Новый подход к организации труда создает запрос на новые формы обучения, которые подходят не всем. При этом маркетинг образовательных программ и культ продуктивности торопят нас поскорее записываться на курсы и потреблять все больше обучающего контента. Но как разобраться в том, что появилось на рынке обучения?
В третьем эпизоде в гости к ведущему Максиму Буланову пришли основатель и куратор программ LLLab Рената Гизатулина и исследователь полипрофессионалов Ксения Балицкая. Они поговорили о том, откуда появилось многообразие форм обучения, как в них не запутаться, почему формат лекций устаревает и что есть кроме них.
Хайлайты разговора
Подходы и методики в образовании, вроде обучения в сообществе или проектирования своей образовательной траектории, существуют давно. Но произошел сдвиг: раньше этими методиками владели люди, которые создавали школы или университеты, теперь их осваивают все.
Технологии обретают человеческие возможности и делают их доступными большему количеству людей. Например, адаптивное обучение — это перевод системы тьюторства, где главенствующую роль занимают интеллект и образовательная система.
Один из основных трендов в образовании — формирование авторской позиции у человека: приобретение навыка учиться, ставить цели, выбирать подходящие программы, формы и методики обучения. Учащийся становится автором своей образовательной программы.
Увеличивается запрос на развитие метанавыков: умение определять подходящую профессию, рефлексировать, поддерживать свое эмоциональное состояние. Образование становится глубже, чем просто обучение профессиональным навыкам.
Навыки обучения, рефлексии и целеполагания можно сравнить с компьютерной и финансовой грамотностью. Люди следующего поколения будут сразу понимать, как учиться и строить свою образовательную траекторию. Для нас развитие этих навыков — еженедельная рутина, которая помогает по жизни.
Как подобрать подходящий формат обучения
- Подумайте, что вы хотите поменять в жизни, карьере, окружении. Когда мы ставим цели, мы формируем запрос на изменения. Без этого нельзя пройти дальше.
- Разложите запрос на учебные задачи, определите важное. Мы не можем развить десять навыков за месяц, нужно брать несколько фокусов, а уже под них подбирать подходящие инструменты и формы обучения.
- Поразмышляйте, какое будущее вы хотите. Когда человек видит элементы нежелательного последствия в будущем и понимает, что оно ему не нравится, у него появляется внутренняя мотивация. Это ярлык того, что следует изменить и докрутить.
- Выбирайте формы обучения под конкретные цели: найти работу, получить статус, развить навык. Обучение похоже на отношения. Вас нельзя просто научить. Вы приходите со своими целями в условия, которые создала компания.
- Чтобы понять, что курс или формат вам не подходит, попробуйте изменить условия обучения: снизить темп, поменять домашние задания, увеличить длительность. Если вы попробовали несколько раз, но ничего не выходит, можно уходить. В процессе развития мы проходим разные стадии. Одна из них — сопротивление. Его можно перепутать с неподходящим форматом, поэтому важно говорить организатору курса о своих запросах и трудностях.
- Образовательные ресурсы должны поддерживать и помогать справляться с трудностями. Если организаторы программы не готовы вас слушать, возьмите дополнительные курсы, репетитора или смените формат.
Чтобы не пропустить новый выпуск подкаста, подписывайтесь на нас в Apple Podcasts, Яндекс.Музыке, CastBox, или в любом другом приложении, где вы нас слушаете.
Ссылки эпизода
Список Ксении Балицкой
- Эмили Вапник «Мультипотенциалы. Руководство для тех, кто вырос, но так и не решил, кем хочет стать»
- Барбара Шер «Отказываюсь выбирать! Как использовать свои интересы, увлечения и хобби, чтобы построить жизнь и карьеру своей мечты»
- Ronald H Fredrickson, John Watson Murray Rothney Recognizing and assisting multipotential youth
- Harden R. M. Effective multiprofessional education: A three dimensional perspective. Medical Teacher
Список Ренаты Гизатулиной
- Выпуски подкаста Ренаты о целеполагании, стилях обучения, мотивации.
- Телеграм-канал об интересных проектах в образовании
- Уметь учиться — навык смотреть на свою жизнь как на единый процесс развития
- Курс-исследование LLLab «Учимся учиться»
- Набор методик и инструментов LLLab для проектирования обучения
- Бесплатный курс «Learning how to learn» на Coursera
- LX profile для создания индивидуальной образовательной траектории
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.