Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Как сделать стажировки полезными для зумеров и бизнеса: итоги опроса РБК

Фото:РБК Тренды
Фото: РБК Тренды
Мы опросили студентов с опытом стажировок и представителей компаний, которые с ними работают, чтобы узнать, зачем зумеры приходят в компанию, чего от них ждут работодатели и с какими трудностями сталкиваются обе стороны

В конце августа РБК Тренды провели опрос молодежи, представителей поколения Z, на предмет опыта прохождения стажировок, а также работодателей на предмет собственно участия юных специалистов в работе компании. Ниже представляем основные итоги исследования.

Поколение Z — кто они такие

К поколению Z относят молодых людей в возрасте от 10 до 25 лет. Они выросли в период постоянных технологических прорывов и инноваций, лучше других умеют адаптироваться к постоянно меняющейся среде. Зумеры прямолинейны, прагматичны, хорошо справляются с большим потоком задач. Самые взрослые из них недавно закончили университеты и только устраиваются на первую работу. К 2025 году зеты будут занимать 27% всех существующих должностей. Чтобы понять, как работать с молодым поколением, работодателям стоит присмотреться к нему уже сейчас.

Поколение Z — самое многочисленное за весь период существования человечества. К концу 2020 года в мире будет 2,6 млрд зумеров, что вызовет большую конкуренцию на рынке труда. Среди профессий у зетов есть свои предпочтения: они хотят стать программистами, медработниками и госслужащими. Увеличить шансы на успешную карьеру помогут стажировки. В этот период студенты прокачивают навыки, набираются опыта и заводят полезные знакомства. Стажировки помогают изучить профессию изнутри и устроиться в компанию.

Студентка магистратуры Маргарита, получила должность в компании через стажировку
Студентка магистратуры Маргарита, получила должность в компании через стажировку (Фото: из личного архива)

Зачем стажировки студентам

По результатам опроса читателей РБК Тренды, большинство студентов идут на стажировку, чтобы набраться опыта и как можно раньше начать зарабатывать. Для поколения Z зарплата играет важную роль при выборе профессии. При этом деньги их интересуют меньше, чем представителей других поколений. Зумеры склонны отказываться от высокооплачиваемой работы, если она не приносит им удовольствие.

Вторым по приоритету становится увлечение профессией. Зеты приходят на стажировки, чтобы как можно раньше влиться в рабочий процесс. Самой незначительной целью они выделяют стажировку в счет практики для университета. Это поколение не учится для галочки, большую роль для них играет собственный интерес.

Мария, студентка:

"Когда ты приходишь в рабочее пространство – это совсем другая атмосфера. Она не похожа на то, что происходит в университете. Стажировка помогает углубиться в профессию и понять, что такое работа. Летучки, чаты, стикеры – ты изнутри видишь, как функционирует твоя профессия, и это очень важно для развития коммуникативного навыка. Когда ты вливаешься в профессию, тебе легче осознавать, насколько это все сложно, насколько вообще сложно становиться человеком, который зарабатывает".

Студенты поколения Z начинают стажироваться еще во время учебы. Так они сразу закрепляют полученные знания на практике и выходят из университета с проработанными навыками и строчкой в резюме об опыте работы. Стажировки помогают прочувствовать профессию изнутри, познакомиться с рабочими сервисами и усвоить принцип работы. Такая практика избавляет студентов от страха остаться без работы после выпуска.

Елизавета, студентка:

"Без стажировок сейчас обойтись нельзя. Если ты студент и у тебя нет связей внутри профессии, устроиться куда-то довольно сложно. Стажировка дает тебе опыт работы и знакомых из сферы. Так просто легче продвинуться".

Зачем стажировки работодателям

С работодателями картина обстоит обширней: здесь все зависит от компании. Работодатели привлекают стажеров, чтобы закрывать больше задач, делать рутинную работу, познакомиться с новым взглядом и вырастить сотрудников. Реже — выступают в роли образовательного института, безвозмездно помогают воспитать будущих специалистов.

Закрыть текущие задачи, с которыми не справляются наемные сотрудники. Стажерам можно отдать часть заданий постоянных сотрудников в особо загруженные рабочие периоды. Стажер становится временным помощником, когда компании не хватает рук. В это время он обучается профессии, а сотрудники избегают переработок.

Заниматься рутинной работой, для которой не нужен большой опыт. Вопреки представлениям студентов на основе кино, в эти задачи не входит приготовление кофе и личные просьбы сотрудников. Обычно это бумажная работа, холодный обзвон клиентов или задачи схожего типа. Так компания экономит деньги, а стажер получает опыт и представление об устройстве рабочего процесса.

Одна из важных задач стажировки — понять сильные и слабые стороны кандидата
Одна из важных задач стажировки — понять сильные и слабые стороны кандидата (Фото: из личного архива)

Познакомиться со свежим взглядом молодого поколения, получить новые идеи, найти недочеты в работе компании. Опытные сотрудники с замыленным взглядом могут не замечать нюансы, которые бросаются в глаза стажеру. Даже если их мысли кажутся простыми и наивными, профессиональный сотрудник может заметить узкие места и докрутить идею. Стажеры не знают, как выглядит рабочий процесс и не умеют выполнять задачи правильно и по шаблону. Они могут предложить более полезный подход, чем уже устоявшиеся в компании.

Вырастить новых сотрудников. Более половины опрошенных компаний готовы предложить место в штате успешному стажеру. Стажировка помогает увидеть таланты будущего сотрудника, его навыки и отношение к работе. В некоторых случаях, такая практика экономит деньги и готовит человека с нужными навыками, которые не встречаются на рынке.

Александр, основатель сервиса для дополнительного образования courseburg.ru:

"Наши процессы устроены очень специфическим образом, поэтому нам не подходят случайные люди с рынка. Дешевле и проще научить человека с нуля под свои задачи. Первый месяц у нас стажируются бесплатно, для места учебы. Со второго — начинается плавный ввод в должность. Мы платим минимальную ставку по часам, далее смотрим как человек справляется и постепенно повышаем ставку. Если стажер нам нравится, тогда обсуждаем с ним зарплату. Получается, первые полгода мы сильно экономим".

Как стажеру и работодателю найти друг друга

Зумеры идут на стажировки только в те компании, где есть нужный отдел для проработки навыков, а задачи касаются профессиональных интересов. Это прагматичное поколение, которое старается продумать свой карьерный путь и не тратит время на стажировку ради стажировки. Зумеры готовы начинать с низов и идти вверх по карьерной лестнице. На первых порах они не смотрят на зарплату и готовы работать бесплатно, но им важно иметь перспективу дальнейшего трудоустройства.

Школьники и студенты поколения Z без опыта первой стажировки опасаются, что не смогут найти место для практики и попасть в желаемую компанию. Зумеры, которые уже прошли успешную практику, рекомендуют:

  • идти напрямую к сотрудникам компании, которые работают в нужном отделе;
  • искать личную почту сотрудников на официальном сайте компании или писать в соцсети;
  • кратко описать запрос и мотивацию в сопроводительном письме;
  • прикрепить портфолио;
  • если есть возможность, искать стажировки через личные знакомства.

Анна, студентка:

"Мне помогает моя целеустремленность и способность цепляться за какие-то контакты, за людей. В моем случае — преподавателей. Ты видишь, что твой друг, знакомый или преподаватель работает или стажируется где-то и просто спрашиваешь: могу ли я туда попасть, как я могу это сделать. Могу ли я попасть куда-то в другое место через это знакомство. В моем случае это так работает".

Большая часть опрошенных компаний находит стажеров через сотрудничество с вузами. Они участвуют в ярмарках профессий или предлагают места для прохождения производственной практики. У некоторых компаний есть специальные стажерские программы. Как правило, они рассчитаны на несколько месяцев, а всю информацию с условиями можно найти на официальном сайте. Ряд компаний выкладывают объявления на специальных порталах для поиска работы. Часть стажеров приходит по личным рекомендациям коллег и знакомых сотрудников компании.

Для работодателя важно, чтобы стажер был любознательным, усидчивым, умел грамотно распределять свое время и оперативно решать поставленные задачи. Наличие базовых знаний о профессии тоже будет плюсом. В компаниях, где важны точные знания: в медицине, инженерных специальностях, архитектуре смотрят на уровень образования. Чтобы устроиться в большинство мест, достаточно успешно пройти собеседование. Иногда будущего стажера просят показать резюме или сделать тестовой задание.

Арина, начальник отдела по управлению персоналом Fort Dialogue:

«Если мы сотрудничаем с вузами, проводим собеседования со студентами там. Смотрим, кто нам нравится. Если новые сотрудники приходят к нам по знакомству, тоже проходят собеседование. Любой стажер должен быть ответственным, амбициозным – это очень важно. Главное, уметь слышать, слушать и задавать вопросы».

Как подготовиться к стажировке?

Между успешным собеседованием и выходом на стажировку обычно проходит несколько дней. В этот период будущий стажер может подготовиться к первому рабочему дню, ознакомиться с сайтом компании и ее основной деятельностью. Если есть возможность — изучить работу сотрудников отдела, в котором будет проходить стажировка. Это поможет чувствовать себя уверенней в первые дни, не теряться от предложенных задач и быстрее влиться в работу.

Ирек, руководитель проектов sov-tech.ru:

"К нам приходит много стажеров по сарафанному радио. У них есть примерное понимание того, чем занимается наша компания. По крайней мере, они знакомы с той информацией, которую им передали. Таким людям проще влиться в деятельность компании, они быстрее индоктринируются. Но мы не ждем от стажеров полного понимания задач, которые мы решаем – для нас это не принципиально и не меняет отношения к человеку. На входе все в одинаковом положении".

Стажер компании CourseBurg разрабатывает архитектуру своего первого небольшого внутреннего продукта
Стажер компании CourseBurg разрабатывает архитектуру своего первого небольшого внутреннего продукта (Фото: из личного архива)

Когда стажер приходит в компанию, за ним закрепляют куратора или наставника — человека, который будет помогать и отвечать на вопросы по ходу стажировки. Куратор ведет стажера, дает задания и оценивает уровень их выполнения. Им может стать руководитель отдела или рядовой сотрудник компании. Чтобы стажировка прошла с максимальной пользой для обеих сторон, к ней стоит готовиться заранее, еще до прихода стажера в компанию.

Ведение стажера похоже на преподавание: учебный план упростит процесс совместной работы. Если построить примерный план стажировки и продумать задания, которые можно предложить стажеру, в процессе будет уходить меньше времени на организаторские моменты. Так куратор подготовиться к следующему шагу, а стажер не останется без задач и пройдет поэтапный путь обучения.

Дмитрий, студент:

"Моя стажировка длилась две недели. Я каждый день сидел в офисе с десяти до шести вечера. С утра у сотрудников были летучки и после них мне давали задания: обычно часов в двенадцать дня. Если я быстро справлялся, то до конца дня оставался без дела. Мне хотелось получать больше заданий и проявлять себя, но сотрудникам было нечем меня занять".

В некоторых компаниях проводят тренинги для кураторов и раздают методички по работе со стажерами. Для тех, кто не знает с какой стороны подступиться к стажеру, мы готовим продолжение этого материала. Расскажем, как раскрыть лучшие качества стажера и задержать перспективные кадры. А стажеры узнают, как не вылететь со стажировки и получить максимум пользы от работодателя.


Как студенту получить пользу от стажировки

  1. Идти на стажировку еще во время учебы, чтобы выйти из университета с опытом работы.
  2. Искать стажировки через личные знакомства или писать напрямую сотрудникам нужного отдела.
  3. Подготовить резюме, чтобы выделиться среди других кандидатов.
  4. Готовиться к стажировке: изучить компанию и профессию.
  5. Не бояться рутинной работы — это часть любой работы.
  6. Уметь слышать, слушать и не стесняться задавать вопросы.

Как компаниям работать со стажером

  1. Брать стажеров в особо загруженные рабочие периоды.
  2. Заранее планировать задачи и этапы стажировки.
  3. Не ждать от стажера полного понимания процессов на начальном этапе.
  4. Включать стажера в рабочие чаты и летучки — это поможет ему быстрее адаптироваться.
  5. Прислушиваться к идеям стажеров.
  6. Рассматривать стажеров как будущих сотрудников.

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Следующий материал: