровне 40% ежегодно). Через пять лет совокупный оборот проектов ЭСП догонит оборот традиционных компаний, работающих в тех же нишах.
Уберизация и шеринг знаний
Все изменилось, когда в экономике совместного потребления появилась убер-модель. Именно она стала почвой для создания многочисленных бизнесов. «Чистые» шеринговые c2c-модели монетизировать сложно, а вот убер — это универсальная концепция краткосрочного найма (аренды), которую можно применить к любой сфере. Ее суть так же проста, как и революционна: запрос в онлайне на какую-либо услугу, которая быстро выполняется наиболее соответствующим кандидатом. Убер распространяется по принципу пирамиды: от наиболее массовых услуг (такси, доставка, бытовой сервис) — к самым точечным. Сегодня тренд добрался до верхушки пирамиды и проник в сферу высококвалифицированного труда. Апофеоз экономики совместного потребления — это шеринг узких знаний и квалификаций.
Рассмотрим два примера, как бизнес адаптирует и делает частью своей ДНК две основные модели экономики шеринга — «чистый» (безвозмездный) шеринг и уберизацию.
- «Чистый» шеринг знаний. Более двух миллионов компаний (среди которых Google, Apple, Microsoft и NASA) пользуются сервисами для совместной разработки вроде GitHub. Совместная работа над кодом ускоряет процесс в десятки раз. Шеринг задач используют не только игроки между собой, такая же практика применяется корпоративно, между подразделениями. Например, будучи внедренной в банке, такая система позволяет удешевить разработку в два раза (за счет исключения дублирующей деятельности).
- Экспертиза по запросу. Сегодня в убер-режим переходит сфера консалтинга. Эксперта можно арендовать по запросу через приложение — например, Catalant. Рынок шеринга экспертизы в США, где таких платформ насчитывается несколько десятков, растет со скоростью 7% ежегодно, в прошлом году их совокупная доходность по стране составила $860 млн. Убер-сервисами пользуются крупнейшие компании, например, Unilever и General Electric. Более того, бизнес внедряет корпоративные ИТ-приложения по поиску исполнителей для конкретных задач среди своего же штата. Это позволяет оптимизировать расходы за счет более эффективного применения знаний. По данным IDC, объем ежегодной экономии для компаний из списка Fortune 500 может составить $31,5 млрд.
Кому выгодна уберизация знаний?
Для рынка узких специалистов sharing economy означает свободу. Не обязательно наниматься в штат, можно быть независимым экспертом и мигрировать от проекта к проекту, постоянно повышая свою квалификацию. Тем более, что организации по всему миру все охотнее прибегают к альтернативным методам организации труда. Эксперты Всемирного экономического форума в исследовании глобальных трендов занятости назвали гибкие форматы (flexible work) мощным драйвером трансформации системы организации труда в целом.
Опросы Upwork — глобальной платформы по поиску удаленной работы — говорят о том, что больше половины американских менеджеров сегодня прибегают к найму удаленных гибких команд (remote, agile teams) по причине дефицита квалификаций и навыков. На рынке много специалистов, готовых к такому формату сотрудничества. Согласно исследованию Owl Labs, в США сегодня почти каждый третий специалист работает полностью в удаленном режиме. Из них треть — это индивидуальные исполнители, еще треть — руководители команд, 13% — директора, 6% — топ-менеджеры, 5% — основатели компаний и 9% — независимые консультанты.
В России модель свободного найма далеко не столь популярна, особенно тогда, когда речь идет о высокой квалификации. Большинство узко-отраслевых экспертов — это владельцы компаний, уже нанятые менеджеры среднего и высшего звена, а также госслужащие. Тем не менее, модель работает и в таких условиях — за счет того, что выигрывают все вовлеченные стороны.
- Эксперт получает больше возможностей монетизировать знания, работая краткосрочно в сторонних проектах и при этом имея основное место работы.
- Его работодатель тоже выигрывает — эксперт наращивает свой опыт и знания за счет участия в самых актуальных проектах реальной экономики, которые он потом может применить на основном месте работы. Сотрудник развивается и удовлетворяет тягу к смене деятельности, не покидая головную организацию.
- Непосредственный заказчик экспертизы получает лучшего отраслевого эксперта по запросу. Это быстрее и дешевле, чем переманивание эксперта в штат (что иногда просто невозможно, когда речь идет о топах, владельцах компаний или государственных служащих на высоких должностях).
Кому в России нужна аренда экспертов?
В первую очередь, в привлечении гибкой экспертизы заинтересованы те компании, которые переживают сегодня цифровую трансформацию. Они готовы вкладывать деньги в автоматизацию и изменение процессов, но нуждаются в экспертном видении при проведении цифрового аудита, разработке стратегии цифровизации, внедрении «дорожной карты» и дальнейшем консультировании на конкретных стадиях.
Если рассматривать практику в отраслях, то уберизация знаний помогает в достижении следующих целей:
- Инвестиционные фонды и банки привлекают экспертов в момент верификации гипотез, для оценки перспектив рынка или ИТ-решения, которое предлагает инвестиционный проект.
- В промышленности шерингом экспертизы активно пользуются компании, нацеленные на постоянные изменения и инновации, например, металлурги: привлечение независимых экспертов на аудиты производства, для цифровизации подземной добычи, снижения энергозатрат на отдельных производственных участках.
- Ретейл при помощи экспертов развивает новые каналы продаж (онлайн и офлайн), оценивает стратегию выхода в новые регионы, страны.
- Строительный сектор все больше привлекает команды экспертов, которые владеют готовыми продуктами в области цифровизации всего процесса строительства или отдельных подпроцессов (управление субподрядчиками, архитекторами). Мировые ИТ-компании не могут предложить в России удобное, а главное подвижное решение, поэтому сегодня все больший спрос получают отдельные решения по запросу.
Шеринг знаний, или убер-экспертиза, — благо для всей экономики страны, которая пытается трансформироваться. На уровне каждой отдельной компании или целых отраслей есть множество задач по автоматизации и оптимизации процессов, успех которых зависит от задействованной экспертизы. Все это нужно делать быстро, права на ошибки нет. Правильный эксперт поможет уберечь компанию от инвестиционного провала, направить трансформацию в нужное русло. Искать такого эксперта можно годами, а счет часто идет на недели. Топовые консультанты в России недостижимы, если пытаться выходить на них традиционными методами (по знакомству, через классический консалтинг). А шеринговые платформы не только дают быстрый доступ к экспертам, но еще и сравнивают их квалификации, выбирая самого релевантного кандидата.