Что такое теория поколений?
Это исследовательский подход, получивший популярность в начале 1990-х гг., авторами которого являются Нил Хау и Уильям Штраус. Они утверждают, что исторический контекст определяет поведение человека: у групп, родившихся в одинаковый промежуток времени, есть сходные социально-психологические черты, универсальные для всего поколения.
Поколенческие циклы составляют 15-20 лет и в общих чертах классифицируются следующим образом:
- «Беби-бумеры» (1943-1961), для которых характерно переосмысление традиционных ценностей, культурные изменения, умеренный консерватизм, оптимизм, командный дух, амбициозность, активность, бережливость.
- «Поколение Х» (1962-1981) демонстрирует высокую самостоятельность и индивидуализм, недоверие к власти из-за пережитых резких перемен и, как следствие, аполитичность, скептицизм.
- «Поколение Y» (1982-1995) («миллениалы») высоко ценит свободу, увлечено новыми впечатлениями и саморазвитием, позже взрослеет, дольше живет с родителями, не считает частную собственность важной ценностью.
- «Поколение Z» (1995-2010) («цифровые аборигены») привязано к большому количеству устройств, доверяет информации, публикуемой друзьями, а также рекомендациям блогеров и лидеров мнений. Концепция «Word of Mouth» («из уст в уста») стала непосредственной частью модели коммуникаций представителей поколения. Характерна вдумчивость, способность к многозадачности, прямолинейность, экономность, замкнутость.
- «Поколение альфа» (2010-2025) (типология австралийского ученого Марка МакКриндла) -?
Временные границы поколений «плавающие». Дело в том, что для разных стран они сдвинуты на пять-шесть лет и более. Это связано с разными темпами индустриализации, экономического развития и переживаемых общественно-политических изменений. Также это обусловлено стадией так называемого демографического перехода — смены темпов рождаемости и смертности (снижение того и другого), в результате чего воспроизводство населения сводится к простому замещению поколений, а не приросту численности.
Российские социологи считают, что «Поколение Z» в нашей стране появилось после 2000 года. Рожденные в период с 1995 по 2000 год относятся к переходному поколению и по ценностным ориентациям и информационному поведению относятся скорее к «поколению Y».
Зачем нужно изучать поколения?
Поколенческий подход чаще всего используют маркетологи для того, чтобы понять, как продать товар разным целевым аудиториям. Социологи смотрят на поколения через призму исторического контекста и демографических процессов, а политики рассчитывают, как повлиять на выбор при голосовании.
Есть и еще одна сфера, для которой изучение поколенческих сдвигов и изменений ценностных ориентиров становится жизненно важным — это система образования.
Специалистам этой области необходимо понять, как учить детей, которые садятся за парты школ и поступают в университеты. Как выйти из круга «они не понимают» и вести диалог с теми, кто «по другую сторону» учительского стола. А может быть, этот стол давно уже пора выбросить и заменить чем-то другим?
Сейчас российская высшая школа имеет дело с представителями двух поколений — Y и Z. Мы поговорим подробнее про последних.
Как учится поколение Z?
Российские ученые довольно активно дискутируют на тему того, как учить современную молодежь. Нынешний вызов в виде вынужденного перехода на дистанционное обучение только ярче «подсветил» проблему обучения цифровых аборигенов теми преподавателями, которые до сих пор чувствуют себя в виртуальной среде неофитами.
В чем основная сложность:
- Мы имеем дело не с «чистыми» типами поколений, а с миксом (комбо-поколений). Не бывает так, что какой-то год набора — это «миллениалы», какой-то — Z, а следующими сразу пойдут «альфы». Более того, в современной магистратуре, например, часто встречается микс «миллениалов» и «бумеров» (boomerlennials). Оба имеют склонность к индивидуализму и достаточно активны. Поэтому образовательный процесс необходимо адаптировать и под такие поколенческие «смеси».
- Для «миллениалов», «зетов» и «альфа» становится актуальной виральность — то есть не прямой обмен «знания-оценки», «знания-знания» или «знания-деньги», а процесс обмена действиями. Это понятие экономики внимания, подразумевающее, что образовательная деятельность влияет или связана со статусом в социальных медиа и в виртуальном пространстве.
Ценностный профиль поколения Z: учатся «для корочки» или из интереса?
«Поколение Z» изучали специалисты Сбербанка в 2017 году, социологи из РАН в 2012-м, эксперты Высшей школы экономики и многие другие.
Социологи обычно сходятся на том, что «поколению Z» свойственна тяга к безопасности, а удовольствие, простота и интерес важнее высокого заработка. Они менее склонны к риску и бунту, находятся под влиянием родителей и ровесников, настроены изменить общество, обучаются самостоятельно, боятся «застрять» на не приносящем радости месте. Рано начинают работать, совмещая работу и учебу, занимаются самообразованием.
Представленные данные — часть исследования «Рождение российской магистратуры», проекта-победителя «Стипендиальной программы Владимира Потанина» Благотворительного Фонда Владимира Потанина и Институтом образования Высшей школы экономики. Были опрошены студенты бакалавриата и магистратуры 19 российских вузов.
Для начала посмотрим, как студенты в возрасте от 16 до 25 лет ответили на вопросы от том, что бы они предпочли больше:
- диплом или новые знания;
- окончить престижный вуз или любой вуз;
- поступить на бюджет или туда, где интересно.
На графиках, представленных ниже, четко виден тренд в ответах, на которых наблюдается поколенческий «переход» — это те самые «безопасность» и «интерес», которые смешаны в поколении Z.
Конечно, основываясь только на этих иллюстрациях, мы не даем строгого научного подтверждения типологии поколений, но именно эти результаты подтолкнули нас к «поколенческой» интерпретации данных.
У тех, кто выбирает любой вуз вне зависимости от престижности, четко виден возрастной «слом» — 21 год: и он также соответствует примерной поколенческой границе между «миллениалами» и «поколением Z» (начало 2000-х).
Такой же «горб» (даже более четко выраженный) мы видим при ответе на вопрос, важно ли обучаться на бюджете или важно то, что интересно.
Может ли YouTube заменить классический университет?
В перспективе вызов для высшего образования весьма значителен. Сейчас нужно готовить образовательные траектории уже под следующее поколение, для которых «умные» технологии становятся не просто инструментом коммуникации и обучения, а обычными социальными практиками.
Конечно, нам не грозит потеря системы высшего образования в одночасье, но все больше его функций будут брать на себя другие структуры: корпоративные университеты, микрообучение (microlearning), конкурсы Worldskills, которые для работодателей становятся важнее любого диплома.
Как подготовить систему образования к особенностям восприятия, обучения и ценностям следующих поколений? Ведь если не думать на два шага вперед, то система рискует начать пробуксовывать, догоняя более адаптивные социальные институты.
На сегодняшний день главным трендом на глобальном рынке труда является увеличение позиций, требующих нерутинных умений и навыков. Он не только дает толчок инновационной экономике, но и ведет к потребности в высокоразвитых адаптивных умениях у работников. Чтобы оставаться востребованными в эпоху искусственного интеллекта, молодым людям придется постоянно учиться, приобретать новые навыки и менять вид деятельности. Через десять лет им будет по 20 или чуть меньше, и они будут задаваться вопросом: а стоит ли тратить пять-шесть лет на получение академического образования в условиях постоянно совершенствующихся технологий?
Кто следующий? «Поколение альфа» и «закат» университетов
Университеты в классическом понимании могут оказаться для следующего поколения вовсе не нужны. Пожалуй, так можно сказать, если мы понимаем университеты только как фабрики знаний и производителей дипломов. Но не стоит забывать, что вуз — это не диплом, это среда для коммуникации, причем среда в том числе визуальная.
Для «поколения Альфа» прогнозируется новый стиль лидерства — вернее, его фактическое отсутствие. Например, условный «лидер» будет встроен в процесс как со-создатель какого-то продукта, услуги. Факторы горизонтального общения и «реальных дел» становятся решающими. Проще говоря, «альфам» важнее будет построить, разобрать что-то реальное, чем слушать или читать об этом что-либо, кроме короткого мануала.
Но это пока лишь экспертные рассуждения, подкрепленные небольшим количеством эмпирических данных, а сами «альфы» пока еще слишком юны, чтобы делать категоричные заявления о том, какие же они.
Наша задача — попробовать спрогнозировать то, как должна меняться система образования, чтобы она не оказалась на «обочине» прогрессивного мира.
Что еще почитать о «поколении альфа» и «зетах»:
- Сайт австралийского ученого Марка МакКриндла, на котором собраны разные ресурсы и исследования о новых поколениях.
- Статья издания The Atlantic «Oh No, They’ve Come Up With Another Generation Label».
Виртуальная реальность вместо класса
Что нужно поколению Z от вуза и как подготовить систему образования к наступающим на пятки «альфам»? Например, магистр не должен учиться на очном отделении в классическом понимании — аудиторные занятия должны занимать незначительную часть обучения, проводиться вечером, дистанционно, необходимо менять формат аудиторных работ, не исключая из процесса преподавателя.
Говоря о том, какие формы обучения подходят для современного поколения, в качестве глобальной тенденции отмечается микрообучение (microlearning) — здесь образовательные платформы и бренды конкурируют за быстрые и сжатые курсы в режиме коротких аудио- и видеосообщений, статей и сториз.
Универсальными навыками в современной системе образования считаются социальная практика, проектная деятельность, навыки коммуникации. Перспективной моделью видится «liberal arts», которые концентрируются на развитии общих навыков (general skills, критического мышления, эмоционального и социального интеллекта).
Но открытым остается вопрос, насколько российское образование готово к принятию такой модели.