Подкаст «Списать не получится»: как выбрать подходящую форму обучения

Фото: РБК Тренды
Фото: РБК Тренды
Как понять, что пора менять образовательную программу и не потеряться в многообразии форм обучения — рассказываем в новом выпуске подкаста «Списать не получится» от РБК Тренды

Новый подход к организации труда создает запрос на новые формы обучения, которые подходят не всем. При этом маркетинг образовательных программ и культ продуктивности торопят нас поскорее записываться на курсы и потреблять все больше обучающего контента. Но как разобраться в том, что появилось на рынке обучения?

В третьем эпизоде в гости к ведущему Максиму Буланову пришли основатель и куратор программ LLLab Рената Гизатулина и исследователь полипрофессионалов Ксения Балицкая. Они поговорили о том, откуда появилось многообразие форм обучения, как в них не запутаться, почему формат лекций устаревает и что есть кроме них.

Хайлайты разговора

Подходы и методики в образовании, вроде обучения в сообществе или проектирования своей образовательной траектории, существуют давно. Но произошел сдвиг: раньше этими методиками владели люди, которые создавали школы или университеты, теперь их осваивают все.

Технологии обретают человеческие возможности и делают их доступными большему количеству людей. Например, адаптивное обучение — это перевод системы тьюторства, где главенствующую роль занимают интеллект и образовательная система.

Один из основных трендов в образовании — формирование авторской позиции у человека: приобретение навыка учиться, ставить цели, выбирать подходящие программы, формы и методики обучения. Учащийся становится автором своей образовательной программы.

Увеличивается запрос на развитие метанавыков: умение определять подходящую профессию, рефлексировать, поддерживать свое эмоциональное состояние. Образование становится глубже, чем просто обучение профессиональным навыкам.

Навыки обучения, рефлексии и целеполагания можно сравнить с компьютерной и финансовой грамотностью. Люди следующего поколения будут сразу понимать, как учиться и строить свою образовательную траекторию. Для нас развитие этих навыков — еженедельная рутина, которая помогает по жизни.

Как подобрать подходящий формат обучения

  1. Подумайте, что вы хотите поменять в жизни, карьере, окружении. Когда мы ставим цели, мы формируем запрос на изменения. Без этого нельзя пройти дальше.
  2. Разложите запрос на учебные задачи, определите важное. Мы не можем развить десять навыков за месяц, нужно брать несколько фокусов, а уже под них подбирать подходящие инструменты и формы обучения.
  3. Поразмышляйте, какое будущее вы хотите. Когда человек видит элементы нежелательного последствия в будущем и понимает, что оно ему не нравится, у него появляется внутренняя мотивация. Это ярлык того, что следует изменить и докрутить.
  4. Выбирайте формы обучения под конкретные цели: найти работу, получить статус, развить навык. Обучение похоже на отношения. Вас нельзя просто научить. Вы приходите со своими целями в условия, которые создала компания.
  5. Чтобы понять, что курс или формат вам не подходит, попробуйте изменить условия обучения: снизить темп, поменять домашние задания, увеличить длительность. Если вы попробовали несколько раз, но ничего не выходит, можно уходить. В процессе развития мы проходим разные стадии. Одна из них — сопротивление. Его можно перепутать с неподходящим форматом, поэтому важно говорить организатору курса о своих запросах и трудностях.
  6. Образовательные ресурсы должны поддерживать и помогать справляться с трудностями. Если организаторы программы не готовы вас слушать, возьмите дополнительные курсы, репетитора или смените формат.

Чтобы не пропустить новый выпуск подкаста, подписывайтесь на нас в Apple Podcasts, Яндекс.Музыке, CastBox, или в любом другом приложении, где вы нас слушаете.

Ссылки эпизода

Список Ксении Балицкой

  1. Эмили Вапник «Мультипотенциалы. Руководство для тех, кто вырос, но так и не решил, кем хочет стать»
  2. Барбара Шер «Отказываюсь выбирать! Как использовать свои интересы, увлечения и хобби, чтобы построить жизнь и карьеру своей мечты»
  3. Ronald H Fredrickson, John Watson Murray Rothney Recognizing and assisting multipotential youth
  4. Harden R. M. Effective multiprofessional education: A three dimensional perspective. Medical Teacher

Список Ренаты Гизатулиной

  1. Выпуски подкаста Ренаты о целеполагании, стилях обучения, мотивации.
  2. Телеграм-канал об интересных проектах в образовании
  3. Уметь учиться — навык смотреть на свою жизнь как на единый процесс развития
  4. Курс-исследование LLLab «Учимся учиться»
  5. Набор методик и инструментов LLLab для проектирования обучения
  6. Бесплатный курс «Learning how to learn» на Coursera
  7. LX profile для создания индивидуальной образовательной траектории

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Обновлено 01.06.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть