Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Подкаст «Списать не получится»: сам себе образовательный стандарт

Фото:РБК Тренды
Фото: РБК Тренды
На какие вопросы необходимо себе ответить, почему формальные стандарты не помогают, как разобраться в целях и образовательных программах — в новом выпуске подкаста «Списать не получится» от РБК Тренды

Мы привыкаем к персонализированной рекламе и сервисам, которые делают жизнь удобнее. Но когда вопрос заходит об образовании, учебная программа как сервис еще не случается. Здесь появляются кризисы общего и индивидуального. Почему они возникают и как с ними справиться lifelong learner`у?



Таймлайн разговора:

1:17 — «Необходимость lifelong learning наступает нам на пятки»

3:52 — Кризис общего начинается с кризиса индивидуального

8:32 — Кто диктует стандарты образования (и почему они не всегда работают)

13:03 — Как подобрать образовательную программу под себя

21:28 — В чем секрет успеха неформального образования?

31:38 — Ответственный выбор — навык, которому нужно обучать

37:37 — Как понять, что неформальное образование дает результат

41:11 — Как выбрать себе место обучения: кто может нам помочь, кроме нас самих?

Во втором эпизоде Максим поговорил с Юрием Романовым — методистом Новой школы, преподавателем МПГУ и председателем просветительского проекта «Летняя школа». Они разобрались, как проявляются кризисы общего и индивидуального в образовании, почему формальное образование не успевает за современным обществом и как ориентироваться в образовательных программах.

Хайлайты разговора

Lifelong learning — необходимость находить себе новые места, где можно научиться тому, что нужно для жизни. Lifelong learning в контексте системы образования — создание таких мест и программ не для получения корочки, а для формирования навыков.

В образовании есть кризис общего и индивидуального. Кризис индивидуального происходит, когда человек еще не ответил для себя на вопрос: «Чему и где я хочу учиться?» Из-за этого он идет по понятному, легкому пути, чтобы кто-то другой ответил на этот вопрос.

Чаще всего студенты бакалавра идут по трем сценариям. Первые начинают думать что делать дальше, когда заканчивают вуз. Другие — поступают в магистратуру, чтобы остаться в привычном контексте и отложить большой выбор. Третьи — думают о будущем раньше, уже на последнем курсе «вкалывают» в своей или смежной области.

Кризис общего происходит, когда стандарты и программы пишут без перехода от системного языка к человеческому. Тогда преподаватели ориентируются на свою накопленную практику, а не нормативные документы.

В реальной практике студента-преподавателя и школьника-учителя не сильно заглядывают в стандарты. Это неживой документ для повседневного обихода.

Индивидуализация — возможность подогнать существующие учебные курсы под конкретного человека. Спроектировать его индивидуальную образовательную траекторию или маршрут. Персонализация — возможность поменять само содержание образования под существующий запрос человека.

Формальное образование собрано по лекалам предыдущей эпохи, поэтому не успевает за современными вызовами. При этом разнообразные запросы людей не всегда находят ответ в формальном. В этом есть плюс — расцветает неформальное образование.

В идеальной картине мира человек заканчивает школу с практикой ответственного выбора: начиная с выбора экскурсии в пятом классе, заканчивая формированием своего учебного плана в старшей школе. Тогда на выходе из школы, он умеет выбирать и принимать решения. Это навык, который можно развивать в течение всей жизни.

Как быть и что делать

  1. Определите жизненный запрос, разберитесь: зачем и чего вы хотите.
  2. Найдите вузы, школы и образовательные организации, которые помогут ответить на этот запрос. Посмотрите на преподавателей, почитайте их работы и послушайте открытые лекции. Подумайте, что отзывается, а что — нет.
  3. Чтобы определить эффективность обучения, сравните запрос на старте с тем, что получили в итоге. Поставьте фильтр: насколько это зависело от вас и от того, кто помогал учиться.
  4. Относитесь к трудностям и неудачам как к ситуации развития. Опыт может быть негативным с позиции исходного запроса, но позитивным с позиции того, куда еще можно прийти.
  5. Задавайте неудобные вопросы образовательным организациям о том, чему и как вам будут учить, какие задачи и задания давать.
  6. Если не можете определить запрос или не понимаете, как и куда двигаться дальше — попробуйте обратиться за помощью к тьютору.
  7. Будьте открыты.

Чтобы не пропустить первый выпуск подкаста, подписывайтесь на нас в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», CastBox, или в любом другом приложении, где вы нас слушаете.

Ссылки эпизода

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Следующий материал: