Жизнь без программистов: что такое nocode-подход и кому он нужен

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Компаниям больше не нужно нанимать штат программистов и тратить миллионы на разработку. Бизнес может за пару дней собрать готовый ИТ-продукт на ноукод-платформах. РБК Тренды разбираются, кому пригодится новый подход

Об эксперте: Анна Радзиевская, основательница онлайн-школы разработки без кода Code Breakers.

Что такое ноукод

No-code (от англ. «без кода») — это способ создания ИТ-продуктов (сайтов, веб- и мобильных приложений) без написания кода с помощью специальных платформ. Метод работы с такими платформами — drag-and-drop («тащи-и-бросай»), то есть визуальное моделирование. Они работают по принципу конструктора.

Сегодня ноукод — молодой и перспективный рынок объемом около $16 млрд. К 2027 году он может вырасти до $125 млрд, выручка в среднем будет расти на 24,2% в год. Разработка «без кода» особенно популярна в Европе и США — по прогнозам, через три года 65% всех приложений будут создаваться с помощью ноукод-платформ.

В России компании тоже используют инструменты вроде Zapier, Tilda, а также различные CRM, но только для решения локальных задач. Ноукод пока не стал аналогом классической разработки полноценных веб- и мобильных приложений. А зря: он помогает сэкономить время и деньги.

Лучшее применение ноукодинг находит в стандартных бизнес-процессах, которые актуальны почти для для всех типов бизнесов:

  • Создание сайтов.
  • Веб-приложения с личными кабинетами для разных ролей (например, клиент, поставщик, администратор).
  • Мобильные приложения.
  • Автоматизация операционных процессов.
  • Настройка связки маркетинговых рассылок.
  • Создание ботов.

Преимущества ноукода:

  1. Огромная экономия денег и времени из-за скорости сборки продуктов: элементы уже готовы, собрать все можно как конструктор.
  2. Простота в освоении. Ноукод-инструменты реально освоить за пару недель или месяцев (зависит от платформы). Для этого не нужны знания в ИТ.
  3. Меньше доработок. При простых задачах (переместить кнопку, добавить текст и так далее) не нужно выдергивать из рабочего процесса разработчиков. Можно самостоятельно внести правки.
  4. Идеально подходит для создания MVP. В случае пивота не будет жалко выкинуть продукт и заново собрать новый.
  5. Адаптация интерфейса под различные платформы не всегда, но часто происходит автоматически.

Но есть и ограничения.

  1. Ноукод хорошо применим в бизнес-приложениях и процессах, но если хотите создать что-то высокотехнологичное (вроде блокчейн-проекта, мессенджера или сложной SaaS), он будет не лучшим решением.
  2. Если ваш сервис масштабируется до десятков тысяч пользователей, то в любом случае понадобится подключать обычную разработку. Но это нужно делать постепенно и поэтапно — по пути роста.
  3. Если вы выбираете ноукод-инструмент, то чаще всего потом не сможете скачать себе код проекта. Вы остаетесь работать на выбранной площадке и платите ежемесячный платеж за ее обслуживание. Стоимость начинается от $5.

Начните создавать ИТ-продукты по технологии зерокодинг с ProductStar

Кому это нужно?

Стартаперам

Раньше для создания своего продукта приходилось либо учиться программировать, либо вкладываться в разработку. Теперь любой предприниматель может быстро собрать минимально жизнеспособную версию своего продукта на Nocode-платформе и выкатить его на рынок. Таким образом стартапер проверит гипотезу, сэкономит деньги и в разы уменьшит риски.

Создание MVP на ноукоде будет стоить от $30, если все делать самостоятельно, или от ₽80 тыс. до ₽300 тыс., если привлекать опытного ноукодера. При этом обычная разработка обойдется в сумму от ₽1,5 млн до ₽5 млн и больше.

По времени ноукод занимает от нескольких дней до нескольких недель, в то время как на кодинг могут уходить месяцы. Ноукод-платформы позволяют создать сервис, который выглядит и работает как Booking.com или как приложение «Додо Пиццы».

Фото:Shutterstock
Экономика инноваций Минимально жизнеспособный: как MVP помогает продукту выйти на рынок

Digital-специалистам

Если сотрудник разбирается в ноукод-платформах, он может не ждать свою задачу в бэклоге разработки и сделать всё сам: протестировать сервис или запустить какую-то фичу с нуля.

Например, можно создать платформу по найму массового персонала на основе Glide, Google Таблиц и Integromat. Это актуально для бизнеса, который должен постоянно нанимать курьеров, клинеров и других «полевых» работников.

Разработкой «без кода» могут заняться рекрутеры, продакты, маркетологи или другие работники. Для штатного специалиста это не просто дополнительная нагрузка, но и инвестиция в будущий карьерный рост.

Люди, которые могут быстро собрать дашборд с аналитикой или в пару кликов показать руководству, как будет выглядеть новая опция на сайте, в перспективе будут получать больше, чем сотрудники без таких навыков. В некоторых вакансиях продактов и маркетологов на hh.ru уже указывают пункт про знание ноукода. Дизайнеры-ноукодеры и вовсе становятся fullstack-специалистами — и могут смело увеличивать свой чек минимум вдвое.

Фото:Unsplash
Экономика образования Медианная зарплата айтишника в России выросла до ₽120 тыс.

Среднему и малому бизнесу

Ноукод особенно полезен предпринимателям: с ним не нужно тратиться на штат разработчиков. Возьмем торговлю: с помощью ноукод-конструкторов можно создавать сайты и приложения для продажи товаров, услуг маникюра, педикюра, клининга, для поиска репетиторов, психологов и не только.

Бизнес получает комплексный продукт с админкой, в которой можно управлять всем сервисом и обрабатывать заказы. Такие технологии использует даже Starbucks — для быстрого масштабирования бизнеса. В ноукод-сервисе Shopify можно собрать сайт: самому настроить интерфейс, загрузить картинки и товары. А Printful позволяет добавить любой принт на шаблоны товаров.

Начиная работать с ноукодом, бизнесу стоит помнить: это стоит меньше, чем зарплата ИТ-специалиста, но не всегда дешево. Например, лицензия на несколько приложений на платформе Mendix стоит €800 в месяц — а это почти €10 тыс. в год. Но цена самых основных сервисов Bubble, Glide, Integromat составляет от $10 до $200–300 в месяц (при больших нагрузках), что все еще значительно выгодней, чем разработка.

Где искать ноукодеров и как с ними работать

На hh.ru, в профильных телеграм-каналах, на иностранных фриланс-биржах вроде Upwork, fl.ru или makerpad.co — или среди выпускников специализированных школ. При этом важно учесть, что ноукодер — это не всегда узкий специалист.

Часто это просто один из навыков, которыми владеют проджекты, продакты, маркетологи, копирайтеры. По крайней мере, такие требования уже появляются в вакансиях крупных российских компаний вроде «Сбера» и «Самоката».

Как распознать хорошего ноукодера (помимо его портфолио):

  1. Он не только знает инструменты, но и может всесторонне оценить бизнес-задачу, выделить MVP, подобрать No-code стэк.
  2. Он может грамотно составить ТЗ, продумать логику продукта и оценить трудозатраты. Например, он знает, когда лучше привлечь разработку и до какой степени можно масштабировать продукт на ноукоде.

Лучше всего держать в голове, что ноукод — это не волшебная пилюля. Недостаточно сказать специалисту «хочу сделать маркетплейс». Заказчику нужно в первую очередь самому хорошо понимать, что он заказывает у ноукодера, и составить грамотное ТЗ для оценки работы.

Как внедрить ноукод-подход у себя

  • Сформулируйте проблему, которую хотите решить. Подробно опишите, какая у вас цель и что конкретно вы хотите получить в результате. Разберите все процессы, связанные с задачей, всех участников разработки, их роли. Тексты, схемы, таблицы — подойдет любой формат.
  • Выделите MVP и подберите стек. Выделите самое необходимое для тестирования гипотезы MVP, затем подберите набор инструментов, которые позволят наиболее эффективно решить задачу. Упрощайте, не вводите лишнего функционала.
  • Опишите продуктовое ТЗ. Логику MVP, какие в нем будут экраны, переходы. Отрисуйте макет и сделайте простой дизайн. Создайте архитектуру баз данных, если нужно, и приступайте к разработке.
  • Этап разработки. Используйте все возможности ноукод-конструкторов, особое внимание уделите платежным сервисам и безопасности данных пользователей.
  • Тестируйте всю систему. Этот шаг часто упускают обе стороны. И из-за этого часто всё ломается, особенно если в продукте сочетаются много ноукод-инструментов. В этом случае проблемы с одним влекут проблемы с остальными.
  • Дальше — релиз. Запускайте продукт и следите за его работой и отзывами пользователей. Если появляются баги — фиксируйте в процессе.

С помощью каких ноукод-сервисов можно сделать свой ИТ-продукт

Airtable

Очень популярный на Западе сервис. Позволяет создавать огромные базы данных, собирать эти данные из разных мест и упаковывать в интерфейс. С помощью Airtable можно создать роадмап продукта, демо-версию и даже анализировать финансовую отчетность компании.

Bubble

Это бескодовая платформа для создания ИТ-продуктов. Ее функциональности хватит, чтобы создать сервис с нуля, выпустить на рынок и масштабировать. На своем сайте Bubble пишет, что с помощью конструктора можно сделать сайт не хуже, чем Facebook или Airbnb.

Glide

Стартап утверждает, что для создания приложения вам достаточно базовых навыков работы с электронными таблицами. В Glide вы строите табличку, загружаете данные, а платформа сама заворачивает их в красивый мобильный интерфейс.

Adalo

Конструктор для создания сайтов и приложений для iOS и Android. В Adalo есть множество макетов, шаблонов и инструментов, созданных экспертами. Также можно интегрировать в продукт свою базу данных или API.

Albato

Российский инструмент для интеграций сервисов. К примеру, позволяет передавать лиды из Facebook в CRM и получать уведомления в Telegram. Или, например, объединять «ВКонтакте» и «Битрикс24». Сценариев очень много, сервисов для интеграций более 200.

Directual

Платформа о российских разработчиков. На ней можно собрать готовый MVP без кода: настроить базу данных, API, серверную логику и интерфейс продукта. С ребятами работают крупные компании вроде ПИК и МТС.

Обновлено 26.11.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть