Старт карьеры у подростков: подкаст «Списать не получится»

Фото: Петр Ковалев / ТАСС
Фото: Петр Ковалев / ТАСС
Как подросткам выйти на рынок труда и кто им в этом помогает — обсудили с Ириной Святицкой, руководителем молодежного направления hh.ru, и Марией Болотской, руководителем Центра карьеры Павловской гимназии
Время на чтение: 3–5 минут; 32–34 минуты с прослушиванием подкаста

Согласно WorldSkills Russia, с профессией определились только 5% школьников, причем более 70% опрошенных не представляют, чем хотят заниматься в жизни. Школы, вузы и работодатели пытаются исправить эту ситуацию, предлагая молодежи все больше возможностей для профессионального поиска себя.

Чтобы узнать, как подростку разобраться в своих профессиональных интересах, где найти работу и можно ли получить пользу от обычной подработки, ведущий Максим Буланов пригласил Ирину Святицкую, руководителя молодежного направления hh.ru, и Марию Болотскую, руководителя Центра карьеры Павловской гимназии.

Чтобы не пропустить следующий выпуск подкаста, подписывайтесь на нас в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», CastBox, или в любом другом приложении, где вы нас слушаете. А в нашем Telegram-канале вас уже ждет задание, выполнив которое, вы станете еще более эффективным лайфлонг-лернером.

Таймлайн разговора

4:45 — Об инструментах для «мягкого» входа на рынок труда

5:30 — Зачем нужен центр карьеры в школе

10:05 — Что ограничивает профессиональный поиск подростка

12:50 — Профориентация как проверка гипотез

15:00 — Когда выходить на работу и куда

17:30 — Роль взрослого или как поддержать подростка на старте карьеры

20:30 — Как и зачем корпорации «выходят» на молодежь

23:40 — Рекомендации подросткам, которые хотят начать работать

Хайлайты разговора

Старт карьеры часто не очевиден. У многих школьников очень размытые представления о том, как выходить на рынок труда. Профессиональное ориентирование с вовлеченным участием родителей и/или школы пока редкость.

С одной стороны, человеку, который планирует поступить в хорошее учебное заведение, нужно серьезно готовиться к олимпиадам, конкурсам, и делать это в профильном формате. С другой, у многих подростков еще нет понимания, какую проблему в мире они хотят решить, чему желают посвятить жизнь. И это нормально.

Зеленая экономика Что говорят молодые экоактивисты о своем вкладе в защиту природы

Дети в основном хотят популярные, публичные профессии: актера, журналиста, ведущего. Или профессии, которые близки к ним — преподавателя, врача. Важно подсвечивать разные профессиональные области — и агронома, и грузчика, а не только блогера. Сейчас нет фильмов или сериалов, где главный герой — слесарь или инженер. Хотя в советском кинематографе славилось огромное количество рабочих профессий.

Подросткам стоит проверять свои профессиональные гипотезы. Хочешь быть блогером? Иди и поговорим с реальным лидером мнений, посмотри на его оборудование, расспроси о карьерном пути. Хочешь работать адвокатом? Устройся в агентство на полставки и посмотри, как все устроено. Хирургом? Можно почитать блоги врачей или — в более экстремальной форме — устроиться в больницу на любую позицию, которую могут дать. Главное — постараться изучить профессию изнутри, а не только по ее образу.

Большая часть работодателей хотят нанимать молодых людей с 18 лет, потому что до этого возраста есть большое количество юридических ограничений. Не каждый работодатель готов заниматься оформлением. Но есть работодатели, которые привлекают школьников. На HeadHunter таких можно отфильтровать специальной галочкой.

Родителям стоит подключаться на всех этапах процесса трудоустройства ребенка, от поиска и выбора работодателя до оформления документов. Конечно, молодой человек может делать это самостоятельно, но следить и подсказывать — важно, особенно если делает он это впервые.

При устройстве на работу важно спросить себя: «Зачем ты это делаешь? Каким социальным капиталом ты обрастаешь?» Любой опыт обогащает ваше резюме.

Корпорации выращивают себе сотрудников уже со школьной скамьи. Это делается повсеместно и с каждым годом все шире. Работодатели стремятся рассказать про свою компанию, отрасль, направления. Инструментарий донесения информации разнообразен: от небольших мастер-классов в вузе, заканчивая серьезнейшими интеграциями на уровне кафедр, собственных обучающих программ. Работодатели активно хотят в школы, в какой-то момент они придут и в детские сады.

Если хочешь на рынок труда, определись: ты хочешь подрабатывать или стажироваться? Посмотри, какие есть профессии, что сейчас популярно. Пойми, что тебе интересно, пробуй разное. Когда исследуешь, у тебя нет шансов провалиться, у тебя есть гипотеза, она может подтвердиться, не подтвердиться. Потом ставишь новую.

После каждого нового опыта задавай себе вопрос: «Что я начну делать после этого? Что я продолжу делать? И что я прекращу делать?». Старт, стоп, продолжить. Это звучит очень просто, но схема работает: оценивай приобретенный опыт и придумывай возможные дальнейшие действия, чтобы не наступать на одни и те же грабли и двигаться к более значимым, красивым и интересным вещам.

Ссылки эпизода

Обновлено 26.05.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть