В шестом выпуске подкаста мы будем говорить только об образовательной программе. Для этого ведущий Максим Буланов специально пригласил lifelong learner`ов Галю Турчак и Андрея Мельниченко.
Андрей — педагогический дизайнер. Он проектирует обучение и выстраивает учебную траекторию студентов в «Яндекс.Практикуме».
Что такое педагогический дизайн
Галя не называет себя человеком конкретной профессии. Она практикует знания, которые набрала за три года самообразования в роли «помощника по обучению» в Skillbox.
Андрей и Галя — сами себе университеты. В этом выпуске они поделятся личным опытом проектирования своей образовательной программы и расскажут, как они помогают другим, с кем они работают и на что обращают внимание.
Несколько хайлайтов разговора
Называю ли я себя странным английским термином lifelong learner? — Нет. Это как писать музыку, которую ты хочешь слушать, просто до тебя ее еще никто не написал.
Любым новым состояниям, которые происходят в нашей жизни, здорово давать названия. Так мы впишем их в нашу историю. С ними будет легче работать и договариваться — мы начнем осознанно практиковать то, что чувствуем.
Образование — то, что с нами происходит. Хотим мы этого или нет. Это все, что мы кладем в голову: статьи, лента в Facebook, ролики на YouTube. Только lifelong learner делает это с предварительным вопросом, планом и понимает, что с этим делать потом.
Я не понимал, что делать со своей жизнью до 22 лет. Думал, что нужно поступать в университет, а я не представлял, как это работает и как сдавать экзамены. Тогда у меня было мало знаний о том, что есть в мире, что можно придумать себе профессию и ей заниматься.
У каждого есть история становления. Каждый может рассказать историю из детства, как он наедине с собой любил читать определенные книги и интересовался вещами, для которых не находил собеседников. У нас с Андреем этот внутренний диалог выливается в Excel-таблицу. Это инструмент, которым можно пользоваться или нет. Многие люди ведут личные дневники — это тоже персональная траектория.
Я рассказывал о своей учебной траектории, когда заходил уже достаточно далеко. Кто-то восхищался, удивлялся, поражался. Кто-то говорил: «Это клево, молодец, что так делаешь! Я сам так делать, конечно, не буду, но ты молодец».
Когда мы лучше понимаем себя, нам легче учиться «жестким» навыкам. Если есть внутренняя опора, можно полностью изменить профессию и выйти на новые рубежи за полгода-год. Получается, что я исследую себя, методы и подходы. В состоянии достатка и избыточности ищу, где это применить. Работа становится лабораторией, где я практикую все то, что накопилось.
Рефлексия — это отдельный неочевидный навык. Меньшая часть людей рефлексирует конкретно о своей образовательной программе, а не о том, куда их привела жизнь.
Нет траектории, которую ты однажды составил и сохранил на пять-семь лет. Важно понимать, что траектория будет меняться — ее нужно модифицировать и дополнять.
Чтобы не пропустить следующий выпуск подкаста, подписывайтесь на нас в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», CastBox, или в любом другом приложении, где вы нас слушаете.
Ссылки эпизода
- Блог Анастасии Кей из Гарварда
- Статья Гали Турчак «Мой личный Гарвард»
- Книга Стивена Пинкера «Чистый лист»
- Бесплатный курс ВШЭ на Coursera «Основы философии курс»
- Статья Ольги Зотовой о миграции идентичности
- Диалог Платона «Софист»
- Книга «Культурные основы обучения Восток и Запад. Цзинь Ли»
- Книга Кена Уилбера «Благодать и стойкость»
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.